лидия наумова
Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте интенсивно формируется образные формы познания. Среди них образная память занимает центральное место. Под образной памятью в психологии традиционно понимается память конкретного наглядного материала: предметов и их признаков, картин природы и жизни, запахов, вкусовых ощущений и др.
В конце дошкольного возраста в памяти у ребенка происходит переход от непроизвольной к произвольной памяти.
Темочки:
- Дидактические игры
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Старшая группа
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Одним из средств развития произвольной образной памяти является дидактическая игра, поскольку детям легче усвоить задачи, запоминать, опосредованную игровым мотивам.
Дидактические игры, направленные на развитие произвольной образной памяти, отвечают следующим требованиям:
-процесс запоминания должен начинаться со специально организованного восприятия, направленного на выделение таких признаков,как цвет, форма, величина, пространственное расположение частей объекта и пр.
-процесс запоминания должен опираться на мыслительные операции: анализ, сравнение обобщение, выделение существенных свойств объектов.
-должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр, заключающиеся в изменении количественных и качественных показателей материала игры, ее правил;
-в процессе игры необходимо обеспечивать рациональное сочетание руководства педагога и самостоятельной деятельности детей;
-необходимо обеспечивать развитие самоконтроля, состоящего в проверке результатов и анализе ошибок.
Дидактическая игра учит ребенка обогащать свой язык. Она таит в себе большие возможности и для развития мышления детей. В каждой дидактической игре есть игровая задача, которую ребенок должен решить самостоятельно, используя имеющие знания.
На занятиях и в повседневной жизни дети получают знания об окружающем. Во время игры они самостоятельно используют эти знания в соответствии с правилами игры. Таким образом знания у детей углубляются ими ценность этих игр состоит в том, что они развивают у них познавательные интересы, развивает самостоятельность и активность мышления, и речи детей. Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер: обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать: они соотносят с игровыми действиями, усиливает их роль, уточняют их способ выполнения; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.
Результат дидактической игры – показатель уровня достижений детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто выигрыш, полученный любым путем. Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым, требовательным. Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т. д. к наглядности относится:
1)предметы которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры;
2) картинки, изображающие предметы и действия с ними, отчетливо выделяющие значение, основные признаки предметов. ;
3) наглядный показ и пояснения словами игровых действий и выполнение игровых правил.
Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например : выступая в качестве прямого участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Он может и не включатся в игру, но как умный и чуткий режиссер, сохраняя и оберегая ее самостоятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведет их к определенному результату поддерживая и побуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно : выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы.
Дидактические игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решение тех или иных умственных и практических задач.