Получи документы

Конспект занятия «Динозавры жили на планете»

Татьяна Митасова
Конспект занятия «Динозавры жили на планете»
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательный час "Динозавры жили на планете"

Цели:

• способствовать формированию интереса к окружающему миру, его тайнам;

• развивать речь, логическое мышление, память, воображение, восприятие;

• выявить имеющиеся знания детей о динозаврах;

• познакомить с различными видами динозавров, с их внешним видом, чем питаются эти животные, с видами передвижения;

• разъяснить причину вымирания динозавров.

Публикация «Конспект занятия „Динозавры жили на планете“» размещена в разделах

Оборудование: иллюстрации динозавров, кроссворд, пазлы.

Ход занятия:

Ведущий:

Сегодня мы с вами приоткроем завесу тайн и загадок. Мы узнаем, кто миллионы лет назад населял нашу планету. Может кто-нибудь скажет, как выглядела наша планета тогда, когда на ней не было ничего живого? Она была такой, как на этой иллюстрации.

Слайд 2.

Грозно и неуютно выглядела наша Земля 600 млн. лет тому назад. До появления первых динозавров оставалось 400 млн. лет. То тут, то там грохотали могучие вулканы, а из недр вырывались огненные потоки лавы и текли по бесконечной пустыне.

Слайд 3.

Но в теплых и совсем несоленых водах мелководного океана уже появилась жизнь. У самой поверхности в горячих лучах солнца носились бесчисленные рои прозрачных студенистых комочков. Шло время, и вот уже некоторые из них опустились на дно и прочно к нему прикрепились. От них произошли растения. Другие так и остались морскими бродягами. Некоторые вырастили себе прочный домик-панцирь и стали моллюсками.

На суше все еще пустынно. Скалы, песок, тишина и только прибой выбрасывает на берег водоросли, червяков, улиток – всех, кого заставала врасплох океанская волна. Они гибнут без воды под жарким солнцем. Но какие-то водоросли выжили, укоренились. И уже копошатся, прячутся в их корнях маленькие ничтожные червяки. А океан создает первых гигантов.

Проходили миллионы лет. Менялся климат. Начались засухи. Их сменяли затяжные дожди. Водоемы то растекались, то сжимались в мозаику луж. В борьбе за жизнь побеждал тот, кто в туманной ночи ковылял сквозь заросли, проползал по песчаным дюнам и плюхался в воду.

Слайд 4.

Прошло 200 млн. лет с тех пор, как первые морские водоросли зацепились за сушу, и началось ее завоевание. И вот уже исполинские хвощи и прапапоротники образуют непроходимые чащи. В их листве и сплетении корней кипит праздник жизни.

Совсем чужим показался бы нам мир тех дней с однообразной зеленью лесов, без цветов, без голосов птиц, без жужжания пчел, без разноцветных порхающих бабочек. Жара и духота гнала бы нас к океану, который по-прежнему безмолвствует.

На Земле еще не было ни цветов, ни деревьев, ни животных. Эта эра называлась палеозойская эра.

Ведущий:

Эта эра началась 570 млн. лет назад. В этот период начинают развиваться скелеты раковин, панцирей. В морях ещё не было рыб, но моря были заселены предками пауков, скорпионов и клещей. После на суше появились растения в высоту достигавших 25 см, а деревья в эту эру достигали 40 м, в обхвате 6 м. Происходит заселение суши папоротниками. В зарослях появляются насекомые черви, пауки, скорпионы. В морях постепенно появляются ранние скорпионы, длина которых превышала 2м. Рыбы приобретают плавники, чтобы от них не ускользнула добыча. Впоследствии рыбы покинули родную стихию и дали начало первым земноводным.

Слайд 5.

Ведущий:

Дальше наступает эра средней жизни или мезозойская эра. Мезозойскую эру можно назвать царством растений. Были и животные – далекие предки сегодняшних зверей, птиц, рыб.

- Кто знает, кого относят к рептилиям?

- Правильно. Динозавров.

