Серебренникова Ольга Николаевна
Дистанционные технологии обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в системе образования происходят фундаментальные изменения, вызванные новым пониманием целей и ценностей образования, разработкой и внедрением новых технологий образования на его различных уровнях.
Особую актуальность и практическую значимость приобретает проблема в связи с изменением социального заказа в области образования - создания достаточно гибкой образовательной системы, учитывающей индивидуальные потребности личности с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающей равный доступ «всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи».
Публикация «Дистанционные технологии обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
- Дистанционное образование в ДОО
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Педагогическая находка» октябрь 2024
Решение данной проблемы является дистанционное обучение, которое предоставляет каждому ребёнку равный доступ к качественному образованию; развертывает систему непрерывного обновления содержания, методов и организационных форм учебно-воспитательной работы в школе; проводит интеграцию учебных дисциплин (решение проблемы межпредметных связей) и обеспечивает тесное взаимодействие между преподавателями различных предметных областей; создаёт развивающиеся системы управления качеством образовательной работы, которая гарантирует достижение желаемых образовательных результатов каждым ребенком, особенно ребенком с ограниченными возможностями здоровья, в условиях дошкольной образовательной организации.
Исследователи А. А. Андреев, В. А. Антонов, Л. А. Борисова, В. С. Васильева, М. Е. Вайндорф-Сысоева, М. В. Дикалова, О. М. Зайченко, С. И. Колбышева, Е. А. Кульченко, Е. Г. Мошкарева, Л. Н. Никитина, И. И. Сидоров, И. А. Смирнова, Е. Л. Турнецкая, Л. М. Шипицына и др. полагают, что обучение в условиях дошкольной образовательной организации в режиме дистанционного обучения сейчас довольно актуально, так как оно имеет значительные преимущества перед традиционным образованием в частности : возможности получать образование дистанционно – без физического посещения учебного заведения; возможность работать с каждым учеником индивидуально; более размеренный темп обучения; возможность работать в комфортной обстановке; актуальность получаемых знаний; доступность учебных материалов; концентрированное воображение учебной информации и мульти доступ к ней повышает эффективность усвоения материала; использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий учит и работе с ними и пр.
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие педагога и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий (on-line и off-line) или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Цель дистанционного обучения, как считает Е. В. Карманова [14], – предоставить ученикам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество.
Основной особенностью дистанционного обучения является возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, поскольку все изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется через Интернет и обмен электронной почтой.
Современное дистанционное обучение основано на использовании следующих основных элементов: коммуникационных средств (почта, телевидение, радио, сети связи, методов, которые зависят от технической среды обмена информацией.
Выделяют основные формы дистанционного обучения : видеолекции; видеоконференции; чат (видеочат); вебинары. В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются : электронная почта; телеконференции; пересылка данных (услуги FTR-серверов); гипертекстовые среды; ресурсы мировой сети Интернет; видеоконференции.
Все формы дистанционного обучения можно использовать при реализации различных образовательных программ :
– участие (on-line, of-line) в детей интернет-мероприятиях: интернет-фестивалях, конкурсах, викторинах и др.
– подготовка к занятию, используя интернет-ресурсы
– участие в телекоммуникационных мероприятиях.
– дополнительное обучение «по интересам» : сетевые сообщества по интересам, мастер-классы, дистанционные курсы.
– исследовательская и проектная деятельность: сетевые проекты [2].
Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА) - это комплекс синдромов, которые выражаются в виде значительного нарушения движений, психических функций, возникающих из-за органического поражения мозга.
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) - это дети с детским церебральным параличом (ДЦП, последствием полиомиелита, миопатией, недоразвитием и деформацией опорно-двигательного аппарата. НОДА может включать моно-, геми-, пара-, тетра- параличи и парезы, патологические изменения мышечного тонуса, гиперкинезы, нарушения речи, шаткость походки, расстройства координации движений, частые падения, отставание ребенка в моторном и психическом развитии. При НОДА могут наблюдаться нарушения интеллекта, психические расстройства, эпилепсия, нарушения слуха и зрения.
Показатели, благоприятные для дистанционного обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) в дошкольном образовательном учреждении : нормальное (или близкое к нормальному) интеллектуальное развитие; хотя бы одна рука способна к различным манипуляциям.
Алгоритм действий при подготовке к дистанционному занятию : 1. Информационный блок. 2. Практика (подбор методов, приёмов к занятию). 3. Рефлексия (анализ проведённого занятия). 4. Дополнительный материал к занятию.
Алгоритм проведения дистанционного занятия с дошкольником с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) : 1. Вызов родителя и дошкольника с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) Zoom по Skype. 2. Получение подтверждения, что дошкольник с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) зафиксирован в специальном стуле, удерживающем вертикальное положение ребенка сидя или стоя. 3. Привлечение внимания дошкольника с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) к себе. 4. Называние темы занятия. 5. Получение отклика у дошкольника. 6. Объяснение темы с использованием мультимедийных презентаций. 7. Получение отклика у дошкольника. 8. Работа с программой-тренажёром для глаз. 9. Проведение физкультминутки с помощью презентации. 10. Закрепление объясненной темы с помощью игр-тренажеров. 12. Если необходим, то в процессе закрепления используется специальная клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой BNC ClevyKeyboard. 13. Прощание с родителем и дошкольника с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА, выход из Zoom.
Дистанционное обучение сопровождается такими материалами, как:
- видеолекции – это записанные и смонтированные лекции, где преподаватель рассказывает материал и объясняет то, что нельзя прочитать в учебнике. Как на обычных лекциях, только целенаправленней и емче. Материал дублируется в субтитрах или текстовой ленте. На виртуальной доске преподаватель показывает примеры или приводит решения. Могут быть в виде аудиолекций – начитка, без картинки;
- онлайн-лекции (телеприсутствие) – студенты связываются с преподавателем через ПК, камеру, микрофон, слушают лекцию;
- автовебинары – запись вебинара по теме или разделу. Автовебинар не предполагает взаимодействия, можно смотреть в удобное время;
- скринкасты – записанные действия с экрана компьютера с комментариями;
- мультимедийные презентации – конспекты лекций и слайдов с текстами, изображениями, инфографикой, видео. Могут быть интерактивными;
- электронные учебники – учебные книги, пособия, монографии в текстовых форматах [28].
Проведенное нами исследование по теме «Дистанционные технологии обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольном образовательном учреждении» позволило сказать, что данная тема актуальна, так как дистанционное обучение позволяет реализовать обучение на расстоянии, предоставление обучаемым существенной части учебного материала и большая часть взаимодействия с преподавателем осуществляется с использованием технических, программных и административных средств глобальной сети интернет.
В исследовании участвовали 10 педагогов (1-группа женщины в возрасте 28-45 лет) данного образовательного учреждения, проводящие занятия с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) в режиме дистанционного обучения. Также в исследовании участвуют 10 родителей (2-группа женщины в возрасте 28-45 лет) детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА, обучающихся в данном образовательном учреждении.
Цель опытно-экспериментальной работы – изучения работы педагога по применению дистанционных технологий в обучении детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА, разработка рекомендаций для педагога работающего в режиме дистанционного обучения с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА).
Для реализации цели нами были подобраны следующие диагностические методики:
1. Методика «Работа педагога с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) в процессе дистанционного обучения», автор М. В. Дикалова.
Цель: выявление уровня и особенностей работы педагога с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) в процессе дистанционного обучения.
2. Методика «Работа родителей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) в процессе дистанционного обучения», автор М. В. Дикалова.
Цель: выявление уровня и особенностей работы родителей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) в процессе дистанционного обучения.
В целом по первой группе наблюдается 0% педагогов с низким уровнем, 30% со средним уровнем, и 70% с высоким уровнем и особенностями работы педагога с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) в процессе дистанционного обучения, потому что в ответах наблюдалось все требования, которые требуются от педагогов в процессе дистанционного обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА).
В целом по второй группе наблюдается 0% родителей с низким уровнем, 50% со средним уровнем, и 50% с высоким уровнем и особенностями работы родителей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) в процессе дистанционного обучения, потому что в ответах наблюдалось неуверенность и непонимание некоторых вопросов особенностей обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) в процессе дистанционного обучения не из-за нехорошей работы педагогов, а из-за недопонимания некоторых вопросов родителями.
Таким образом, процесс дистанционного обучения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в дошкольном образовательном учреждении будет успешнее, если:
- разработать алгоритм действий при подготовке к дистанционному занятию для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА);
- педагог будет использовать в обучении возможность асинхронного подхода; доступность контента для многократного обращения вне зависимости от «живого» присутствия или отсутствия на уроке и контакта с учителем; возможность контактировать с учителем на расстоянии в режимах online, offline, разовой консультации, неформального общения во внеурочной деятельности и т. п. ; активизировать социальную значимость дистанционного обучения;
- разработать памятку для педагога, работающего с детьми нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА).
Список литературы
1. Андреев, А. А. Введение в дистанционное обучение : Учебно-методическое пособие. / А. А. Андреев – М. : ВУ, 2017. – 318 с.
2. Андрианова, Т. М. Рекомендуемые средства и оборудование реализации ФГОС для обучающихся с НОДА / Т. М. Андрианова