Валерия Порсина
Дистанционный мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
ДИСТАНЦИОННЫЙ МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»
Порсина Валерия Валерьевна
Музыкальный руководитель
Направление мастер – класса: музыкально – оздоровительное воспитание и развитие дошкольников.
Образовательная область: художественно – эстетическое развитие (направление музыка).
Публикация «Дистанционный мастер-класс для родителей „Здоровьесберегающие технологии в воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» август 2020
Цель мастер – класса – передать опыт применения различных здоровьесберегающих технологий в процессе музыкального воспитания и развития ребёнка родителям воспитанников; показать, как в домашних условиях можно использовать здоровьесберегающие технологии в целях укрепления здоровья дошкольников.
Оборудование: медиа – презентация, google – диск.
Содержание мастер – класса:
Уважаемые родители, сегодня мы поговорим о том, как важно укреплять здоровье детей с малых лет и прививать им привычку к здоровому образу жизни через игровую деятельность. Насколько важно заниматься здоровьем детей систематически и последовательно.
Одной из самых главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья.
Музыка является средством музыкального и физического развития детей.
Цель музыкально – оздоровительной работы в ДОУ создать условия для укрепления психического и физического здоровья детей; выявить и развить музыкальные и творческие способности дошкольников; формировать привычку к здоровому образу жизни.
На каждом таком музыкальном занятии используются здоровьесберегающие технологии. А занятия проводятся с соблюдением принципа взаимосвязи речи, музыки и движения.
Музыкально – оздоровительная работа с воспитанниками, проводящаяся в ДОУ, подразумевает использование здоровьесберегающих технологий и в домашних условиях (за пределами детского сада).
Сегодня я расскажу о некоторых видах здоровьесберегающих технологий и возможности их применения в домашних условиях.
Виды здоровьесберегающих технологий:
• Валеологические песни – распевки;
• Дыхательная гимнастика;
• Музыкально – игровой массаж;
• Пальчиковые гимнастики, игры, сказки;
• Артикуляционная гимнастика;
• Речевые игры;
• Музыкотерапия.
Давайте подробнее разберём отдельные виды здоровьесберегающих технологий и посмотрим, как можно их применять дома, играя с вашим ребёнком.
Валеологические песни – распевки -
это несложные добрые тексты и мелодии, сочетающие речь и движение, поднимающие настроение; задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.
Вариант применения в домашних условиях:
Песенка «Здравствуй!» на мотив песни «Ладушки»
Дыхательная гимнастика –
позволяет увеличить поступление кислорода в ткани организма.
Очень полезными считаются дыхательные упражнения по методикам Б. Толкачёва, К. Бутейко и А. Н. Стрельниковой.
А. Н. Стрельникова разработала принципы дыхательной гимнастики для расширения диапазона голоса, улучшения тембра и для оздоровления.
Принцип гимнастики - короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку.
Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее воздействие:
• положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
• способствует восстановлению центральной нервной системы;
• улучшает дренажную функцию бронхов;
• восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
• исправляет различные деформации грудной клетки и позвоночника, возникшие в результате заболеваний.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённые правила:
• Вдох – громкий, короткий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая).
• Выдох – абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот (кому как удобно). О выдохе думать запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха.
• Каждое дыхательное упражнение должно разучиваться детьми до автоматизма (около месяца).
Вариант применения в домашних условиях:
«Каша кипит»
Сидя, ладонь одной руки – на животе, другой – на груди. Втянуть живот, набрать воздуха в грудь – вдох, опустить грудь, выпятить живот – выдох. При вдохе громко произносить «ф – ф – ф – ф – ф» (повторить 5-6 раз).
«Паровозик»
Ходить по комнате, делая попеременные движения руками, приговаривая «чух – чух – чух – чух» (20 – 30 сек.)
«Насос»
Стоя, ноги вместе, руки опущены. Вдох, наклон туловища вправо, выдох, встать прямо, произносить «с – с – с – с – с». Тоже – влево.
Музыкально – игровой массаж -
выполняется как с помощью взрослого, так и самостоятельно ребёнком.
• Обеспечивает сенсорное развитие детей;
• Положительно влияет на ЦНС;
• Способствует социализации детей;
• Развивает терпение и чувство юмора, фантазию;
• Способствует развитию речи ребёнка.
Вариант применения в домашних условиях:
Барабан (по методике Е. и С. Железновых):
Пальчиковые игры, гимнастики, сказки -
развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук. Пальчиковые сказки, исполняющиеся как песенки или произносящиеся под музыку, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Вариант применения в домашних условиях:
«Пальчики загорают»
Пять пальцев на руке твоей, по имени назвать сумей.
Первый палец – боковой, называется большой.
Палец второй – указчик старательный.
Не зря его называют указательный.
Третий палец - посередине, поэтому средний дают ему имя.
Палец четвертый зовут безымянный, неторопливый он и упрямый.
Совсем как в семье братец младший любимец.
По счету он пятый, зовется мизинец.
*Положи раздвинутые пальчики обеих рук на стол. Поочерёдно при назывании каждого из пальчиков, приподнимай его.
Артикуляционная гимнастика –
помогает выработке качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению звуков.
При выборе упражнений нужно идти от простых к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Вариант применения в домашних условиях:
«Жаба Квака» (комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)
Речевые игры –
эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Речевые игры – это средство развития связной речи.
Служат основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей.
Речевые игры способствуют формированию у детей умения высказывать свое мнение, делать выводы; обогащают словарный запас, улучшают фонематический слух детей.
Вариант применения в домашних условиях:
«Жили – были»
Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоём с ребёнком или компанией, задавая вопросы по очереди.
Взрослый задаёт вопрос: «Жил – был цыплёнок. Что потом с ним стало?»
«Он стал петушком».
«Жила – была тучка. Что потом с ней стало?»
«Из неё дождик пролился».
«Жил – был ручеёк. Что с ним стало?”
«Зимой замёрз» или «Засох в жару».
«Жило – было семечко. Что потом с ним стало?»
«Из него цветок вырос».
«Жил – был кусочек глины. Что с ним стало?»
«Из него сделали кирпич» или «вазу».
Музыкотерапия –
способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность.
Вариант применения в домашних условиях:
Музыка, рекомендуемая для проведения музыкотерапии:
Для расслабления – произведения для скрипки, флейты, фортепиано: Л. Бетховен «Симфония №6» часть 2; К. Дебюсси «Лунный свет»; Ф. Шуберт «Ave Maria»; Й. Брамс «Колыбельная».
Для повышения активности: Л. Бетховен «Увертюра Эгмонт»; П. И. Чайковский отрывки из балета «Щелкунчик»; Ф. Шопен «Прелюдия №1» опус 28; В. Моцарт «Маленькая ночная серенада».
Для здорового сна: Р. Шуман «Грёзы»; П. И. Чайковский «Утро», «Танец феи Драже»; Й. Бах «Прелюдия до мажор» их ХТК 1 часть.
Вариант применения в домашних условиях:
Рекомендации к прослушиванию музыки:
Реакция ребёнка на разные мелодии является сугубо индивидуальной. Она зависит от самого ребёнка, его характера, настроения.
Продолжительность сеанса музыкотерапии до 30 минут, но это необязательная норма. Время можно варьировать (сокращать до 8 – 10 минут или увеличивать, если ребёнку нравится слушать такую музыку).
Классическую музыку можно включать в качестве фона во время занятий, игр, приёма пищи.
Музыка не должна звучать громко, а источник музыки должен находиться на расстоянии более 1 метра от ребёнка.
Если ребёнку музыка надоела, выключите или поставьте другое произведение.
В завершение мастер – класса хотелось бы вспомнить слова великого педагога В. А. Сухомлинского: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы».
Материал мастер – класса подготовлен с использованием следующих ресурсов:
• О. Н. Арсеневская. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду, 2011 г.
• Екатерина Железнова «Игровой массаж».
https://www.maam.ru/detskijsad/rechevaja-igra-yeto-sredstvo-razvitija-svjaznoi-rechi.html
• https://bobowskisad.schools.by/m/pages/klassicheskaja-muzyka-dlja-detej-muzykoterapija
Желаю Вам успехов.
Спасибо за внимание!