- Но если тогда не было людей, то, как мы узнали, про всё это?

Ведущий:

Об этом нам рассказали учёные-палеонтологи, которые занимаются изучением мира вымерших животных и растений далёких исторических эпох. Существует целая наука, которая называется палеонтология.

- Как вы думаете, как учё ные-палеонтологи определили: как выглядели древние животные, как передвигались, чем питались?

- Благодаря раскопкам, в результате которых находят онемелые останки животных. Ребята, давайте мы с вами обратимся к словарю, что же такое «раскопки» : раскопки - работа, направленная на поиски и извлечение чего-либо, скрытого в земле. А вы знаете, кто и зачем проводит раскопки?

Ведущий:

У нас есть две замечательные профессии – археолог и палеонтолог, которые раскрывают и изучают тайны и секреты, скрытые в подземном мире. Но, палеонтологи занимаются изучением животных или растительных окаменелостей, т. е изучают нашу Планету по костям, отпечаткам, окаменелостям., а археологи изучают прошлое человеческой культуры и образа жизни, быт наших предков по предмета, сооружениям и т. п.

Они ведут раскопки

В поле и на сопке.

И в пустыне южной

И в Сибири вьюжной.

И во всех частях Земли,

Что б узнать мы прошлое смогли!

Итак, мы сейчас проведем свои раскопки, которые помогут нам понять, кем мы станем на время нашего занятия – археологами или палеонтологами.

Ведущий:

Раскопать – значит, приподнять толщу земли, но так, чтобы не потревожить все, что в ней спрятано. Специалисты пользуются разными инструментами – лопатами, кирками, ножами.

Много таких находок-останков животных костей было обнаружено во многих странах.

- Теперь окунёмся в те далёкие времена.

Слайд 6.

Ведущий:

В тёплом море тёмно-синие рыбоящеры – ихтиозавры. Были они не длиннее 13 м, хорошо приспособлены к водному образу жизни. Они имели вытянутое тело, крупные, острые и иногда загнутые назад зубы. В болоте, в зарослях папоротников прятались мезозавры.

Слайд 7.

Ведущий:

- Кого из современных животных напоминает мезозавр?

- Он напоминает крокодила.

- Чем они схожи? Чем различаются?

Слайд 8.

- На песчаной горе грелись огромные зубастые лягушки – мастодонзавры.

Слайд 9.

- На береговых утёсах селились крылатые ящеры - стегозавры.

- Это травоядное животное. Его рост 8,8 м, а мозг размером с грецкий орех. Защищается от хищников шипами.

- Рассмотрите внимательно иллюстрацию и скажите, с помощью чего стегозавр защищался от хищников?

Слайд 10

Ведущий:

- В зелёных лесах паслись стада трицератопсов.

- Кого из современных животных он напоминает?

- Носорога.

Слайд 11

Ведущий:

- А вы знаете, какие ящеры были самыми крупными?

- По берегам рек и озёр бродили в поисках пищи гигантских размеров ящеры-диплодоки.

Ведущий:

Неприветливой и страшной показалась бы нам Земля в те времена. Повсюду динозавры – большие и маленькие, мирные и хищные, медлительные и быстроногие, на двух или четырех ногах.

Наверное очень хорошо, что в наше время нет этих древних гигантов –динозавров. Трудно представить, как мы бы сосуществовали рядом с ними.

Физминутка

Динозавр устал сидеть,

Нужно ноженьки погреть.

Лапы вверх, лапы вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать динозавр горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

Ведущий:

А теперь, ребята, мини-викторина

- Ответьте на вопрос: как рождались динозавры?

- Рождались они из яйца.

- Для того чтобы узнать, кто вылупится из этого яйца, вы должны разгадать кроссворд.

