Ольга Богданова
Имидж руководителя ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективное управление образовательным учреждением, как специфического социального социума, немыслимо без привлекательного облика того, кто по должностному положению этим занимается.
Руководитель образовательного учреждения является публичным деятелем, так как в своей работе он постоянно вступает в общение с пятью социальными группами: детьми, педагогами, техническим персоналом, родителями и вышестоящим руководством. Кроме этого, ему необходимо поддерживать связь с общественностью своего региона. Поэтому руководителю современного дошкольного образовательного учреждения необходимо быть обаятельной и авторитетной личностью.
Публикация «Имидж руководителя ДОО» размещена в разделах
В последние годы значение имиджа в деловом общении достаточно сильно возросло. Новые социально-экономические условия в России актуализируют спрос на сильных, ярких руководителей с выраженными нравственными, интеллектуальными качествами и развитыми управленческими способностями и умениями, сознательно включающих все эти показатели в свой имидж.
Изучением имиджа руководителя занимались Дж. Браун, Р. Хофф, Э. Фромм, Б. Джи, Е. А. Блажнов, В. А. Иванченко, Р. Л. Кричевский, В. М. Шепель и др.
Имидж – это целостный непротиворечивый образ руководителя в сознании окружающих, соответствующий целям, нормам, ценностям, принятым в коллективе, и ожиданиям, предъявляемым членами коллектива к руководителю имеет несколько ключевых слов, которые позволяют раскрыть слагаемые имиджа руководителя.
Имидж руководителя дошкольной образовательной организации
Райков Александр Николаевич выделяет следующие составляющие имиджа руководителя организации:
персональные характеристики: физические, психофизиологические особенности, характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений и т. д. ;
социальные характеристики: статус руководителя организации: связанный с официально занимаемой должностью и с происхождением, личным состоянием и т. д.
личная миссия руководителя: своего рода конституция, выражающая стратегическое видение руководителя. Личная миссия руководителя определяет то положение, в котором он находится в данный момент, и то, чего он хочет достичь в будущем;
ценностные ориентации руководителя: наиболее важные предположения, принимаемые руководителем организации и оказывающие воздействие на организационную культуру организации.
Персональные характеристики
Внешний облик. Основным видом деловой одежды является костюм. Костюм деловой женщины может быть и классической тройкой, и платьем-костюмом. Высота каблука зависит от предпочтения женщины (лучше 5-6 см). Колготки используют только телесного цвета без рисунка. Прическа и макияж современной деловой женщины соответствуют моде, но с определенными ограничениями. Маникюр является неотъемлемым элементом хорошего тона. Парфюм должен чувствоваться слегка и только при приближении.
Темперамент. Для создания имиджа руководителя представителям различных темпераментов приходится прилагать разные усилия. Наиболее благоприятной базой для формирования имиджа руководителя является сангвинический темперамент. Но и его обладатели нуждаются в приложении дополнительных усилий к созданию имиджа.
Голос и речь. В настоящее время особое значение имеет умение разговаривать по телефону. Именно по телефону устанавливаются начальные контакты. Первое впечатление складывается по звуку голоса, и к моменту личной встречи у собеседника уже формируется определенное мнение. Приятный голос делает человека более привлекательным. Темп речи зависит от расстановки пауз. Быстрый темп речи хорош при условии, что четко произносятся все слова, что паузы достаточно длинны и позволяют слушателю обдумать сказанное. Делать паузы в речи считается признаком хорошего тона. Они производят впечатление, что собеседнику предоставляется возможность вставить реплику, если он того пожелает.
Социальные характеристики
Они связаны с обстановкой вокруг организации. Руководитель, ориентируясь на определённую целевую аудиторию, должен стараться в то же время заручиться поддержкой как можно большего количества людей, как имеющих прямого отношения к продукции или услуге организации, так и связанных с ней косвенным образом. Он должен чутко улавливать их требования. Также стоит обратить внимание на такую важную социальную характеристику, как семейное положение лидера организации. «Социальные характеристики» являются достаточно подвижной частью имиджа лидера, тесно связанной с требованиями реальности. Каждый раз на основе тщательного анализа сложившейся ситуации они конструируются заново.
Личная миссия руководителя
Руководитель организации может иметь либо не иметь такой миссии, он может также не понимать назначения миссии. Миссия организации, по определению Томпсона и Стрикланда, отвечает на вопрос: «В чем заключается наша деятельность, и чем мы будем заниматься?». Что касается руководителя организации, то, если он не будет осознавать, в чем смысл его деятельности, он никогда не сможет создать положительный имидж управленца.
Ценностные ориентации руководителя
Направленность личности и позиции по отношению к окружающим включает в себя намерения, мотивы, способности, установки, ценностные ориентации. Ценностными ориентациями личности являются разделяемые этой личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей. Будучи отражением фундаментальных социальных интересов личности, они выражают субъективную общественную позицию индивидов, их мировоззрение и нравственные принципы.
Таким образом, условия формирование имиджа не является изменением личности человека. Этот процесс не может сделать из одного человека совершенно другого. Поэтому для руководителя важно знание основ психологии для того, чтобы быть в состоянии оценить психологические особенности собственной личности и грамотно использовать свои сильные и слабые стороны.
В первую очередь, руководитель должен определить для себя цель создания имиджа, а при возможности и конечный результат («идеальный имидж») и исходную базу формирования, т. е. образ, имеющийся в настоящий момент.
Выработанный благоприятный имидж образовательной организации может стать своеобразным мерилом степени развития всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива, степени своевременности методического продукта и креативности методической работы в детском саду.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гучанова А. С. Составляющие имиджа руководителя дошкольной образовательной организацией // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 705-707.
2. Захарова Л. Н. Психология управления / - М. : Логос, 2010г. 203-210с.
3. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа: Учебное пособие/Е. Б. Перелыгина. - М. : Аспект Пресс, 2002г. 156-163с.
4. Райков А. Имидж как инструмент управления / А. Райков // Информация и бизнес. — 2012. — N 2. — С. 37–41.
5. Федосеева И. В. Образовательный маркетинг: учеб. -метод. пособие /И. В. Федосеева. - Архангельск: АО ИППК РО, 2009.- С. 67-74.
6. Шепель В. М. Имиджелогия. Как нравиться людям. – М. : Народное образование, 2002.