Елена Матвеева
Адаптация детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема адаптации ребенка к изменившимся условиям жизни была и остаётся актуальной в наше время. Эта проблема занимает умы научных и практических работников. Особенно актуальна тема адаптации в раннем возрасте, когда ребенок из семейной стабильной среды переходит в другую, подчас более агрессивную среду. При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, где всё так незнакомо. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. В результате нарушаются сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, все это сопровождается соматическими заболеваниями, подчас переходящими в хронические. Именно поэтому, насколько быстро и менее болезненно пройдет процесс адаптации, настолько благополучным будет состояние ребенка и его здоровья.
Темочки:
Дети, которые первый раз приходят в детский сад, очень эмоциональны и впечатлительны, постоянно испытывают потребность в любви и поддержке.
В связи с этим в нашем детским саду была разработана система, с учётом требований ФГТ, по адаптации детей, поступивших в детский сад. Основной целью системы является, ранняя социализация детей, позволяющая обеспечить их успешную адаптацию в детском саду.
Малыш уже многое умеет делать сам, а еще большему он может научиться делать с помощью взрослых. Поэтому передо мной стояли основные задачи адаптационного периода :
-охрана психического и физического здоровья детей;
- формирование способов общения со взрослыми и сверстниками;
-установление контакта с родителями, с целью полноценного развития ребенка.
В основе адаптационного периода я использовала сказки, потешки, стишки, песенки - это развивает интеллект и духовные качества ребёнка, успокаивает его, способствует созданию доверительных отношений. Малыши очень любят быть «котятами», «зайчиками». Они с большим удовольствием принимают образы животных, играя в сказку. Так же я использую музыкальное сопровождение, как терапевтическое средство успокоения. Ежедневно в своей работе использую физкультминутки, пальчиковые игры, их систематическое использование способствует развитию мыслительной деятельности, памяти и внимания.
В течении дня находила время, чтобы доставить детям радость, выполняя упражнения: потянулись как кошечка, попрыгать как зайчики, наклоняться как неваляшки, походить как уточка, помахать крылышками как птичка. К тому же это очень важно для развития и укрепления опорно-двигательного аппарата.
Родителям предлагала рекомендации по проведению различных гимнастик, упражнений проводимых в домашних условиях, советую литературу, консультирую родителей по проблемам, возникающим в процессе адаптации.
Когда дети уже начинали привыкать, я стала использовать дифференцированный подход в организации игр по подгруппам.
На мой взгляд, в особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.
1) «Собирание сокровищ».
2) «Кто в кулачке?».
3) «Игра с кистями рук».
Данные игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному, ребенку.
1) «Покатаемся на лошадке».
2) «Игра с куклой».
3) «Соберем игрушки».
Дети 2-3 лет могут с интересом наблюдали друг за другом, прыгали, взявшись за руки, и при этом оставались совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Мы взрослые должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период, а помогают в этом игры:
1) «Передай колокольчик».
2) «Зайка».
3) «Мяч в кругу».
4) «Мы топаем ногами».
В связи с проведенной работой с учетом ФГТ, и в совместной работе с родителями, у детей легче протекает адаптационный период, они быстрее привыкают, охотно посещают детский сад.