Шипшина Анастасия Сергеевна
Дислексия и ее профилактика
▼ Скачать + Заказать документы
Дислексия – это избирательное нарушение способности к овладению навыками письма и чтения при сохранении общей способности к обучению.
Причины дислексии:
Дислексия — это не психическое заболевание, а нейробиологическая особенность, которая влияет на работу центральной нервной системы. Мозг неправильно воспринимает и расшифровывает зрительную информацию — буквы или цифры — и выбирает сложный и извилистый путь, чтобы распознать напечатанные символы.
Публикация «Дислексия и ее профилактика» размещена в разделах
Считается, что до 80% случаев дислексии связаны с наследственностью. В рамках масштабных генетических исследований международной группе учёных удалось обнаружить 42 вариации генов, которые могут приводить к развитию дислексии.
Часто дислексия появляется из-за внутриутробного повреждения центральной нервной системы.
Факторы риска для развития дислексии:
1. Гипоксия — длительная нехватка кислорода у плода на фоне осложнённой беременности или тяжёлых родов
2. Внутриутробное влияние инфекций, которые женщина перенесла во время беременности (корь, герпес, краснуха)
3. Курение и употребление алкоголя во время беременности
Виды дислексии:
1. Фонематическая (акустическая) дислексия: сложно различать похожие звуки (фонемы)
2. Семантическая дислексия: возникает «механическое чтение», когда мозг тратит все силы, чтобы прочитать текст правильно, но не успевает понять его суть
3. Аграмматическая дислексия: не удаётся правильно построить фразу или предложение (неправильное согласование падежей, подбор окончания)
4. Мнестическая дислексия: сложно понять, как связаны буквы и звуки
5. Оптическая дислексия: человек может читать зеркально, «перескакивать» между фрагментами текста, путать написание букв
Как вылечить дислексию?
Дислексию нельзя вылечить, это не болезнь! Это особенность работы мозга, которую можно скорректировать.
Коррекцией должен заниматься специалист: учитель-логопед, учитель-дефектолог, нейропсихолог.
Но родители и педагоги, в свою очередь, могут помочь ребенку, путём правильной организации процесса обучения.
Вот несколько полезных рекомендаций, которых стоит придерживаться:
1. Дать ребёнку больше времени на выполнение заданий
2. Позволить демонстрировать знания через нестандартные проекты: устные доклады, подготовка фотоколлажей по заданной теме, опыты и эксперименты
3. Разрешить вести запись урока на диктофон — так он сможет прослушать урок целиком или некоторые фрагменты и не тратить силы и время на чтение
4. Читать вслух и обсуждать вместе прочитанное — это расширит кругозор и обогатит словарный запас
5. Перечитывать книги несколько раз и возвращаться к старым сюжетам — возможно, не хватило одного прочтения, чтобы понять книгу
6. Выписывать и обсуждать незнакомые и непонятные слова