Екатерина Чернова
Консультация для родителей «Упражнения для развития чувства ритма у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Движение есть смысл жизни, а закон движения есть ритм. Ритм - это жизнь, переодетая в движение, и в каждом своем облике он, кажется, привлекает внимание человека: от ребенка, которому нравится движение погремушки и который успокаивается от раскачивания колыбельки, до взрослых, чьи игры, спорт и развлечения обладают, так или иначе, скрытым ритмом, будь то игра в теннис, крикет, гольф, бокс или борьба. Опять же, интеллектуальный отдых человека, такой как поэзия и музыка, вокальная или инструментальная, имеет ритм как сам его дух и жизнь.
Публикация «Консультация для родителей „Упражнения для развития чувства ритма у детей“» размещена в разделах
То есть ритм присутствует не только в искусстве (поэзии, музыке, танце, он является неотъемлемой частью нашей жизни.
На санскрите есть высказывание, что тон - это мать природы, но ритм - ее отец. Младенец, однажды привыкший регулярно вовремя получать пищу, требует ее в это же время, хотя у него еще нет представления о времени. Это объясняется тем фактом, что сама природа жизни - есть ритм. Младенец начинает свою жизнь на земле движениями ручек и ножек, тем самым, показывая ритм своей природы и иллюстрируя философию, которая учит, что ритм есть признак жизни. Предрасположенность к танцу, присущая каждому человеку, также подтверждает эту врожденную природу красоты, которая выбирает ритм для своего выражения.
Танцы многих диких племен в различных частях света обладают резко выраженным ритмом, и это доказывает, что ритм происходит не от культуры, но от природы. Среди европейцев испанцы, поляки, венгры и русские имеют наибольшую предрасположенность к ритму. Секрет успеха русского балета и испанского танца заключается в их изысканном ритме. Среди азиатских рас музыка монголов в значительной мере основывается на ритме, он бывает более определенным в их музыке, чем мелодия. В турецкой и персидской музыке ритм также четко выражен, а в арабской существует огромное разнообразие ритмов.
Однако именно в Индии культура ритма достигла совершенства. Хороший музыкант в Индии импровизирует мелодию, сохраняя тот же темп во время всей импровизации. Для того, чтобы стать искусным музыкантом в Индии, необходимо овладеть в совершенстве не только «рагой» - гаммой, но и «талой» - ритмом. Как раса индийцы по своей природе склонны к ритму; их танец «ТандеваНритъя» танец Юга, является выражением ритма через движение.
Даже в низшем творении, среди зверей и птиц, их радость всегда выражается в танце; такие птицы как павлин, когда осознают свою красоту и красоту окружающего его леса, выражают свою радость в танце. Танец вызывает страсть и эмоции во всех живых созданиях. И поэтому в природе все ритмично : движение планет, смена времен года и суток, развитие живых организмов, их движения (рост, цветение, размножение растений, дыхание, шаги, жесты, речь людей).
Ритм во всяком обличии, называемый или игрой, или развлечением, или поэзией, или музыкой, или танцем, и является самой природой всей человеческой конституции. Когда весь механизм тела работает ритмично, то удары пульса, сердца, головы, циркуляция крови, голод и жажда, - все показывает ритм, и именно нарушение ритма называется болезнью. Когда ребенок плачет, и мама не знает, что беспокоит его, она берет дитя на руки и похлопывает по спине. Это ритмизирует циркуляцию крови, пульсацию сердца и весь механизм тела; другими словами, приводит тело в порядок и успокаивает ребенка. Детская игра-считалочка «Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!», известная во всем мире в той или иной форме, излечивает ребенка от капризности, помещая все его существо в ритм.
Поэтому врачи больше полагаются на обследования пульса, чем на что-либо другое, при установлении истинной природы заболевания, вместе с обследованием ударов сердца и движения легких спереди и сзади. Ритм играет самую важную роль не только в теле, но также и в уме: перемена от радости к печали и обратно, возникновение и исчезновение мыслей, - вся работа ума демонстрирует ритм, а состояния растерянности и безысходности можно объяснить отсутствием ритма в уме.
Так как ритм присущ человеку с рождения и поддерживает его здоровье, то поэтому от ритма зависят все жизненные дела человека: его успехи, его неудачи, его верные и неверные действия, - все, так или иначе, объясняется изменением ритма. У птиц инстинкт к полету есть ритмическое движение крыльев, и та же склонность к ритмическим сокращениям помогает рыбе плавать, а змее ползти.
Пристальное наблюдение показывает, что вся Вселенная есть единый механизм, работающий по закону ритма; поднятие и опускание волн, приливы и отливы, рост и убывание луны, восходы и закаты, смена времен года, движение земли и планет, - вся космическая система и устройство всей вселенной работают под действием закона ритма. Ритмические циклы с большими и малыми взаимопроникающими циклами поддерживают в своем раскачивании все творение.
Это демонстрирует суть источника проявления: движение рождается из неподвижной жизни, и каждое движение обязательно имеет результатом двойной аспект. Когда вы двигаете палку, то одно движение производит две точки: ту, где оно началось и ту, где оно закончилось, одну - сильную, а другую - слабую. В соответствии с ними дирижер просчитал бы «раз, два», «раз, два» : сильный акцент и слабый акцент, - одно движение с двумя действиями, каждое из которых определено и отделено от другого. Это тайна, скрытая под двойным аспектом всех фаз и форм жизни; смысл, причина и значение всей жизни находится в ритме.
Чувство ритма на занятиях хореографии формируется, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену ее характера. Эти занятия также важны для общего развития ребенка, так как требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти.
В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.
В. А. Сухомлинский считал, что «музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы».
Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Еще одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.
То есть, не менее важна эмоциональная природа ритма. Для того чтобы ребенок действительно проникся чувством ритма все нужно начинать с простых движений под музыку (ходьба, бег, прыжки). Основная задача на этом этапе – добиться у ребенка быстрой реакции.
Ритм присутствует во всех разделах хореографии: в ритмике, танцах, танцевальных образах, играх. Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими). Они позволяют выразить различные эмоциональные состояния, сюжеты, образы.
Ритм присутствует в нашей жизни всюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требуют развитого чувства ритма. Поэтому занятия хореографией, танцами – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.
Как правило, дети по природе очень чутко улавливают ритм, они его прекрасно чувствуют, но далеко не всегда могут передать движениями. Легче всего ребенок воспринимает ритм, близкий его внутреннему состоянию. Поэтому не следует волноваться, если вам кажется, что ребенок несколько заторможен, наши упражнения помогут развить его ритмические способности.
Упражнения для развития чувства ритма.
Упражнение 1
Слушая вместе с ребенком знакомую мелодию, попросите его сделать какое-нибудь движение (встать со стула, сделать шаг, прыжок, хлопок и т. д.) на музыкальном акценте. Это может быть начало или конец куплета, припева, музыкальной фразы.
Упражнение 2
Предложите ребенку начать или перестать говорить по вашему сигналу: хлопку, жесту рукой и т. д.
Упражнение 3
Выберите какую-нибудь знакомую ребенку песню. Попросите его петь и одновременно прихлопывать себе ладошками в такт, как бы определяя хлопками ритмический рисунок песни.
Упражнение 4
Теперь ребенок попробует «пропеть» эту же песню одними ладошками, то есть прохлопать ее.
Упражнение 5 «Эхо»
Прохлопайте ребенку несложный ритмический рисунок. внимательно выслушав, ребенок должен попробовать в точности его повторить, словно эхо. Если ребенок правильно слышит и повторяет, ритм можно усложнять. Можно поменяться ролями, и тогда ритмический ребенок будет придумывать сам. Вместе хлопков можно отстукивать ритм ногами.
Упражнение 6
Слушая знакомую мелодию, хлопайте вместе с ребенком в такт музыки.
Упражнение под чтение стихов.
Упражнение 1
Выберите любое знакомое ребенку стихотворение. Произнесите его текст ритмично и выразительно. Читая текст, отбивайте вместе с ребенком ритм стихотворения хлопками. Затем попросите ребенка сделать это самостоятельно, причем стихи он должен произнести сам.
Упражнение 2
А теперь прохлопайте вместе с ребенком ритмический рисунок следующих стихов:
Доктор Фостер
Отправился в Глостер,
Весь день его дождь поливал.
Свалился он в лужу,
Промок еще хуже,
И больше он там не бывал.
Упражнение 3
Прохлопайте вместе с ребенком ритмический рисунок таких двух стихотворных диалогов, распределив между собой роли:
- Маленькая девочка, скажи, где ты была?
- Была у старой бабушки на том конце села.
- Что ты пила у бабушки?
- Пила с вареньем чай.
- Что ты сказала бабушке?
- «Спасибо» и «прощай».
Стихотворения – диалог 2
- Где ты была сегодня, киска?
- У королевы у английской.
- Что ты видала при дворе?
- Видала мышку на ковре.
Упражнения с мячом.
Упражнение 1
Бросив ребенку мяч, произносите первый слог его имени. Ловя мяч, ребенок должен произнести второй слог. Потом поменяйтесь ролями.
Упражнение 2
Выберите любое стихотворение, хорошо знакомое ребенку. Читая стихи, ударяйте в их ритм мячом об пол. Затем попросите ребенка сделать так же.
Упражнение 3
Вместе с ребенком перебрасывайте мяч друг другу под музыку.