Зинаида Бойко
Для воспитателей «Исследовательская деятельность дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский писал, что ребенок по своей сути, природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Следовательно совершенствовать воспитание личности ребенка необходимо через обогащение его опыта полными, верными и яркими образами природы.
Успешность умственного, физического, психического, эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Источником разнообразных ощущений является природа.
Публикация «Для воспитателей „Исследовательская деятельность дошкольника“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Роль воспитателя в том, чтобы поддержать, сохранить первые, наиболее яркие детские впечатления и, опираясь на них, научить детей видеть прекрасное, видеть красоту и разнообразие природы.
Исследуя почки, листья, цветы, кору деревьев, стебли травянистых растений, плоды, дети описывают их с точки зрения (сенсорики) : цвет, форму, поверхность, край листьев, запах, для этого все нужно понюхать, потрогать, попробовать на вкус.
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует развитию логического мышления. Поэтому очень важны наблюдения за живой и неживой природой, а также посильная практическая исследовательская деятельность.
Большой интерес вызывают у ребенка фенологические наблюдения. Дети пытаются найти ответы на вопросы: какого цвета почки у разных деревьев и кустарников? Отличаются ли по величине и цвету почки растений, развивающихся в тени и под прямыми солнечными лучами? У каких деревьев и кустарников почки распускаются раньше, чем у других, и почему? Что общего у сережек ольхи и осины, чем они отличаются? Сравнение, выявление сходных и отличительных признаков исследуемых объектов (явлений) способствует активизации мыслительной деятельности детей.
Можно предложить детям изобразить то, что они наблюдали в течении дня: озорную синичку, веселый ветерок, ласковое солнце. Важное место в процессе формирования представлений, умений наблюдать, различать и сравнивать занимает прием воссоздания действительности (зарисовка по памяти). Этот прием влияет на развитие способности активизировать прошлый чувственный опыт, формирования умения схематически изображать объекты в пространстве. Поэтому после наблюдений за пробуждающейся природой предложить нарисовать почку в определенные периоды развития. Приучая аккуратно делать зарисовки, схемы, обозначения, мы постепенно вырабатываем у них привычку работать в тетради, воспитываем усидчивость.
Чтобы познакомить детей с условиями, необходимыми для жизни растений, в конце февраля можно провести опыт. В просторный целлофановый пакет с дырочками поместить овощи: картофель, морковь, лук, фасоль, семена укропа, петрушки. Такие же овощи поместить в пакет темного цвета. Спустся 7-10 дней все овощи начнут в первом пакете прорастать. Зерна фасоли разбухнут. Во втором пакете прорастет лишь незначительная часть растений, большая погибнет из-за отсутствия доступа воздуха и света. В результате наблюдений дети сами приходят к следующему выводу: для роста растений необходимы воздух, свет, тепло, вода, прорастают в первую очередь те растения, в которых имеется запас питательных веществ, без должного количества света растения становятся бледными и белыми.
Воспитатель предлагает сделать в альбомах рисунки, схематически указать факторы, влияющие на рост и развитие растений. Закрепить полученные знания можно на прогулке, в процессе игры «Кто быстрее найдет Счастливчика и Неудачника». Детям необходимо обследовать территорию детского сада и найти первые подснежники молодые, зеленые «веселые» травинки и «грустные» - слабые, с трудом пробивающиеся из-под опавшей листвы, камня.
Для изучения движения растений можно провести такой опыт. Найти на участке кислицу, рассмотреть и накрыть коробкой. Минут через 10 коробку убрать: листья кислицы опустились, прижались к стеблю. На глазах у детей через несколько минут растение начинает расправляться и примет нормальное положение. Это реакция на свет.
Движение усиков некоторых овощных и комнатных растений – образец удивительной способности растений распознавать на расстоянии, где можно надежно закрепить свой стебель. Эксперимент показывает, что растение не тянется к гладкой поверхности (стеклянной палочке, усик предпочитает шершавую поверхность. Но если усик коснется палочки, а затем ее убрать, то он самопроизвольно изогнется, реагируя на касание, а потом выпрямится и продолжает поиск шершавой поверхности. Если он не находит опоры то свертывается и увядает. Это доказательство того, что растение не нуждается в органе, который не выполняет своей функции.
Дети убеждаются, что растения – живые существа и способны приспосабливаться. После этих опытов дети с удовольствием собирают мусор (растительный) на участке, сеют семена. Воспитывается трудолюбие, закрепляются полученные знания, воспитывается бережное отношение к природе.
Наблюдения за птицами, сопровождаемые разъяснениями воспитателя, помогают детям разгадать секреты названий многих птиц: кукушка – от своеобразного пения, трясогузка – трясет длинным хвостом. Предложить детям сделать зарисовки, описать оперенье, попробовать имитировать пение.
Таким образом, в процессе исследовательской деятельности дети учатся слушать воспитателя и сверстников, логично отвечать на поставленные вопросы, доказывать мысль, у детей возникает интерес к знаниям, эмоциональная отзывчивость на красоту природы.