Получи документы

Воспитание любви к родному краю средствами краеведения

Светлана
Воспитание любви к родному краю средствами краеведения
▼ Скачать + Заказать документы

ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ

СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ.

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы не менялось общество, воспитание у детей любви к своей стране, своему городу, нам необходимо показать с привлекательной стороны. Дети должны знать, что у каждого человека есть родной город, где он родился, знать достопримечательные места, памятники. Основная цель воспитателя - помочь показать детям их родной город, в котором они живут, чтобы вызвать у них чувства восхищения, гордости и любви. Воспитание этих чувств у дошкольников весьма кропотливая работа, которая должна проводиться систематически и планомерно. В настоящее время воспитанию у детей патриотизма уделяют внимание такие педагоги, как Н. В. Алешина, Ривина Е. К., Ковалева Г. А. и др.

Публикация «Воспитание любви к родному краю средствами краеведения» размещена в разделах

В нашем ДОУ тоже ведется работа по воспитанию у детей нравственно-патриотических чувств. При знакомстве дошкольников с родным городом, его достопримечательностями, мы преподносим материал доходчиво, понятно, эмоционально. Начинаем работу с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя их круг знаний. Если в младшем дошкольном возрасте мы ограничиваемся наблюдениями за изменениями, происходящими на близлежащих улицах, то, начиная со старшей группы, мы знакомим детей с историей родного города. Объясняем, почему город возник именно на этом месте, уточняем название города и улиц, рассказываем об основателях города. Знакомим детей с гербом родного города, но сначала обязательно рассказываем детям о том, что такое герб, когда и где возникли первые гербы, что на них изображалось. Знакомство с родным краем, происходит на занятиях, в повседневной жизни, быту.

Работу по ознакомлению дошкольников с историей родного края проводится в определенной последовательности:

• знакомим детей с историей возникновения города (рассказываем о месте нахождения города, о градообразующих предприятиях, объясняем, откуда произошло название города, называем имена тех, кто город строил);

• знакомим детей с историей названия улиц города (подробно рассказываем о близлежайших улицах, на которых живут дети и находится детский сад; обращаем внимание на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города)

• знакомим со зданиями города (беседуем о назначении зданий, обращаем внимание на особые здания - храмы, церкви, указываем на их отличие от других; показываем детям самые древние здания родного города, рассказываем об истории их создания)

• знакомим с людьми, которые прославили наш город (рассматриваем фотографии, портреты прославленных людей, если это художник - знакомим детей с репродукциями его картин, если это поэт - учим его стихи, если это писатель - читаем отрывки из его произведений, доступные по содержанию, если в городе жил и творил знаменитый композитор - слушаем запись его произведений);

• знакомим с культурными достопримечательностями города (посещаем музеи города, рассказываем детям о том, что такое музей, для чего люди его создавали, когда возник в России первый музей, какие бывают музеи)

«С ГОРОДОВИЧКОМ ПО ГОРОДУ КАМЫШИНУ»

Занятие по краеведению в средней группе

Программное содержание:

• Продолжать знакомить детей с малой родиной.

Дать представление о своем микрорайоне: улице, жилых домах, общественных зданиях.

Ввести в активный словарь детей понятия: соседи, родственники, улица.

• Закрепить знания детей о семье и членах семьи.

Воспитывать у детей интерес у детей к своему микрорайону, его красоте и чистоте.

Материал: коллективная аппликация “Мой двор”, макет дворика, кукла Городовичок.

Словарная работа: этажи, многоэтажные, улица, тротуар, проезжая часть, родственники, соседи.

Предшествующая работа:

рассматривание иллюстраций о городе Камышине:

• экскурсии по близлежащим улицам,

• коллективная аппликация “Мой дом”,

• изготовление макета “Мой дворик”

• рассматривание семейных фотографий.

Ход занятия.

Городовичок встречает детей, здоровается:

Сегодня мы отправляемся в путешествие, где вы узнаете много нового и интересного. Итак, в путь.

Утром рано мы встаем

Город видим за окном

Он проснулся, он живет

Нас на улицу зовет.

Дети подходят к нарисованным домам, которые размещены на модуле.

Городовичок: - Ребята, посмотрите внимательно, что вы здесь видите? (дома)

- Какие бывают дома (разные, высокие, низкие, кирпичные, многоэтажные)

Городовичок:

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

Зеленые и красные

Далекие и близкие.

Панельные, кирпичные

Вроде бы обычные.

Полезные, прекрасные –

Дома бывают разные.

Городовичок задает вопросы детям:

Ребята, кто же живет в этих разных домах? (в домах живут люди). Как можно назвать людей, живущих в одном доме, на одной лестничной площадке, в квартирах по соседству? (соседи).

Покажите, в каком доме вы живете (дети подходят каждый к своему жому)

Даша, расскажи, в каком доме ты живешь. А Ваня в каком доме живет? (я живу в высоком доме, в нем много этажей; а я живу в доме, где пять этажей). На каком этаже ты живешь? Есть ли лифт в твоем доме? Сколько подъездов в твоем доме? (дети отвечают).

Маша, покажи, в каком доме ты живешь?

Ты живешь в этом доме одна? родными : мамой, папой, братом; со взрослыми)

Ребята, а как можно сказать одним словом о тех, с кем вы живете в одной квартире? (семья, родные, родственники).

Значит, семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Ребята, я тоже хочу рассказать о своей семье.

Городовичок показывает детям цветок “Родная семья”.

- Посмотрите ребята:

Цветок красивый – это я

Папа и мама – мои стебельки

Дедуля с бабулей в семье - корешки.

Цветок наш красуется в зелени луга

Все мы в семье своей любим друг друга.

Городовичок задает вопросы детям:

С чем еще можно сравнить семью, на что похожа семья ( ответы детей: дерево, солнце, радуга, пальчики). Конечно, члены семьи похожи на пальчики. Смотрите: Этот пальчик – дедушка, этот пальчик - бабушка (проводит с детьми пальчиковую гимнастику “Дружная семья”)

Вот, какая у нас получилась большая, дружная семья! У каждой семьи есть свой дом, в котором тепло и уютно!

Ребята, а что есть возле каждого дома? (скамейки, деревья, качели, песочница и др.)

Возле каждого дома есть уютный дворик.

Городовичок обращает внимание на макет дворика.

Ребята, посмотрите, что можно делать в своем дворике (отдыхать, гулять, кататься на качелях, играть в песочнице, кружиться на каруселях)

Ой, и правда, как интересно можно провести время в своем дворике, играй да играй!

Ребята, а кто же все это сделал для нас? (взрослые). Взрослые люди очень старались, они хотели, чтобы вам было весело и интересно в своем дворе. Взрослые заботятся о нас, а мы должны беречь, то, что сделано руками взрослых, соблюдать чистоту, не мусорить. Как можно помочь взрослым сделать дворик красивым и уютным? (помочь посадить деревья и кусты, украсить площадку, сажать и поливать цветы). Хорошо, если мы все вместе потрудимся, будем помогать друг другу и беречь то, что есть во дворе, наш двор будет самый лучший.

Ребята, а давайте мы с вами покатаемся на карусели: беритесь за руки и вставайте в круг, не забудьте, что карусели сначала едут тихо, а потом все быстрее. (включает заводную карусель- сюрпризный момент, затем проводит физминутку.

Физминутка “Карусели”.

Возвращаются к модулю с домами.

Городовичок спрашивает:

Ребята, посмотрите внимательно, вы заметили, как стоят дома? Правильно, дома стоят в один ряд. Между домами есть пространство для прохода и проезда, дома образуют улицу.

Ребята, а как называется место, где движется транспорт? (дорога)

По дороге проезжает очень много транспорта, еще говорят, что это - проезжая часть.

Еще на улице есть тротуар – это пешеходная часть улицы, где ходят люди.

В городе много улиц и каждая имеет свое название.

А вы ребята знаете, на какой улице вы живете? (да)

Аня, на какой улице ты живешь? (Я живу на улице Некрасова).

Ребята, вы каждый день ходите по знакомым улицам, видите знакомые дома. А какие здания еще можно увидеть на улице? (магазин, почта, школа, детский сад)

Ребята, а вы знаете, на какой улице находится наш детский сад? (Наш детский сад находится на 3 микрорайоне).

3 микрорайон - это малая часть нашего города.

Ребята, а как называется наш город? (город Камышин). Правда, у нашего города красивое название? А мы с вами и все люди, которые живут в нашем городе, называются камышане.

Городовичок читает стих:

Мы живем,

Мы растем

В нашем городе родном.

Для кого-то он большой,

А для нас - огромный!

Пусть живет!

Пусть растет!

Городок наш скромный!

Ребята, какие вы молодцы. В следующий раз мы с вами продолжим путешествие по городу Камышину. А сейчас, я каждому предлагаю построить свой дворик и украсить его (дети самостоятельно конструируют из мелкого строительного материала, конструктора)

ГОРОДОВИЧОК ПРИГЛАШАЕТ В ПУТЕШЕСТВИЕ

Занятие по краеведению в подготовительной к школе группе

Программное содержание:

• Продолжать знакомить детей с родным городом; закреплять знания детей о том, что наш город большой, красивый.

• Познакомить детей с Томской областью; дать представление о том, что Северск является частью Томской области

• Познакомить детей с географическим расположением Томска и Северска, используя карту

• Продолжать учить детей самостоятельно, последовательно составлять описательные рассказы о городе, используя накопленные знания.

• Закреплять умение при составлении рассказа пользоваться схемой.

• Расширять представление о гербах, познакомить с понятием семейный герб

Воспитывать у детей патриотизм, формировать интерес к познанию своего края.

Материал: кукла Городовичок, фотографии семьи, план маршрута, изображение гербов, открытки о Камышине, карта Волгоградской области, схема для составления описательных рассказов.

Словарная работа: герб, родичи, родовой герб, Волгоградская область.

Предшествующая работа:

• рассматривание иллюстраций о городе Камышине,

• целевые экскурсии по улицам города,

• рассматривание гербов разных городов,

• чтение художественных произведений о родном крае,

• рассматривание семейных фотографий.

Ход занятия

Городовичок встречает детей, предлагает отправиться в путешествие, но сначала рассмотреть план маршрута.

Остановка № 1

Городовичок:

Эта остановка называется семейная (обращает внимание детей на семейные фотографии)

Как одним словом можно назвать всех, кого мы видим на одной фотографии? (семья)

Какими еще словами можно назвать членов одной семьи? (родичи, родственники, родные)

Как вы думаете, в нашем городе живет много семей? (да)

Как можно назвать человека, который родился и живет в Камышине? (камышанин)

А если бы мы жили в Волгограде? Москве? Как называют жителей этих городов?

Люди, которые родились и живут в каком-либо городе, любят его, он для них родной.

Остановка № 2

Городовичок:

Вторая наша остановка называется “Знаки и символы”

Обратите внимание на эти знаки, они все имеют одинаковую форму. Кто знает, что это такое? (герб)

Это гербы разных городов, герб – это символ каждого города, страны. На нем старались изобразить что-то очень важное для города (показывает герб Камышина, Волгограда, Москвы)

Покажите мне герб г. Камышина, почему здесь изображена камыши (по берегам рек Волги и Камышинки росло много камышей - от сюда и произошло название города).

Покажите герб г. Волгограда, г. Москвы.

Но не только страны и города имеют гербы. Герб может быть и у семьи. Семья – это тоже маленькое, дружное государство, у которого есть свои интересы, традиции, занятия.

Подумайте, чтобы вы изобразили на своем семейном гербе, чем ваша семья больше всего любит заниматься, какие у вас увлечения, интересы (предлагает нарисовать семейный герб)

Остановка № 3

Городовичок проводит с детьми физкультминутку, используя вспомогательные символы.

Остановка № 4

Городовичок:

Следующая остановка называется “Расскажи о своем городе”

Посмотрите внимательно на виды города, вы узнаете этот город? (г. Камышин)

Подскажите, сколько нашему городу лет?

Что можно сказать про наш город, какой он по возрасту? (старый - молодой)

Что еще можно сказать про город? (большой, красивый, чистый)

Какие улицы вы знаете? Назовите главную улицу города. Назовите самые любимые уголки города, которые вы посещаете вместе с родителями.

Ребята, вы можете рассказать о своем городе? При составлении рассказа можно пользоваться схемой (3-4 ребенка составляют описательный рассказ)

Гродовичок оценивает рассказы детей.

Остановка № 5

Городовичок:

А теперь остановка, на которой мы найдем адрес нашего города (подводит детей к физической карте области)

Ребята, что это такое, кто знает? (карта)

А вы знаете, в какой области мы живем? (Волгоградская область)

Правильно, наш город Камышин входит в Волгоградскую область. На этой карте обозначена территория Волгоградской области. На карте она занимает немного места, а на самом деле территория Волгоградской области огромна, в ней много городов, поселков, деревень.

Почему так назвали нашу область, кто догадался? (по главному городу области – Волгограду, по названию реки – Волга)

Давайте найдем место на карте, где мы сейчас находимся. Давайте вспомним, как обозначены города на карте (точкой). На карте очень много точек – городов.

А что обозначают тонкие синие линии? (реки)

Какие вы знаете реки Волгоградской области? (Волга, Камышинка, Иловля, Дон).

Где пересекаются реки Волга и Камышинка, там находится г. Камышин.

А теперь вы пройдете на свои места и на маленьких картах найдете и обозначите место, где мы находимся, отметите г. Камышин (дети выполняют задание)

Ребята, подумайте и скажите, зачем человеку нужна карта? (ответы детей)

Мы с вами будем часто работать с картой и много узнаем о Волгоградской области и о своем г. Камышине.

Остановка № 6

Городовичок:

А теперь я предлагаю вам немного поиграть и ответить на вопросы викторины

Вопросы:

Как называется город, в котором мы живем?

На какой улице находиться наш детский сад?

Что такое герб?

Как называют людей, которые живут в г. Камышине? Волгограде?

Сколько лет нашему городу?

Назовите крупные реки Волгоградской области.

Почему наш город назвали Камышином?

Городовичок раздает призы, тем, кто правильно ответил на вопросы викторины, прощается с детьми. Дети рассматривают карту Волгоградской области, которая осталась в группе.

Публикации по теме:

«Рисуют мальчики войну». Патриотическое воспитание средствами изобразительной деятельности«Рисуют мальчики войну». Патриотическое воспитание средствами изобразительной деятельности В мае 2015 года вся страна будет отмечать 70-летие со Дня Победы. Основная цель наших художественных работ о войне - выразить любовь и благодарность.

Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю»Доклад для педсовета «Искусство как фактор воспитания любви к родному краю» Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные.

Физкультурный досуг «Путешествие по родному краю» (средняя группа) (4–5 лет) Цель: Способствовать формированию основ ЗОЖ, потребности заниматься физической культурой. Задачи: • предоставить детям возможность.

Фотозарисовка «Осенняя прогулка по родному краю»Фотозарисовка «Осенняя прогулка по родному краю» Попова Валентина Фотозарисовка " Осенняя прогулка по родному краю" Совсем недавно в выходные мне посчастливилось выбраться на природу.

Конспект родительского собрания на тему «Воспитание любви к родному городу» в старшей группе Конспект помогает расширять и закреплять представление детей о городе, в котором мы живём, его истории, о людях, живущих в нём; воспитывать.

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Игра-путешествие по родному краю Игра-путешествие по родному краю. Цель. 1. Закрепить представления о родном городе, дать более полное представление об источниках, возникновению.

Консультация «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»Консультация «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «ТОПОЛЁК» Консультация «Экологическое воспитание дошкольников.

Проект на тему «Привитие любви к родному городу у воспитанников младшего дошкольного возраста»Проект на тему «Привитие любви к родному городу у воспитанников младшего дошкольного возраста» Содержание. 1. Тип проекта 2. Участники проекта 3. Проблема проекта 4. Цель 5. Задачи 6. Актуальность проблемы 7. Гипотеза проекта: 8. Ожидаемые.

Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской ЛукеВоспитание любви к родному краю в процессе знакомства старших дошкольников с легендами и мифами о Самарской Луке Воспитание любви к родному краю в процессе знакомства детей старшего дошкольного возраста с легендами и мифами о Самарской Луке. Материалы.

Педсовет «Воспитание патриотических чувств к родному городу посредством художественно-творческой деятельности» Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие". Тема: "Воспитание патриотических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание любви к родному краю средствами краеведения
Опубликовано: 29 октября 2023 в 19:00
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание любви к родному краю средствами краеведения» (включая файлы) размещена пользователем Светлана (УИ 2674485) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД