Елена Грачева
Насилие против ребенка и его последствия
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обсуждение проблемы насилия по отношению к ребёнку
Задачи:
познакомить родителей с различными видами насилия, основными причинами и последствиями насилия против ребенка;
формировать у родителей адекватность понимания проблемы существования насилия.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие насилия, виды и причины.
2. Анализ мнения родителей по проблеме насилия.
Публикация «Насилие против ребенка и его последствия» размещена в разделах
3. Возможные пути предупреждения насилия по отношению к детям.
Участники дискуссии: родители и воспитатели
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ:
№п/п Вид деятельности Длительность
Приветствие. Эмоциональный настрой на работу. Игра «Ушки» 3 минуты
Сообщение темы и цели. 3 минуты
Высказывания родителей на тему: «Ремень метод или не метод воспитания» 5 минут
Обсуждение ситуации насилия с разных точек зрения 5 минут
Работа в группах (определение видов насилия и причин) 10 минут
Игра «Кто меня любит?» 3 минуты
Подведение итогов дискуссии. Создание памятки для родителей «Воспитание без насилия» 15 минут
Тест «Какой вы родитель?» 3 минуты
Рефлексия. Игра «Веселый бубен» 3 минуты
Итого 50 минут
Ход ДИСКУССИИ:
Родители садятся в круг под музыку «Куда уходит детство» ( слова: Л. Дербенев, музыка: А. Зацепин). Зал оформлен высказываниями известных людей:
В. А. Сухомлинский: «Трудный ребёнок – это дитя пороков родителей, зла семейной жизни. Это цветок, расцветающий в атмосфере бессердечия, неправды, обмана, праздности, презрения к людям, пренебрежения своим общественным делом. Это дитя нравственной неподготовленности родителей к рождению и воспитанию своих детей»;
"Ни один злой человек не бывает счастлив" (Ювенал);
" Есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение - и вовремя сказанное слово. Владеть этим - владеть всем" (А. Грин);
"На силе ребенка надо строить воспитание, а не на борьбе с его слабостью" (Е. А. Аркии);
А. С. Макаренко считал, что "в воспитании допустимы и строгость, и ласка, и резкость тона, и просьба, и уговоры, и разъяснения, и даже угроза. "
Добрый вечер! Уважаемые родители найдите себе партнера для русской народной игры «Ушки». Правила игры следующие: двое играющих становятся друг против друга и поднимают согнутые в локтях руки так, чтобы ладони одного были обращены прямо к ладоням другого. Ударяют в ладоши и приговаривают:
Мама била, била, била
И все папе доложила.
Папа бил, бил, бил
И все бабе доложил.
Баба била, била, била
И все деду доложила.
Дед бил, бил, бил
И все сестрам доложил.
Сестры били, били, били
И все братьям доложили.
Братья били, били, били
И в кадушку закатили,
А в кадушке две лягушки.
Закрывай скорее ушки!
При последних словах играющие должны очень быстро прикрыть ладонями свои уши. Побеждает в этой забаве тот, кто первым сделает это движение.
Воспитатель заносит сундук и загадывает загадку о его содержимом. (Внутри сундука ремень). Родители высказываются о методе воспитания детей ремнём. И так как вы уже поняли, наша встреча посвящена теме "Насилие против ребенка и его последствия". Конечно, каждый родитель вправе воспитывать ребенка теми методами и средствами, которые считает правильными и действенными. Каждый родитель выстраивает взаимодействие с ребенком по-своему, исходя из собственных ценностей, опыта и представлений.
Кто-то считает, что ребенка можно шлепнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна, кто-то думает, что в детстве ему попадало часто и это не повредило, у кого-то нет сил вытерпеть детскую наглость и рука сама поднимается, кто-то считает, что ребенку можно и нужно высказывать без оглядки все, что о нем думаешь. Таким образом, в каждой 4 Российской семье имеют место факты насилия. В отношении детей выделяют следующие виды насилия :
1. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) - это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка.
2. Психическое / эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т. п.
3. Экономическое - это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т. п.
4. Сексуальное - это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми.
5. Физическое - это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.
Родители делятся на три группы. Каждой группе дается ситуация для анализа (вид насилия, возможные причины насилия, точка зрения ребенка) :
Ситуация 1
Пятилетний Саша, вернувшись с улицы, с радостью пытается рассказать маме о том, как он играл вместе с соседскими мальчишками в войну. Мать сердится из-за мокрой и грязной одежды и велит Саше, чтобы тот ей не мешал разговаривать по телефону и уходил в другую комнату, мотивируя это тем, что ей сейчас «не до него». Мальчик становится грустным, происходит его отчуждение от матери. (эмоциональное насилие)
Ситуация 2
Ребенок старается не расстраивать родителей свои поведением, но за каждую провинность ему запрещают играть в компьютерные игры. (нет)
Ситуация 3
Ребенок родился гиперактивным (очень подвижным, имеющим трудности со вниманием. Мама, не веря диагнозам врачей, считает, что он просто ленится и наказывает его за каждое отвлечение от выполнения уроков. Были случаи привязывания к стулу. (физическое насилие)
А каковы же последствия насилия для ребенка :
Они преподают ребенку урок насилия.
Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, - что он любим.
Они рождают в ребенке тревогу : ожидание следующего удара.
Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже.
Они учат принимать на веру противоречивые доказательства : "Я бью тебя для твоего собственного блага". Мозг ребенка хранит эту информацию.
Они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.
Таким образом, можно сделать вывод, что насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу.
Игра «Кто меня любит?»
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, - это дефицит ласки. Родители не находят времени, забывают, а может быть, даже стесняются приласкать своего ребенка просто так, повинуясь какому – то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляют отца или мать быть чрезмерно суровыми с детьми.
Текст для коллективного обсуждения. Л. Рыбина «Обнять, прижать, потормошить…»
Разговорилась однажды с одним немолодым уже человеком. Он вспоминал своё детство. Оттуда, из детства, в котором было немало лишений, шел тем не менее ясный, согревающий свет. Он озарял лицо моего собеседника, рассказывающего вроде о вещах, далеко не радостных.
-Довоенные годы были тяжелыми для семьи. Отец был в заключении, работал где-то недоступно далеко на строительстве Беломор-канала. Пятеро сыновей остались на руках одной матери, да и ее целыми днями не было: пошла работать продавцом.
Младшему в семье, моему рассказчику было 3 года. Босоногие, голодные мальчишки были предоставлены сами себе.
Многие взрослые вспоминают детство в романтическом свете, со сладкой щемящей тоской. В словах этого мужчины была не только грусть по ушедшему и невозвратному, но ясно обозначился тот источник, из которого шёл свет.
Приходила мама усталая, но такая нежная, мягкая, целовала в головы своих грязных до неузнаваемости сыновей и с неизбежным постоянством, зарываясь в наши вихры, счастливо задохнувшись, повторяла: «Головушки у детушек пахнут солнышком».
Наверное, у этой матери, которую спустя десятилетия помнят и преданно любят, глубоко уважают постаревшие уже сыновья, были и другие секреты воспитания. Но и это одно уже не мелочь.
Давайте сейчас сформулируем советы для родителей по взаимодействию с детьми без насилия и агрессии :
Не предпринимайте никаких действий, если Вы раздражены. Для начала возьмите себя в руки и успокойтесь. Отстранитесь от ситуации и постарайтесь взглянуть на нее со стороны. Все решения принимайте в спокойном состоянии.
Вспомните о своих интересах, уделите себе внимание. Успокоившись и расслабившись сами, Вы станете спокойнее вести себя и со своим ребенком.
Будьте с ребенком доброжелательным, но твердым.
Будьте последовательны в своих действиях.
Предоставляйте ребенку право выбора. Пусть он знает о тех мерах, которые Вы предпримите в ответ на его непослушание, и сделает самостоятельно выбор между своим послушным поведением и возможным наказанием. Применяйте технику Я-сообщения.
Позвольте ребенку столкнуться с последствиями своих действий.
Дайте ребенку возможность достичь с вами договоренности.
Постарайтесь в своей семье не устанавливать слишком много запретов. Но те, которые существуют, нарушать нельзя – ребенок должен быть в этом уверен. В противном случае его ждет наказание.
Учитесь правильно критиковать ребенка : порицая, следует дать понять ребенку, что вы критикуете конкретный поступок ребенка, а ваше отношение к нему не меняется.
Если Вы чувствуете, что вы не правы – имейте мужество признаться ребенку в этом.
Воспитатель предлагает несколько памяток и тестов для определения того, насколько хорошими родителями являются взрослые по отношению к своим детям.
Тест № 1
Уважаемые родители! Отвечая на вопросы, ставьте себе по 2 балла за каждый положительный ответ и 1 балл за ответ "иногда". Отрицательный ответ не дает ни одного балла.
1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личному делу?
3. Интересуются ли дети вашей работой?
4. Знаете ли вы друзей своих детей?
5. Бывают ли друзья вашего ребенка у вас дома?
6. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?
7. Есть ли у вас общие занятия и увлечения?
8. Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
9. Предпочитают ли дети, чтобы во время детских праздников вы были вместе с ними?
10. Бываете ли вы вместе с детьми в театрах, на выставках, концертах?
11. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
12. Обсуждаете ли вы с детьми телепередачи?
13. Участвуете ли вы в экскурсиях, походах, прогулках?
14. Предпочитаете ли вы проводить свободное время с детьми?
Подведение итогов
Если вы набрали более 20 очков, то в общении с детьми у вас все благополучно.
Если у вас набралось 10-20 очков, то вам необходимо подумать над тем, что можно изменить в ваших отношениях с детьми.
При результате менее 10 очков можно констатировать, что контакт с детьми у вас не налажен.
Тест № 2
Уважаемые родители! Отметьте те фразы, которыми вы часто пользуетесь в семье. Оцените результаты, поставив себе по 2 балла за ответы № 1,4,6,7, 9, 10, 13 и по 1 баллу за все остальные.
1. Сколько раз тебе повторять?
2. Посоветуй мне, пожалуйста.
3. Не знаю, что бы я без тебя делал (делала).
4. И в кого ты такой уродился! И в кого ты такая уродилась!
5. Какие у тебя замечательные друзья!
6. На кого ж ты похож! На кого ж ты похожа!
7. Вот я в твое время.
8. Ты нам опора и помощник (помощница!
9. Ну что за друзья у тебя!
10. О чем ты только думаешь!
11. Какая ты у меня умница! Какой ты у меня молодец!
12. А ты как считаешь, сынок (доченька?
13. У всех дети как дети, а ты!
14. Какой ты у меня сообразительный! Какая ты у меня сообразительная!
Подведение итогов
7-8 баллов. Вы с вашим ребенком живете душа в душу. Он любит и уважает вас.
9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребенок вас уважает, но не всегда откровенен с вами.
11-12 баллов. Необходимо быть внимательнее к ребенку. Авторитет не заменяет любви.
13-14 баллов. Вы на неверном пути. Между вами и ребенком нет доверия. Уделяйте ему больше времени, уважайте его, прислушивайтесь к его мнению!
Советы родителям
Отклик детского сердца на добро и зло окружающего мира - одна из самых тонких сфер духовной жизни личности, где сливается личное и общественное, рождаются и утверждаются нравственные убеждения. Ребенок должен воспринимать мир не только глазами, но и сердцем. Ни в коем случае ничего ему не навязывайте, а только советуйте!
1. Не ждите, что ваш ребенок будет таким, как вы, или таким, как вам хочется. Помогите ему стать самим собой.
2. Не думайте, что ребенок принадлежит только вам.
3. Не требуйте от ребенка платы за все, что вы для него делаете. Чем он может отблагодарить вас? Он даст жизнь другому - это и есть необратимый закон благодарности.
4. Не вымещайте на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеете, то и взойдет.
5. Не относитесь к его проблемам свысока, тяжесть жизни дана каждому по силам, и будьте уверены, ему его ноша тяжела не менее вашей, а может, и более, потому что у него еще нет привычки.
6. Не унижайте.
7. Не мучайте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка, мучайтесь - если можете и не делаете.
8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
9. Умейте любить чужого ребенка. Никогда не делайте ему то, чего не хотелось бы, чтобы другие сделали вашему.
10. Любите своего ребенка любым : неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок - это праздник, который пока с вами.
Памятка для родителей
Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас.
Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.
Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
Если вы шлепаете ребенка"под горячую руку", то это означает, что вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.
Задача дисциплинарной техники - изменить желания ребенка, а не только его поведение.
Очень часто наказание не исправляет поведение, а лишь преображает его.
Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства - любовь и ненависть, как сразу возникнет конфликт.
Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.
Чем заменить наказание:
ТЕРПЕНИЕМ - это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей;
ОБЪЯСНЕНИЕМ - растолкуйте ребенку, почему его поведение является неправильным, но будьте при этом предельно кратки;
ОТВЛЕЧЕНИЕМ - постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, нежели то, чего ему хочется;
НЕТОРОПЛИВОСТЬЮ - не спешите наказывать сына или дочь, подождите, пока его (ее) поступок повторится;
НАГРАДАМИ - они более эффективны, чем наказание.
Рефлексия – игра «Веселый бубен». Родители в круге передают бубен из рук в руки со словами: Ты катись веселый бубен, быстро, быстро по рукам! У кого остался бубен, тот пожелание (впечатление о встрече, что нового я получил, что важного узнал и т. п.) скажет нам!
В завершение нашей встречи мы хотим выразить уверенность в том, что мы справимся с любыми проблемами. Давайте вместе наблюдать и анализировать свое поведение и поведение наших детей, поддерживать в них зарождающиеся ростки добра, отзывчивости, дисциплины. И делать все - и в детском саду, и дома - чтобы ранние, еще не осознанные ребенком эгоизм, грубость, капризность не стали чертами его характера. Впереди у наших детей целая жизнь. От нас с вами зависит, какой она будет.
Мы думаем, наша сегодняшняя встреча оставит свой след в ваших сердцах и душах.