Евгения Разумная
Доклад «Дизайн мастерская в условиях сенсорной комнаты»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дизайн-мастерская» в условиях сенсорной комнаты
Дизайн – это деятельность по проектированию эстетических свойств различных объектов («художественное конструирование», а также результат этой деятельности. Считается, что в более широком смысле дизайн не только призван к художественному конструированию, но и к рисованию и лепке. Рисовать можно различными материалами, в том числе и песком. Игра в песке — одно из самых любимых занятий детей. В песочнице или на морском побережье, дети увлечены этим занятием, ведь песок обладает свойством поглощать негативную эмоцию. Игра с песком улучшает самочувствие, поднимает настроение и приносит радость. Поэтому рисование песком – не просто увлекательное, но и интересное открытие нового мира песочной фантазии.
Публикация «Доклад „Дизайн мастерская в условиях сенсорной комнаты“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Новизна и отличительная особенность программы от уже существующих состоит в том, в данной программе используется песочная терапия – известная психотерапевтическая методика наряду с такими, как сказкотерапия, рисование, работа с пластилином и глиной, музыкотерапия. Однако, по сравнению с иными формами арт – терапии, песочная терапия отличается простотой действий, многократным повторением и созданием сюжетов, возможностью реконструкции песочной композиции.
Игра с песком и игрушками является естественным занятием ребёнка, поэтому выполнение заданий приносит ему помимо новых знаний, ещё и положительные эмоции (радость, удивление). А значит, развивается исследовательский интерес, который служит основой для познавательной активности и желания учиться, экспериментировать, работать самостоятельно. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа развития «ручного интеллекта». В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. Совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством «заземлять» негативные эмоции (злость, гнев, обиду, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека. Более того, стабилизация психоэмоционального состояния ребёнка становится благодатной почвой для развития эмоционально – личностной и творческой сфер у дошкольников.
Рисование песком способствует борьбе со стрессом: манипулируя сыпучим материалом, ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Такие занятия развивают мелкую моторику, что положительно влияет на развитие речи и мышления.
Песочное рисование очень полезно гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя. Играя с песком, ребенок учится строить прекрасные песочные «картины», создает различные изображения. А это помогает развитию у ребенка эстетического и художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие.
Цель программы:
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей посредством привлечения к песочной анимации.
Задачи программы:
«Художественно – эстетическое развитие»
-Создавать условия для самостоятельной творческой деятельности детей посредством организации рисования песком.
«Социально – коммуникативное развитие»
-Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками посредством применения парных и подгрупповых форм организации песочного рисования.
«Познавательное развитие»
-Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, образно – логическое мышление, воображение) и мелкую моторику рук.
«Речевое развитие»
-Способствовать овладению речью как средством общения и культуры, обсуждения процесса и результатов работы.
Программа рассчитана на один год, для детей в возрасте от 3 до 5 лет, младшая группа – от 3 до 4 лет и средняя группа – от 4 до 5 лет. Набор носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня, восемь раз в месяц с октября по апрель.
Каждое занятие с детьми состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.
- Подготовительная часть занятия включает в себя эмоциональное взаимодействие педагога-психолога с детьми (приветствие, проведение упражнений для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию.
- Вводная часть предусматривает использование муз. произведений для создания эмоционально-творческой атмосферы обучения, развития, проведение беседы с детьми о том, кто и что будет рисовать, проведение развивающих игр на создание образов.
- творческое развитие, развитие, закрепление и совершенствование техники постановки рук для рисования песком.
- Основная часть – непосредственная работа с песком по тематике занятий, где дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к.
- В процессе работы с песком дети учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности, оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность.
- Заключительная часть предполагает анализ детьми своих творческих работ и рисунков сверстников. Определение своего эмоционального состояния в процессе выполнения работ.
На занятиях с детьми я использую как речной песок, так и кинетический. Дети учатся не просто рисовать пальчиком на песке, а использовать различные части ладони, мы рисуем, запястьем, кулачками, всеми пальчиками одновременно, ребром ладони. Также я использую различные нетрадиционные инструменты и материалы для рисования на песке, с детьми мы рисуем кисточками, деревянными палочками, коктельными трубочками, создаем рисунки с помощью различных трафаретов как уже готовых, так и изготовленных мной собственноручно, ну и конечно для украшения используются разноцветные камушки, бусины, цветные пластиковые фишки, маленькие пластиковые фигурки в виде цветов, бабочек, звездочек, листочков и так далее.
Формой подведения итогов служит открытое образовательное мероприятие для родителей в конце года.
И в завершении хотелось бы сказать о том, что игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребёнка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему окружающему.