Шушаник Саарян
Развитие пассивного словаря у детей раннего возраста c ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность. Становление речи происходит в периоде второго года жизни.
Публикация «Развитие пассивного словаря у детей раннего возраста c ОВЗ» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В своих исследованиях Л. С. Выготский писал, что в раннем возрасте отмечается особая чувствительность к речевому восприятию и речевому обучению. Поэтому необходимо обратить внимание на развитие речи в период её становления. Речь детей с ОВЗ с самого начала развивается на патологической основе. Отмечаются замедленный темп овладения речью и сложность формирования произносительных умений.
Отставание в развитии речи у них начинается с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Актуально начинать работу по развитию речи с обогащения пассивного словаря.
Пассивный словарь умственно отсталых детей гораздо больше активного, он с большим трудом актуализируется, часто для его воспроизведения требуется наводящий вопрос. Другими словами, они понимают более или менее правильно значительно большее количество слов, чем употребляют.
Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное.
1. Задачи по развитию пассивного словаря у детей с умственной отсталостью
В доме ребенка вся работа по развитию пассивного словаря у детей раннего возраста с умственной отсталостью построена с учетом того, что становление речи протекает по тем же законам, что и в норме.
Формирование пассивного словаря идет в тесной связи с деятельностью детей раннего возраста, на основе расширения их представлений об окружающем и в процессе общения со взрослыми.
Свободное общение происходит в быту, в процессе игр, в процессе элементарной трудовой и продуктивной деятельности, во время праздников и развлечений, во время других неречевых занятий.
Работа по развитию пассивного словаря логопедами в доме ребенка осуществляется в двух основных формах: на специальных занятиях, в повседневной жизни и деятельности.
Задачи работы: развитие понимания обращенной речи. Это специфическая задача работы с умственно отсталыми детьми, обусловленная недоразвитием у них данной стороны речи. Обогащение словаря умственно отсталых детей, т. е. обеспечение количественного накопления слов, необходимых ребенку для общения. Уточнение словаря, наполнение содержанием слов, уже известных детям. Преодоление предметной неотнесённости, усвоение слов в соответствующей степени обобщения, преодоление ситуативного значения слова, усвоение многозначности слов, синонимии.
Другими словами - это словарно-стилистическая работа, направленная на овладение точностью и выразительностью языка.
2. Методика обогащения пассивного словаря детей раннего возраста с умственной отсталостью
Количественное накопление словаря осуществляется на основе расширения и углубления представлений ребенка об окружающем мире. Основную часть лексики составляют имена существительные, глаголы, прилагательные, числительные и наречия.
Это главные, основные слова в языке, и обогащение словаря должно осуществляться прежде всего за счет накопления этих слов.
Усвоение лексики по конкретной теме начинается с усвоения имен существительных.
Главная задача в работе с умственно отсталыми детьми -формирование предметно отнесенного словаря. Нужно добиваться, чтобы за каждым словом стоял образ реального предмета, признака, действия.
Последовательность усвоения значения слова: знакомство с предметом (действием, признаком, образование соответствующего образа, отражение последнего в слове.
Конечно, такой путь не может до бесконечности обеспечивать развитие речи. И далеко не все явления объекты действительности могут быть изучены путем личного опыта.
По мере развития ребенка появляются и новые пути обогащения его речи, но в обучении умственно отсталых следует максимально использовать именно такие возможности (натуральные объекты, реальные явления).
Методы обогащения словаря:
• непосредственное наблюдение;
• показ предметов и действий;
• практическая деятельность детей;
• показ картины, малознакомой детям по содержанию;
• показ фильмов, просмотр телепередач;
• чтение художественных произведений.
Виды занятий по обогащению словаря.
Поскольку основным средством обогащения словаря является расширение представлений детей об окружающей действительности, то данная задача обычно и решается на соответствующих занятиях.
На занятиях же по развитию речи словарь в большей степени закрепляется, уточняется и активизируется.
Занятия по ознакомлению с окружающим всегда должны опережать (в рамках одной темы) занятия по развитию речи. Или объединяться в одно занятие с одновременным расширением круга дидактических задач, которые очень тесно взаимосвязаны.
В связи с этим основные виды занятий по обогащению словаря и методика их проведения совпадают с занятиями по ознакомлению с окружающим (особенно - с предметным окружением).
Это занятия по первичному ознакомлению с предметом, занятия по ознакомлению с признаками (особенностями) предмета и занятия по формированию родовых обобщений,
Методы и приемы развития понимания речи у детей с умственной отсталостью
Показ предмета с называнием. Примером могут служить дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Выставка игрушек». Обычно показывают небольшое количество предметов (1-2 предмета).
Побуждение к действиям. Взрослый даёт словесную инструкцию ребёнку, предполагающую ответ действием в конкретной ситуации. Например: «Подай вот ту книгу» (педагог уточняет инструкцию жестом).
Оречевление ситуации, т. е. многократное проговаривание ситуации педагогом. Используя реальные ситуации повседневной жизни, режимных моментов, взрослый называет предметы, которые берёт ребёнок, действия, которые производит в данный момент ребенок или взрослый, называет те ощущения, которые на данный момент испытывает ребёнок. При этом взрослый говорит короткими фразами из 2-4 слов, делает паузы, одни и те же слова использует в разных грамматических формах, все слова и фразы произносит с естественной интонацией: («Моем руки перед едой. Открываем кран. Берём в руки мыло. Намыливаем руки. Ах, какое душистое мыло. Ручки будут чистыми. Ополаскиваем руки, смываем мыло. Вытираем руки полотенцем. А теперь можно садиться кушать»).
Приём "одностороннего диалога" (собственных вопросов и ответов педагога) используется на занятиях и в повседневной жизни. Слова взрослого совпадают с эмоциональными и сенсорными ощущениями ребенка и таким образом становятся понятными: ("Что Даня делает? Кран открывает. Тёплая водичка течет из крана? Тёплая. ")
Вопрос "Где. ?". Этот приём используется на занятиях для привлечения внимания к предмету, для выделения его из окружающей обстановки, для узнавания по слову, а не для того, чтобы ребенок действительно указал и словесно обозначил местонахождение предмета. Например, педагог пересадил куклу с одного места на другое и спрашивает: "Где кукла?" или толкнул мячик, чтобы он покатился: "Где мячик?"
Кроме перечисленных приемов, можно дать еще некоторые конкретные рекомендации относительно развития у умственно отсталых детей раннего возраста понимание обращенной речи (Г. В. Кузнецова, Т. В. Костина).
В частности, в первый год обучения рекомендуется тщательно отбирать тот речевой материал, который используют логопеды и родители в повседневной жизни.
Не следует при общении с детьми в жизни слишком большой речевой поток, так как дети с умственной отсталостью не могут в полном объеме понять всю эту речь.
Всем педагогам, работающим с ребенком нужно придерживаться одинаковых требований в речи: использовать простые фразы, в любой инструкции интонацией выделять ключевое слово и добиваться его понимания, новые слова вводить только в хорошо знакомой детям, ситуации; все предметы должны называться одинаково.
По мере развития детей строгую дозировку речевого материала надо прекратить, чтобы дети привыкали к естественной речи окружающих и учились понимать смысл слов по контексту.
Дальнейшее развитие понимания речи осуществляется в процессе целенаправленной работы по обогащению и уточнению словаря.
МЕТОДИКА ОБОГАЩЕНИЯ пассивного СЛОВАРЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Количественное накопление словаря осуществляется на основе расширения и углубления представлений ребенка об окружающем мире. Основную часть лексики составляют имена существительные, глаголы, прилагательные, числительные и наречия. Это главные, основные слова в языке, и обогащение словаря должно осуществляться прежде всего за счет накопления этих слов. Усвоение лексики по конкретной теме начинается с усвоения имен существительных.
Главная задача в работе с умственно отсталыми детьми -формирование предметно отнесенного словаря. Нужно добиваться, чтобы за каждым словом стоял образ реального предмета, признака, действия.
Последовательность усвоения значения слова: знакомство с предметом (действием, признаком, образование соответствующего образа,отражение последнего в слове.
Конечно, такой путь не может до бесконечности обеспечивать развитие речи. И далеко не все явления объекты действительности могут быть изучены путем личного опыта.
По мере развития ребенка появляются и новые пути обогащения его речи, но в обучении умственно отсталых следует максимально использовать именно такие возможности (натуральные объекты, реальные явления).
Методы обогащения словаря:
• непосредственное наблюдение;
• показ предметов и действий;
• практическая деятельность детей;
• показ картины, малознакомой детям по содержанию;
• показ фильмов, просмотр телепередач;
• чтение художественных произведений.
Виды занятий по обогащению словаря.
Поскольку основным средством обогащения словаря является расширение представлений детей об окружающей действительности, то данная задача обычно и решается на соответствующих занятиях.
На занятиях же по развитию речи словарь в большей степени закрепляется, уточняется и активизируется.
Занятия по ознакомлению с окружающим всегда должны опережать (в рамках одной темы) занятия по развитию речи. Или объединяться в одно занятие с одновременным расширением круга дидактических задач, которые очень тесно взаимосвязаны.
В связи с этим основные виды занятий по обогащению словаря и методика их проведения совпадают с занятиями по ознакомлению с окружающим (особенно - с предметным окружением).
Это занятия по первичному ознакомлению с предметом, занятия по ознакомлению с признаками (особенностями) предмета и занятия по формированию родовых обобщений,
УТОЧНЕНИЕ СЛОВАРЯ
Само по себе обогащение словаря, являясь совершенно необходимой частью работы по развитию речи, еще не обеспечивает полноценное овладение ребенком лексикой родного языка.
Требуется полное понимание смысла слова, а не только запоминание его звуковой оболочки. Это одна из основных закономерностей усвоения родного языка.
Особенную актуальность представляет эта задача для умственно отсталых детей, которым присуще именно неточное, часто неправильное напоминание лексического значения слова.
Приемы уточнения словаря:
- расширенное толкование (объяснение) смысла слова:
- показ предмета, действия и их изображений;
- дидактические игры и упражнения;
- включение слова в словосочетания и фразы (предложения);
Для умственно отсталых детей дошкольного возраста особенно важны дидактические игры и упражнения для развития понимания обобщенного значения слов (причем в различной степени обобщения).
Также умственно отсталым детям необходима определенная работа по закреплению словаря, которая помогает более прочному запоминанию новых слов, правильному их пониманию и употреблению.