Ирина Митюкова
Инновационные технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста
Доклад
для педагогического совета по теме:
«Инновационные технологии
в художественно- эстетическом развитии
детей дошкольного возраста»
Составитель: музыкальный руководитель Митюкова И. В.
Работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от музыкального руководителя применения новых технологий, направленных на эффективное усвоение детьми содержания образовательных программ в условиях ФГОС. Изменение окружающей жизни диктует необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий.
Поэтому одна из целей в моей работе музыкального руководителя - найти инновационные подходы в обучении и построении музыкально-игрового пространства, создать комфортные условия для усвоения программного материала.
Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности.
Педагогическая технология - это инструмент, позволяющий музыкальному руководителю детского сада эффективно решать задачи в своей профессиональной деятельности. Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей, подталкивал меня к знакомству с различными методиками и практиками опытных педагогов, коллег и исследователей, постоянное изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель», «Оливье», вебинары для музыкальных руководителей «D-SEMINAR»
Обучилась: «Играем, пляшем и поем» М Басовой;
«Вокально-хоровые упражнения» Ю. Картушиной;
«Зимние забавы» М. Басовой
«Новогодний праздник» М. Мишаковой и т. д.
Образовательные технологии и практики ведущих музыкальных педагогов и опыт творческих музыкальных руководителей страны, очень помогает в работе, и предоставляет возможность экспериментировать в музыкальной педагогике и радовать себя общением с детьми и музыкой.
Пальчиковые игры
«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» - говорил В. М. Бехтерев. Овладение речью является наиболее важной проблемой дошкольного возраста и целевыми ориентирами дошкольного образования по ФГОС ДО.
С этой задачей успешно используются пальчиковые игры. Они развивают речь, детскую память, выразительность, расширятся кругозор, творческое мышление, эмоциональную и интонационную выразительность, воображение, ритмическое чувство.
Ценность пальчиковых игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и в то же время вызывают яркие положительные эмоции.
Мною создана картотека «Пальчиковые игры», и дети регулярно с большим удовольствием играют в эти игры
Использование компьютерных технологий
Использование компьютерных технологий в дошкольном учреждении позволяет значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми.
При проведении развлечений и праздников я использую слайды с видео и иллюстрациями с наложением музыки. Мною созданы мультимедийные презентации «Наш любимый Санкт-Петербург», «День снятия блокады», «Музыкальные инструменты», «Фольклорные праздники на Руси», «Мы будем помнить…», «День космонавтики», пользование компьютерной способствует повышением познавательного интереса детей к музыкальной деятельности.
Работа с музыкальными файлами
В процессе обработки музыкального сопровождения к мероприятиям, и создания аудиофайлов использую программы Nero Wave Editor, Audio Retoucher, Audacity и т. д. Эти программы помогают транспонировать музыкальные файлы, замедлять - ускорять мелодию, производить нарезку и склейку двух или несколько файлов в один. А также запись голоса и его трансформацию в голос сказочного героя.
Работа с видео файлами
Для проведения праздничных утренников, досугов и кружковой работы демонстрирую видеофайлы, созданные с помощью программы stop motion. Это новая компьютерная технология на основе использования видеоредактора MOVAVI, создающая многослойную анимацию, благодаря которой я «оживляю» любимых мультипликационных сказочных героев (Фиксиков, Кота- Томаса). Данная технология имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации присутствия персонажа непосредственно на занятии. Дети с радостью общаются с гостем и с большим желанием выполняют предложенные им заданием, либо показывают ему свои умения. Образовательная деятельность становится более содержательной, гармоничной и результативной.
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.
Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности.
Так, в разделе «Слушание музыки» использую презентации, которые создаю самостоятельно в программах PowerPoint, Freemake Video, Filmora ФотоШОУ PRO, или использую интернет-ресурсы. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. ММ-презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.
Пение - этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому я создала электронные иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту. Например, в песне «Зима прошла», детям неясен смысл слов «канавка», «овражки», в песне «Солнечная капель» уточняем понятие «капель», поэтому я предлагаю посмотреть иллюстрации к песне, которые помогают понять значение слов.
Музыкально-дидактические игры также провожу с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл?» «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т. д. Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания.
При знакомстве с детскими музыкальными инструментами использую видеозаписи сольное звучание различных инструментов и в оркестре; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов, кто такой дирижер? При просмотре видеозаписи у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.
Вывод: Из всего выше сказанного, можно сказать следующее: использование инновационных технологий в музыкальном развитии дошкольников способствует качественному улучшению учебно-воспитательного процесса, делает его более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и педагога, охватывает все этапы музыкальной деятельности. Музыка для ребенка – мир радостных переживаний и эмоциональную отзывчивость. Применение на музыкальных занятиях в комплексе инновационных технологий и методик обеспечивают разностороннее развитие личности ребенка благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих возможностях ребенка, достигается гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а, следовательно, решение главной цели моей работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку.