Людмила Верченко
Доклад для педагогов «Жгутиковая пластилинография»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребёнок талантлив и уникален. В нём скрыт неизвестный потенциал, который должен быть обязательно реализован. И мой педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь ребёнку раскрыться, поверить в себя, в свои силы, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность и значимость.
Большое место в своей работе я отвожу творческому развитию детей. Присутствие детского творчества в жизни ребенка незаменимо и необходимо для его полноценного развития.
Публикация «Доклад для педагогов „Жгутиковая пластилинография“» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Жгутиковая пластилинография, лепка
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений пальцев. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в развитии головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. А значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать его руку.
Поэтому с детьми я провожу с детьми художественно-творческие занятия. Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Именно в изобразительной деятельности каждый ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности, может проявить свою индивидуальность. А главное, у детей развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребёнка к письму.
Моей педагогической находкой стало нетрадиционное рисование пластилиновыми жгутиками. Теперь с детьми мы рисуем не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как «пластилинография», которая позволяет создавать рельефные или ровные изображение на любой твёрдой основе.
Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого ребёнок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности и мелкую моторику.
Рисование пластилином – это пластилиновая живопись. В ней пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а основным инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка.
Но наиболее полюбившимся видом «пластилинографии» для моих детей стало именно нетрадиционное рисование пластилиновыми жгутиками. Мы с воспитанниками рисуем красивые и необычные картины с помощью такой нетрадиционной техники. Это весело и занимательно. Дети с большим удовольствием делают картины из пластилина. Такая техника достаточно проста. Из жгутиков можно делать как простые работы, так и более сложные. Самые простые работы доступны даже малышам.
Такая техника позволяет по нарисованному контуру сделать очень четкие края пластилинового рисунка, и в целом очень нравится детям - своей простотой, такая работа у дошкольников получается на «отлично»
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление; способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.
Занимаясь пластилинографией, у ребёнка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребёнок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.
Существует много видов изобразительного искусства. Дети обычно отдают предпочтение рисованию. Оно имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» — создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
В ходе занятий пластилинографией, у ребёнка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, ребёнок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.
Целью пластилинографии является всестороннее развитие ребёнка дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
1. Научить передавать образ предметов, явлений окружающего мира.
2. Учить принимать задачу, действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
3. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаг.
4. Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять различные способы изображения.
5. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли.
6. Развивать мелкую моторику рук, глазомер.
7. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Основным материалом в работе является пластилин. Основным инструментом в пластилинографии являются руки.
Из пластилина можно создавать не только объемные фигурки всевозможных объектов: животных, птиц, рыб, предметов или игрушек, но и картины различной сложности. Другими словами, пластилином можно рисовать, так же, как фломастерами или карандашами.
Существует много способов рисования пластилином, с одним из которых я хочу вас познакомить – это пластилиновая живопись из шприца (создание изображений из жгутиков).
Контурная пластилинография - предполагает вылепливание объекта по контуру. Пошагово этапы действия будут следующие: сначала на основу наносится маркером рисунок, затем с помощью тонких скатанных жгутиков выкладывается контур, изображение заполняется жгутиками соответствующего цвета. Педагоги советуют воспользоваться большим шприцем без иглы, в который помещается пластилин, затем шприц помещается в горячую воду для размягчения. Таким образом можно получить красивые ровные жгутики.
Рисование пластилиновыми жгутиками
Учит работать как по образцу, так и по собственному замыслу, развивая фантазию рисование пластилиновыми жгутиками
Повышает интерес детей к художественному творчеству
Учится анализировать формы и размеры объекта труда, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по размеру, по расположению в пространстве, находить нужное количество деталей и места их соединения.
Воспитывает и развивает любознательную активную, самостоятельную и творческую личность.
Рисование пластилиновыми жгутиками
способствует развитию у ребенка:
мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия;
творческого мышления;
внимания и усидчивости;
изобразительных навыков и умений;
эстетического вкуса, фантазии;
трудовых навыков;
навыков контроля и самоконтроля.
Для создания картины нам понадобиться:
-набор пластилина (мягки,
- стека,
-плотный картон для основы картины (можно использовать одноразовые тарелки, виниловые пластинки и т. д.)
-салфетки для рук,
-дощечка для пластилина,
- одноразовый шприц (обрезать узкий кончик, чтобы облегчить работу с пластилином,
-ёмкость с горячей водой.
Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации. Так, в конце НОД педагог может предложить им обыграть свою поделку, задать наводящие вопросы. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.
Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Заботливые родители всегда найдут возможность влиять на развитие творческих способностей детей посредством пластилинографии. Это, пожалуй, самый доступный и увлекательный способ решить многие вопросы развития и воспитания, тем самым подготавливая дошколят к школьному обучению и обогащая семейный досуг.