Светлана Чистякова
Два разных мира. Социальное развитие ребенка через формирование гендерной принадлежности в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование гендерной принадлежности ребенка – одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС дошкольного образования. Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Публикация «Два разных мира, Социальное развитие ребенка через формирование гендерной принадлежности в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Гендер – социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом, но возникают во взаимодействии людей. «Гендер» и «пол» – понятия нетождественные. Термин «пол» делает акцент на биологических особенностях, «гендер» – на социокультурных, которых общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Значительная часть детей растёт в неполных семьях. Такая ситуация оказывает негативное влияние, особенно на мальчиков. Девочки становятся агрессивными, грубыми, лишены скромности, нежности, терпения; мальчики перенимают женский тип поведения, слабы физически. Назрела необходимость создать условия для гендерной социализации дошкольников, т. к. осознанное воспитание необходимо начинать тогда, когда ребёнок начинает различать свой пол.
Данными обстоятельствами и определилась актуальность проекта «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста».
Цель проекта: систематизировать работу гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) Организация гендеронаправленной предметно-развивающей среды.
2) Работа с детьми с учётом их гендерных особенностей
3) Знакомство педагогов с особенностями воспитания и обучения девочек и мальчиков.
4) Формирование у родителей гендерной компетентности.
Работа велась в нескольких направлениях:
1. Оснащение предметно – пространственной среды.
Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды.
В группах специально оборудованы игровые зоны для мальчиков и девочек, где девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери. Это «Салон красоты», «Кукольный уголок», «Семья». Для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения в игровых зонах «Военные», «Полицейские», «Строители».
При этом учитывается соотношение количества мальчиков и девочек. Если, например, группу посещает 25% девочек, соответственно 75% мальчиков, а уголок для сюжетно-ролевых игр для девочек занимает большую часть пространства, это ущемляет интересы мальчиков и замедляет процесс формирования у них гендерной идентичности.
В игровых зонах находится оборудование для организации совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями, где мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.
В процессе работы по данному проекту я столкнулась с проблемой отсутствия дидактических игр по гендерному воспитанию. Поэтому все игры были сделаны своими руками. Дети и родители активно в этом помогали.
Дидактические игры по гендерному воспитанию обеспечивают овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволяют сформировать адекватную полу модель поведения.
Знакомим детей со сказками, пословицами, где есть возможность овладеть ценностями и способами полоролевого поведения.
В книжные уголки мы размещаем произведения, которые условно делятся на 3 группы: «мужские» произведения, которые отражают мужские стратегии поведения, «женские», где главный герой - персонаж женского пола, «смешанные» - повествуют о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.
2) Работа с детьми с учётом их гендерных особенностей.
Мы пересмотрели работу с детьми с учетом гендерного подхода.
Проводим беседы с детьми на темы: «Хорошо быть мальчиком», «Хорошо быть девочкой», «За что нам нравятся девочки», «За что нам нравятся мальчики».
Трудовые поручения распределяются в зависимости от пола ребёнка. Мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки—с аккуратностью.
В процессе физического воспитания нами используются следующие формы и методы формирования гендерной принадлежности :
• различия в дозировке и времени
• подбор оборудования (например, девочкам ленты, а мальчикам гантели);
• расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только легкий инвентарь, а мальчики – тяжелое оборудование).
• распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики – медведи, а девочки – кошки)
В процессе музыкального воспитания мальчикам отводим роль ведущего партнера, у девочек делаем акцент на грациозности, изящности, мягкости движений.
К сожалению, довольно сложно сформировать группы таким образом, чтобы в них было равное соотношение мальчиков и девочек. Поэтому при постановке парных танцев мы приглашаем детей недостающего пола с других групп.
В музыкально-ритмических движениях используем дифференцированный подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы (наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность движений (хороводы, упражнения с лентами, цветами). При распределении ролей и костюмов детям выбираем персонажей своего пола.
Организация художественного творчества пересмотрена в зависимости от предпочтений мальчиков и девочек. Если например, тема занятия «Одежда», то девочки могут рисовать, украшать юбочки, а мальчики – галстуки.
3) Знакомство педагогов с особенностями воспитания и обучения девочек и мальчиков.
Работая по данному направлению, провела для воспитателей консультации о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностях их воспитания и обучения.
Мною были проведены открытые занятия для воспитателей: «Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком», «Путешествие в страну мальчиков и девочек». На одном из итоговых занятий у детей спросили, какое задание было для них самым сложным. Мальчики признались, что наибольшую трудность для них представляла игра «Поводырь», где они должны были провести ничего невидящих девочек через препятствия. Действительно, было видно, как мальчики волновались, насколько они бережно вели девочек. Появившееся чувство ответственности – это результат работы по формированию гендерной принадлежности.
4) Формирование у родителей гендерной компетентности.
Ещё одно направление по данной теме - это знакомство родителей с теоретическими знаниями об особенностях воспитания и обучения мальчиков и девочек и привлечение их к участию в педагогическом процессе.
Проводим беседы с родителями по вопросам полоролевого воспитания мальчиков и девочек, об особенностях их развития.
Организовываем совместные мероприятия, такие как: «День матери», «Наши папы».
Большую помощь оказывают родители, являясь участниками праздничных мероприятий. Папы личным примером при выполнении заданий показывают свою силу, ловкость. Мамы – красоту и грациозность.
В гостях у детей были родители - представители различных профессий: футболист, сварщик, повар, продавец.
Моя работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей. Родители приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. У детей расширился кругозор, увеличился объём знаний о содержании социальных ролей мужчин и женщин, выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательны и обходительны по отношению к девочкам и своим мамам, а девочки доброжелательными, заботливыми по отношению к мальчикам.
Мальчик и девочка - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути.
Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем. Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе, понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду.