Ольга Скопинцева
Консультация для родителей «Знакомство с шахматами»
▼ Скачать + Заказать документы
Для вас родители
«В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам… Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет… Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти…»
В. Сухомлинский
Публикация «Консультация для родителей „Знакомство с шахматами“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Шахматы. Консультации
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать «в уме».
Игра в шахматы развивает наглядно – образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимает решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с 5-8 лет, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Положительный опыт преподавания шахмат малышам в учебных группах детских садов и спортивных секциях накоплен как у нас в стране, так и других странах.
Не все дети, кого увлекает шахматная игра, станут чемпионами. Гораздо важнее другое – существенный вклад шахмат в формирование всесторонне развитой личности.
Шахматы – это целый мир. Мир логики и эмоций, прекрасный и страстный мир со своими взлетами и падениями, радостями и печалями. В наших силах подарить ребенку золотой ключик в этот волшебный мир.
С чего начинается знакомство?
Знакомство с древней игрой начинается с шахматной доски.
Заранее приготовьте не только ее, но и маленькую игрушку (можно посоветоваться с ребенком). Игрушка пригодится при объяснении таких терминов, как
горизонталь,
вертикаль,
диагональ,
центр,
шахматы,
шахматная доска
поля,
белые поля,
черные поля,
противники,
партнеры.
Изучение шахматной доски должно быть довольно подробным. Наша задача – не только облегчить ребенку познание азов мудрой игры, но и помочь ему овладеть пространственным ориентированием на плоскости. Последнее очень значимо при обучении в школе и, как правило, овладение им затрудняет дошкольников. А с помощью шахматной доски дети охотно и с большим интересом упражняются в ориентировании на плоскости.
Горизонталь, диагональ, вертикаль, центр
Ребенок получил первое представление о шахматной доске. Дайте ему карандаш, бумагу. Линейку, мел, клей, ножницы, кубики, «игрушку». Для закрепления пройденного материала предложите дошкольнику:
1. Раскрасить часть шахматного листа в клеточках тетради так, как раскрашена шахматная доска.
2. Вырезать из тетради в клетку квадраты 2х2, 3х3, 4х4 клетки и правильно раскрасить их.
3. Выложить из кубиков дорожки, похожие на горизонталь, вертикаль, разной длины диагонали, центр. Пусть «игрушка» пробежит по центру и дорожкам. Хорошо, если в доме есть старые кубики, которые можно заклеить бумагой так, чтобы получились по восемь светлых и темных кубиков. Несложно сделать кубики и из цветной бумаги. Попросите ребенка правильно (с учетом цвета) выложить центр, отдельно горизонталь и вертикаль. Пусть попытается определить, в чем сходство горизонтали и вертикали. Если дошкольник это сходство не найдет, разверните горизонталь и наложите ее на вертикаль. Затем разбросайте кубики и попросите малыша сложить из них большую белую и черную диагонали.
4. Вырезать из тетради в клеточку центр, горизонталь, вертикаль, диагональ. Диагональ не получилась? Пусть ответит, почему?
5. Нарисовать по линейке на бумаге центр, горизонталь, вертикаль, большую и самую короткую диагонали и правильно раскрасить их. Пусть вырежет нарисованные горизонталь и вертикаль и разрежет их на клеточки. Из этих клеток снова сложит горизонталь и вертикаль, затем большую белую и большую черную диагонали (их можно аккуратно склеить уголок к уголку)
6. Начертить на асфальте центр, горизонталь, вертикаль большую и самую короткую диагонали. Пробежать по ним и поиграть на них в классики.
7. Вспомнить, Где, кроме шахматной доски, он видел клетки, расположенные в шахматном порядке (в книгах, на полу, такси, одежде и т. д.)