Екатерина Нечаева
Дизайн-проект «Предметно-развивающая среда логопедического кабинета»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование правильной речи, развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями — сложный и многокомпонентный по структуре педагогический процесс. Логопедическая работа включает в себя несколько направлений:— диагностика и коррекция дефектов речи у детей;— предупреждение вторичных нарушений речи;— коррекция и развитие психических функций, связанных с речью, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы — важнейшие задачи МБДОУ. По мнению ученых, социокультурное окружение и его предметная среда — мощный фактор детского развития. Такие педагоги, как Е. А. Аркин, П. П. Блонский, А. Дистервег, С. Л. Новосёлова, Е. А. Пелех, О. В. Цаплина, определяли предметно-развивающую среду как средство педагогического воздействия, позволяющее добиться положительных изменений в развитии речевой деятельности. В концепции доктора педагогических наук С. Л. Новосёловой «. развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка. Оснащение воспитательно-образовательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.». Предметное содержание среды, его пространственная организация составляют основу любого образовательного учреждения и обеспечивают высокую степень вариативности. На развитие речи дошкольника большое влияние оказывают окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени и которая стимулирует развитие личности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе. Она должна представлять собой хорошо оборудованное пространство. В условиях дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи такой средой являются не только помещения для занятий, но и логопедический кабинет. Как правило, площадь логопедических кабинетов невелика (вместо 20 м2, рекомендуемых СанПиН и нормативами, всего 9—10 м2, поэтому учителю-логопеду приходится прикладывать максимум творчества для эффективного использования данного пространства, задействовать «каждый сантиметр» помещения. Логопедический кабинет – это специально оборудованное помещение, в котором проходят групповые и индивидуальные занятия с детьми. Оснащение логопедического кабинета подразумевает наличие в нём необходимых предметов :
Публикация «Дизайн-проект „Предметно-развивающая среда логопедического кабинета“» размещена в разделах
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление детских садов
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Зеркало настенное (50х100см).
Зеркала для индивидуальной работы.
Логопедические зонды и шпатели.
Часы.
Магнитная доска.
Шкафы для хранения пособий.
Столы для детей.
Детские стулья.
Cтеллажы для хранение игр, игрушек, пособий для развития тонкой моторики, дыхания, психических функций.
Стол, стул для работы логопеда с документацией, проведения индивидуальных консультаций с родителями.
Организуя предметную среду помещения, я руководствовалась принципами:— доступности: материал для самостоятельных игр расположен на нижних открытых полках, материал и документация логопеда — на верхних закрытых полках;— системности: весь материал систематизирован по разделам; каждому разделу отведена отдельная полка; составлен паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования;—— природосообразности, учет возрастных особенностей детей: размеры мебели, наглядно-дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы;— мобильности: настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся во время занятий или игр; тумбочки имеют колесики и легко выкатываются; детские столы на время групповых занятий скаладываются; зеркало и окно по мере необходимости закрываются;— вариативности: наглядно-методический материал и многие пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения, могут вноситься или убираться;— эстетичности: наглядно-методические пособия и игры сделаны из современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены. Основное назначение логопедического кабинета — создание необходимых условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами. Практика показывает, что площадь логопедического кабинета целесообразно разделить на несколько рабочих зон. Зона развития лексико-грамматической стороны
Зона коррекции звукопроизношения, Зона представлена настенными зеркалами, рабочими альбомами с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным картинным материалом, альбомами со сказками для артикуляционной гимнастики, чистоговорками на свистящие, шипящие и сонорные звуки, дифференциацию звуков.
Игры на развитие мелкой моторики.
Здесь же игрушки на развитие физиологического дыхания, материал на поддувание.
Здесь же музыкальные инструменты на развитие фонематического восприятия. Зона подготовки к обучению грамоте.
Зона методического, дидактического и игрового сопровождения представляет собой книжный шкаф и стол, где содержатся справочная и методическая литература, учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи, другие пособия, необходимые для коррекционного процесса. Информационная зона для родителей
Находится в раздевалке логопедической группы. Также в наличие логопедического кабинета должна быть зона релаксации — уголок игровой психотерапии(музыка, мягкая мебель, мягкие игрушки, пальчиковый театр и пальчиковые игры способствуют расслаблению детей).В связи с коротким временными рамками и ограниченностью материальными средствами, оснащение логопедического кабинета этой зона требуемым оборудованием является одной из задач на будущий учебный год.