Наталья Васильевна Зименкова
Дидактическая игра как средство развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» обособленное подразделение «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко
Доклад для педагогов на тему:
«Дидактическая игра как средство развития речи детей»
Автор: Зименкова Наталья Васильевна
педагог с высшей квалификационной категорией.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития речи детей» размещена в разделах
В настоящее время растет число детей с нарушениями речи. Такие дети в условиях массовой школы часто отстают по ряду школьных дисциплин. Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее исправляются, а это, в свою очередь, создает условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. Какие же нарушения следует преодолеть в дошкольном возрасте? У детей-логопатов отмечаются нарушения всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики, связной речи. Наличие речевых дефектов приводит к изменению в психологической сфере, к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, апатичность, психическая истощенность. Таким детям очень трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать учебный материал. Помочь удержать интерес ребенка, сконцентрировать его внимание помогают дидактические игры. Еще К. Ушинский отмечал, что ребенок легче усваивает новый материал, играя и советовал делать занятия первоначального обучения более занимательными.
Дидактические игры - прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь. Формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, коммуникативные навыки. Дидактические игры побуждают ребенка к речевой активности, размышлениям, высказываниям. Они снимают чувство скованности, напряжения, ущемленности. В них преодолевается застенчивость, развивается инициатива.
Выделяют три вида дидактических игр и все их мы используем в своей работе. Это:
• Игры с предметами
• Настольно-печатные игры
• Словесные дидактические игры
Игры с предметами и игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения. Это такие игры как»Что изменилось?», «Найди и назови», «Магазин», «Чьи это детки?», «Кто скорее соберет?» и др.
Настольно-печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания( «Что где растет?», «Что сначала, что потом?», «Что перепутал художник?», «Кто какую одежду носит?»).
Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи. («Кому что нужно?»,»Назови три предмета», «Назови одним словом», «Похож-не похож», «Кто больше заметит небылиц», «А что потом?», «Бывает или нет?»)
А. И. Соркина выделяет следующие виды дидактических игр :
• Игры-путешествия
• Игры-поручения
• Игры предположения
• Игры-загадки
• Игры-беседы
Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей. («Найди дорогу к дому», «Экскурсия в зоосад», «Поездка на выставку»).
Игры-поручения по содержанию проще, по продолжительности - короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. («Накрой на стол», «Поставь предмет, куда я скажу»)
Игры-предположения «что было бы…» Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга. («Что было бы, если бы не было машин (светофоров, школ»).
Игры-загадки. В основе их лежат проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. («Из какой сказки», «Что за овощ?»)
Игры-беседы. В основе их лежит обобщение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей.
Все перечисленные виды игр являются очень действенным средством для обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Целенаправленная работа по использованию дидактической игры в НОД, в коррекционной работе и свободной деятельности детей, а также правильный подбор игр обеспечивают повышение качества речевого развития дошкольников, способствуют интенсивному развитию словарного запаса, создают основу для полноценной подготовки детей к обучению в школе.
Предлагаем вашему вниманию тематическое планирование дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.
Тема «Посуда»
Название игры и ее цели Место игры в воспитательно-образовательном процессе
1. «Помоги Федоре»
Цель: учить узнавать и создавать изображение предмета из разных его частей; воспитывать желание помогать тому, кто в этом нуждается; создавать целое из частей, называть части посуды. Во второй половине дня с подгруппой детей, а так же на занятиях по Ф. Э. М. П. для отработки названий геометрических фигур.
2. «Четвертый лишний»
Цель: учить классифицировать посуду по видовым признакам (кухонная, чайная, столовая); развивать зрительное внимание, логику. Как организационный или итоговый момент на занятиях по развитию речи.
3. «Переезжаем на новую квартиру»
Цель: научить детей различать предметы, схожие по внешнему виду; учить называть виды посуды. На занятиях по развитию речи
4. «Что из чего сделано»
Цель: закрепить названия предметов посуды, ее принадлежности к определенному виду, названия материала, из которого она сделана, учить правильно, употреблять местоимения и существительные. В свободное время в 1 и 2 половине дня, как вариант игры «съедобное несъедобное» (с мячом)
5. «Распутай слова»
Цель: закрепить умение составлять предложение из слов. Как часть коррекционного занятия
6. «Для чего нужен предмет»
Цель: развивать у детей сообразительность, активность и самостоятельность мышления, закреплять знания детей о назначении предметов обихода, инструментов. На занятии по развитию речи для организации некоторой активности детей.
7. «Кто больше назовет действий»
Цель: учить детей соотносить действия людей с их профессией. Активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать. Во время вечера развлечения как элемент соревнования.
8. «Что для чего?»
Цель: учить образовывать существительные от существительных, обозначающих продукты питания. На занятии по развитию речи при обучении сервировке стола для кукол и как организационный момент занятия.
9. «Мамина помощница»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Индивидуально или с подгруппой детей во время их самостоятельной деятельности.
10. «Наоборот»
Цель: развивать у детей сообразительность, активизировать в речи антонимы. Во время вечера развлечений.
11. «Угадай предмет»
Цель: научить определять предмет по названию его разных частей. На занятиях по развитию речи при придумывании загадок о предметах и их отгадывании.
Список литературы
Г. А. Волкова «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников» М.» Просвещение», 1983г.
Ю. Г. Голубих, Г. В. Косова под редакцией В. И. Селиверстова «Игры в логопедической работе с детьми» М. «Просвещение», 1979г.
А. И. Соркина «Дидактические игры в детском саду» (старшая группа) М. «Просвещение», 1982г.
О. С. Ушакова «Игры и упражнения по развитию речи» М. «Владос», 2004г.