Нина Курепина
Родительское собрание «Добро пожаловать!»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на родительском собрании
в старшей группе МБДОУ детского сада №2 «Светлячок»
учителя-логопеда Курепиной Н. А.
на тему:
«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
г. Жердевка 2017
Цель: знакомство с родителями; формирование у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения; вызвать желание сотрудничать с логопедом и воспитателями.
Публикация «Родительское собрание „Добро пожаловать!“» размещена в разделах
Оборудование: столы и стулья, расставленные полукругом, магнитофон с записью речи детей, вырезанные ладошки детей с именами, ручки, цветные карандаши, карточка с лексическими заданиями, мяч, памятка для родителей «Правила проведения артикуляционной гимнастики».
Ход собрания
Логопед: Добрый вечер, дорогие родители! Будем знакомы. Я Курепина Нина Анатольевна учитель-логопед МБДОУ детского сада №2 «Светлячок» Предлагаю вам по очереди назвать свое имя и отчество, имя и фамилию ребенка. Например: “Я, мама Иванова Вани”.
Мы познакомились. Теперь, уважаемые родители, предлагаю вам выполнить небольшое задание: перед вами контур ладошки вашего ребенка, на каждом пальчике по одной букве написано его имя, расшифруйте буквы, отметив качества его характера. В центре ладошки нарисуйте символ - кем для вас является ребенок в семье (котик, солнышко, зайка).
Дома обсудите эту работу с ребенком, расскажите о своих чувствах к нему. Проявлений любви детям много не бывает! А сейчас все вместе расскажем о чувствах, испытываемых к своим детям. (Ответы родителей по заданию).
Поскольку сегодня у нас собрание для родителей, дети которых зачислены в логопункт нашего ДОУ, я познакомлю вас с термином логопедия. Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания. (Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово, «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи», называется логопедом).
Нарушение речи – это отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:
они не соответствуют возрасту говорящего;
не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;
связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;
носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;
часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;
требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.
Помимо логопеда с вопросами можете обращаться к воспитателю Шемонаевой Татьяне Геннадьевне.
По результатам психолого-медико-педагогической комиссии у наших детей стоят заключения ФФН и ОНР.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Недостатки произношения на практике проявляются в следующем:
- замена звука на более простой по артикуляции;
- нестабильное использование звука в речи;
- искаженное произношение звука.
У ребенка может быть нарушено произношение 1 звука или нескольких.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - это речевое расстройство, при котором у детей нарушается формирование разных компонентов речи: звукопроизношение, фонематический слух, словарный запас, грамматический строй, связная речь.
Эти дети часто неверно сроят предложения, неправильно употребляют окончания, испытывают трудности при словоизменении и словообразовании.
В некоторых случаях (крайне редко) у детей может быть сохранно звукопроизношение, фонематический слух, и нарушен только лексико-грамматический строй речи.
В эту группы попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.
Поэтому, вся работа педагогов логопункта отличается от работы в массовых группах детского сада тем, что она направлена на преодоление этих расстройств.
А именно, работа с детьми проводиться по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений - движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т. е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Вся перечисленная работа проводится в группе в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях и в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатель работает над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.
Работа в логопункте делится на 3 периода. В зависимости от времени меняются коррекционные задачи.
На данный момент времени длится I период обучения.
Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей. Подробнее узнать о результатах обследования можно в индивидуальном порядке после собрания.
Поговорим о занятиях.
Занятия в логопункте делятся на индивидуальные (основной вид занятий) и подгрупповые.
Занятия по формированию лексико-грамматического строя речи являются подгрупповыми и строятся по темам. На каждую неделю учебного года есть своя тема, например – одежда, обувь, осень, животные. Всю неделю дети с воспитателями расширяют представления по теме, а с логопедом дети, на материале этой темы расширяют словарь, выполняют грамматические упражнения.
В конце недели материалы этой темы будут представлены на логопедическом стенде в виде карточек. Эти задания необходимо переписать и выполнить дома.
На индивидуальных занятиях работа ведется в основном по исправлению неправильного звукопроизношения. Она включает в себя формирование правильного речевого дыхания, артикуляционную гимнастику, постановку звуков и автоматизацию поставленных звуков в речи.
Для этого нам будет нужно завести общие тетради. В них будут записываться упражнения артикуляционной гимнастики для нарушенных звуков и упражнения по автоматизации поставленных звуков.
Целью артикуляционной гимнастики является формирование полноценных движений органов артикуляционного аппарата.
Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов речевого аппарата.
Правила проведения артикуляционной гимнастики (приложение)
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются исходя, из правильной артикуляции звука и объединены в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть все то, что необходимо для правильного образования звука.
Артикуляционную гимнастику следует начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения.
Показ правильного выполнения артикуляционных упражнений (Общий комплекс артикуляционных упражнений на экране).
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.
На тренинге родители повторяют за логопедом основные артикуляционные упражнения, подготавливающие речевой аппарат ребенка к постановке нарушенных звуков и развивающие его подвижность.
Для правильного произношения звуков нашего языка необходимо правильное речевое дыхание. Для его формирования используются разные упражнения (Родители совместно с логопедом выполняют упражнения для развития речевого дыхания).
Автоматизация поставленных звуков происходит в слогах, словах, фразах и предложениях и играх. Сейчас я познакомлю с некоторыми из них, используемыми для автоматизации звуков.
Предлагаю всем встать в круг. Мы поиграем в игру с мячом.
«Четвертый лишний»
тень, пять, костюм, тачка - тачка
одуванчик, тюльпан, утюг, сеть - одуванчик
грач, утята, бочка, бабочка - утята
ручка, кисточка, телефон, чашка - телефон
Очень часто дети испытывают трудности при образовании притяжательных прилагательных:
У мамы фартук чей? …мамин
Берлога чья?. медвежья
Из дупла торчат, чьи уши?. беличьи
Логово чье?. волчье…
Все, что я вам рассказала, касается нашей работы в детском саду. Но вы не думайте, пожалуйста, что этого всего достаточно для того, чтобы ребенок начал правильно говорить. Все зависит от вас, уважаемые родители, от вашего настроя. Ведь вся основная работа по автоматизации звуков и закреплению новых знаний ложится на вас дома. Того что мы будем делать здесь недостаточно, необходимо будет много заниматься дома. Если вы заинтересованы в том, чтобы речь вашего ребенка значительно улучшилась, с ним необходимо заниматься ежедневно. Это не потребует много времени. По дороге из сада домой спросите своего малыша: чем он занимался в детском саду? Выслушивая его рассказ, обращайте внимание на правильное произношение исправленных звуков (информация в логопедической тетради, ненавязчиво исправляйте.
Не ругайте ребенка за неправильную речь; не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов. Позитивно настраивайте ребенка на занятия с педагогами.
Дома прочтите задание в логопедической тетради, позанимайтесь перед зеркалом артикуляционной гимнастикой, поработайте над речевым материалом 10-15 минут.
Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:
- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
- весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
- задания должны быть прочитаны ребенку;
- все задания выполняются до конца.
Не забывайте каждый понедельник приносить логопедические тетради с выполненным заданием в детский сад. Тетради содержите, пожалуйста, в чистоте, задания за ребенка не выполняйте. Все делайте вместе.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
Сейчас я предлагаю вам прослушать ваших детей. (магнитофонная запись).
Учитель-логопед ___ Курепина Н. А.
Памятка для родителей «Правила проведения артикуляционной гимнастики»
1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-7 минут несколько раз в день, заниматься нужно перед зеркалом.
2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.
3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
5. Возможно, и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет.
6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 10 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики, параллельно с увеличением темпа движений.
7. Возможно, и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками, под стихотворное сопровождение.
8. Для логопедических занятий дома у ребенка должно быть свое место: удобный стол, стул, настольное зеркало на подставке, не слишком маленькое.
10. Главным требованием является выработка умения:
- удерживать нужную артикуляционную позу правильно, в течение определенного времени, например, под счет от 1 до 5;
- точно выполнять движения;
-следить за равномерным участием левой и правой половины языка, губ в выполнении движений.