Антонова Лусик Давитовна
Организация наблюдений и труда дошкольников в цветнике и на огороде
▼ Скачать + Заказать документы
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главное. А если рядом с ним воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят увидеть еще больше.
Труд детей в природе создает благоприятное условие для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляют нервную систему.
Публикация «Организация наблюдений и труда дошкольников в цветнике и на огороде» размещена в разделах
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Прогулка. Наблюдение за цветами
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
В труде сочетаются умственные и волевые умения. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость. Работа на участке (в огороде, цветнике, а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. Наряду с наблюдениями труда окружающих, большое место занимает собственная трудовая деятельность ребенка. В нашем детском саду имеются природные уголки, огороды, цветники, где дети могут работать.
Детей младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений: с помощью воспитателя поливать комнатные растения, вытирать большие листья, и т. д.
Дошкольники средней группы выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях. У них нужно воспитывать настойчивость и привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы. Детей этого возраста необходимо постепенно готовить к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (определяется почва, солнечный свет, тепло, влага и т. д.). При этом надо заботиться о том, чтобы дети испытывали радость от труда.
У старших дошкольников необходимо воспитывать привычку работать по собственному почину, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, воспитывать готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми. Во время работы в цветнике, на огороде у дошкольников формируются практические навыки ухода за растениями, а также развиваются важные интеллектуальные умения. В частности, дети учатся
* Планировать работу;
* Подбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения определенных действий;
* Распределять во времени отдельные этапы работы;
* Распределять функции и орудия труда между участниками процесса
* Адекватно оценивать результаты работы и т. п.
Благодаря коллективной работе, которая предусматривает взаимопомощи, у дошкольников формируются также коммуникативные навыки. Весенней порой растения быстро развиваются - с семян появляются побеги, подрастает рассада, на ветвях кустов и деревьев набухнут почки, распускаются первые листочки и цветки. Дети могут быстро увидеть результат своего труда на огороде или в цветнике. Они чувствуют значимость приложенных усилий и, как следствие, становятся более активными и самостоятельными.
Физические усилия, приложенные детьми для их выполнения, не должны вызывать переутомление. Иначе у детей возникнет негативное отношение к трудовым задачам. Продолжительность работы зависит от ее характера и возраста детей. Орудия труда должны быть безопасны и соответствовать возрастным особенностям детей. Не стоит использовать игрушечный инвентарь - им тяжело и неудобно работать.
С наступлением первых теплых дней мы начинаем работу в цветнике - рыхлим почву, выпалываем сорняки, добавляем удобрения. Цветники придают территории детского сада привлекательности и даже очарования. Творчески и вдумчиво подобранные декоративные растения служат богатым материалом для занятий с детьми в природе
В нашем детском саду цветники расположены по всей территории.
Уход за цветником заключаться в своевременном прополке, поливе и разрыхлении. Это дело может показаться дошкольникам скучной и однообразной. Поэтому, привлекая ребенка к такой работе, важно поддерживать ее интерес к земледелию в целом. Детям можно предложить немало сказочных сценариев выполнения трудовых задач, в частности:
-Спасти цветочек от жажды, напоив ее водичкой в жару;
-Освободить цветочки от злых захватчиков - сорняков;
-Подготовить для растений мягкую постель - рыхлую землю, чтобы отдохнув, они смогли сделать детям ценные подарки - замечательные цветочки.
Если ребенок по неосторожности допустит ошибки во время работы, нужные вещи для ее исправления должны быть под рукой. Управляя работой, воспитатель приучает детей работать тщательно, спокойно, не отвлекаясь. Это будет способствовать воспитанию у них аккуратности и выработке умения следить за собой. И главное - у детей развивается склонность к трудовым усилиям.
Труд в природе имеет свою специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста
Конечная цель – вырастить овощи. ягоды, цветы, и результат труда конкретный и понятный ребенку.
Лето - прекрасное время года, что дарит нам прекрасную возможность приобщить детей к труду в природе, расширить их естественные знания, научить видеть красоту окружающего мира, любить и беречь его.