Людмила Луценко
Дискуссия для воспитателей на тему «Эколого-развивающий комплекс на территории ДОУ»
▼ Скачать +Заказ
Первой ступенью организации экологического образования должно стать дошкольное образовательное учреждение, так как именно в дошкольном возрасте дети делают «первые шаги» в прекрасный мир природы, богатый красками, звуками, запахами, мир, развивающий все потенциальные возможности ребенка.
Для формирования у детей начал экологической культуры коллектив ДОУ определил следующие задачи:
развитие здорового ребенка в экологически чистой среде;
Публикация «Дискуссия для воспитателей на тему „Эколого-развивающий комплекс на территории ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
формирование элементов экологического сознания;
выработка активной гуманистической позиции по отношению к природе;
воспитание положительного действенного отношения к природе;
пропаганда экологического воспитания среди родителей.
Практика показала, что результативность экологического образования во многом зависит от условий, в которых находится ребенок. Поэтому в ДОУ создан эколого-развивающий комплекс, позволяющий:
получать информацию о природе: разнообразии видов, красок, форм и объектов;
чувствовать природу, обмениваться впечатлениями, эмоциями и переживаниями;
осуществлять практическую экологически ориентированную деятельность.
Деятельность коллектива по созданию комплекса включала следующие этапы: диагностико-аналитический, проектирование, внедрение.
Диагностико-аналитический этап:
анализ природного и социального окружения;
анализ микросреды территории ДОУ.
Результаты проведенного мониторинга показали:
ДОУ находится в густонаселенном районе города в непосредственной близости от промышленных предприятий и транспортных магистралей;
в районе повышен уровень пылевого и шумового загрязнения; в ближайшем окружении отсутствуют естественные и искусственные экосистемы;
на территории ДОУ недостаточное видовое разнообразие растений;
отсутствует пылевое и шумовое ограждение по периметру территории («зеленый щит»);
природная среда используется неэффективно.
На этапе проектирования коллективом учреждения были выполнены: преобразование природной среды для создания комфортных условий пребывания детей и их оздоровления; создание эколого-развивающего комплекса в рамках реализации Временного государственного образовательного стандарта по экологическому воспитанию.
В работе по проектированию природной среды участвовали сотрудники, дети и их родители создавались экологические проекты : «Дерево моего ребенка»; «Аллея выпускников» «Возвращенный лес» и др. ;а проводились конкурсы рисунков, рассказов и макетов: для сотрудников:.
«Мисс Клумба», «Каждый участок — цветущий сад», «Наш участок — экологический островок»;
для детей
«Каким я вижу свой участок», «Самый красивый цветок», «Мой любимый цветок», «Мой любимый уголок в детском саду»;
для родителей:
«Каждый участок — цветущий сад»; — составлены каталог растений родного края, которые подбирались с учетом их биологических особенностей, условий произрастания и лекарственной ценности;
Создан общий проект эколого-развивающего комплекса на территории ДОУ; составлена смета расходов, продуманы источники финансирования.
В настоящее время проходит этап внедрения проекта.
1. На территории рационально размещены растения нашей полосы:
по периметру территории посажены пирамидальный тополь, береза, ель, которые служат «зеленым щитом» против пыли, выхлопных газов: и шумового загрязнения; за ним размещаются различные экологические утолки и прогулочные групповые участки;
для регулирования инсоляции на участках посажены шаровидные ивы, кроны, которых легко превращаются в естественный зонтик;
чтобы не создавать липшего затенения, предпочтение отдано низкорослым породам деревьев: рябине, клену остролистному;
кустарники использованы в качестве «живой изгороди» для обозначения территории отдельных участков.
2. Для оздоровления микросреды территории ДОУ создан уголок леса, в котором представлено видовое разнообразие растений родного края: можжевельник, ель обыкновенная и голубая, сосна, лиственница, липа, рябина, береза, калина, бересклет и травянистые растения.
3. Для пополнения дефицита посадочного материала, организации длительного наблюдения за развитием растений и практической эколого- ориентированной деятельности на территории ДОУ разбит питомник хвойных пород деревьев (около 100 саженцев ели обыкновенной, сосны и лиственницы).
4. Травяной покров использован как элемент декоративного и экологического оформления территории.
Видовое разнообразие растений представляет: 18 видов деревьев, 14 видов кустарников, 20 садовых многолетников, 12 луговых лекарственных растений, большое разнообразие однолетних садовых растений. Преобразование природной среды ДОУ способствовало активному ее использованию в воспитательно-образовательном процессе. Например, на площадке природы, которая расположена за групповыми участками, находятся луг, небольшой фонтан, беседка с вертикальным озеленением, шаровидные ивы, цветник, переносная опытная лаборатория, уголок дидактических игр, библиотека с познавательной художественной литературой. Дети приходят сюда небольшими группами, чтобы пообщаться с подопечными животными, которых летом выносят на площадку; наблюдать за цветущим лугом и прилетающими на него насекомыми; в ходе поисково- опытнической деятельности найти ответ на интересующие вопросы.
Большое значение для экологического воспитания имеет экологическая тропа, которая включает:
типичные для данной местности деревья и кустарники, расположенные по всему маршруту;
растения в парах (например, для внутри- и межвидового сравнения возле ели обыкновенной растет ель голубая; возле ели — сосна; возле хвойных и лиственных деревьев — лиственница;
экзотические древесные породы (каштан, тополь пирамидальный, туя – для показа многообразия растительного мира;
пень спиленного дерева (для наблюдения за появлением около него, молодой поросли);
часть спиленного ствола (для наблюдения за его состоянием и появлением возле него новых организмов);
муравейник (для наблюдения за жизнедеятельностью насекомых);
рябиновая аллея (для наблюдения за сезонными изменениями, профилактики нарушений зрения у детей);
«природный барометр» под старой елью (для поисково-опытнической деятельности);
природные сообщества: луг, поле, уголок леса (для обогащения знаниями о видовом многообразии природы, разнообразии форм и красок ее объектов);
питомник хвойных пород деревьев (для практической экологически- направленной деятельности, наблюдений);
площадка для отдыха;
огород и фруктовый сад, которые помогают решить познавательные (развитие растения от семени до семени, видовое разнообразие растений, эстетические (любование плодовыми деревьями в разное время года) и природоохранные (обучение трудовым навыкам по выращиванию растений) задачи.
В экологизации микросреды большую роль играет декоративное озеленение территории ДОУ, поэтому у центрального входа вдоль основных дорожек высажены многолетники; на каждом групповом участке разбиты цветники. В эколого-развивающий комплекс входят групповые площадки, которые представляют собой особый экологический мир, включающий:
разнообразные формы растений (деревья, кустарники, травянистые растения);
эколого-педагогическую среду с учетом возрастных особенностей детей ( оборудование для исследовательской и трудовой деятельности в природе: дидактический, модельный предметно-схематический и графический материал, библиотека познавательной и художественной литературы о природе и т. д.).
Мониторинг результатов использования эколого-развивающего комплекса в воспитательно-образовательном процессе детей 3—7 лет показал повышение уровня знаний о природе, сформированности навыков и умений по уходу за ее объектами, позитивного отношения к живой природе, развития эмоционально-личностной сферы.