Вопросы:

• Кого из современных животных напоминают мезозавры? (крокодил)

• Кто такие мезозавры, зубастые лягушки, ихтиозавры? (динозавр)

• Чем защищается стегозавр? (шипы)

• Один из видов передвижения древних ящеров? (плавание)

• Где обитали рыбоящеры? (море)

• Каким животным является стегозавр? (травоядные)

• Где обитали мезозавры, ящеры, напоминающие крокодилов? (болото)

• Самое крупное животное среди ящеров? (диплодок)

Ведущий:

- Итак, кто же вылупился из яйца.

Слайд 12,13

- Из яйца вылупился уже не головастик, а волне сформировавшееся милое животное – диплодок.

- Сейчас новое задание. Оно чуть-чуть сложнее предыдущего и поэтому вы должны выслушать меня внимательно до конца.

- Каждому ряду нужно будет собрать из частей рисунок динозавра в целое. После чего вы должны попытаться назвать полученного динозавра.

- Приготовились, вперёд.

1 ряд – стегозавр, 2 ряд – диплодок, 3 ряд – мезозавр.

- Молодцы. С заданием справились, но не расслабляйтесь, вас ждёт еще одно задание, в котором вы проявите свою смекалку и быстроту.

- Я раздаю вам иллюстрации, в которых попытайтесь увидеть современного животного и его предка. Затем показать, кто есть кто.

1 ряд – страус, динозавр (орнитомим).

2 ряд – лягушка, зубастая лягушка (мастодонзавр).

3 ряд – крокодил, мезозавр.

Ведущий:

Некоторые динозавры были очень заботливыми родителями. Они строили гнезда, охраняли свои кладки яиц от хищников и не покидали детенышей, пока они не начинали заботиться о себе сами. Одним из таких был Майазавр –означает «ящер заботливая мама». Когда детеныши вылуплялись из яиц, взрослые майазавры продолжали охранять их и носили им пищу. Родители пережевывали жесткие растения, прежде чем скормить их. Они собирали малышей в детские сады – чтобы те не разбежались.

У мамы-динозаврихи

В семействе прибавленье –

Малютки-динозаврики

Достойны умиленья!

Еще вчера динозаврята

Лежали в яйцах, как цыплята,

И скучно было там, хоть плачь,

Яйцо всего. с футбольный мяч!

Но вот скорлупки развалились,

Из них степенно появились:

Лобастик, Бука, Радостёнок,

А этот шустрый – Пострелёнок.

Гуськом за мамой, след вослед,

Отправились глядеть на свет,

Пришли. Вот динозавров стадо,

Здесь мама всем представить рада

Детишек: «Бука, Радостёнок,

Лобастик. где же Пострелёнок?

О горе, горе, неужели

Напали хищники и съели

Сыночка, крошечку, ребёнка,

Несчастного динозаврёнка

И мчится стадо, мчится мать

Пропавшего искать, спасать.

От топота земля дрожит

И лес поваленный трещит.

Вдруг видят, вот он – Пострелёнок,

Хвостом играет, как котё нок:

Кружится, силится поймать,

Но хвост не может свой догнать.

От пережитого волненья

У динозавров тут колени

Ослабли вмиг и подломились –

Гиганты. в обморок свалились!

Физминутка

Динозаврику каждый день,

Поразмяться уж не лень.

Встанет рано поутру,

Скачет быстро по двору.

Головой своей качает,

Повороты выполняет.

Оглядится он вокруг

И за парту тихо плюх.

Ведущий:

Слайд 14

Ну а сейчас я вас снова приглашаю на раскопки. Палеонтологи нашли отпечаток скелета динозавра.

Слайд 15

Летающие динозавры не были покрыты перьями, а так называемое крыло - это кожные перепонки, натянутые между конечностями.

Широко раскинув крылья

Над равниною морской.

Рассекая воздух встречный

Ловит рыбу ящер этот.

В небе он один летает,

И на землю взор бросает.

Гордый, сильный и большой

С доброю он был душой.

Ведущий:

Предлагаю собрать бумажного птерозавра.

(учитель может предложить оригами или детальный сбор)

Ведущий:

Итак, динозавры – вымершие животные. Но, давайте представим, что появились новые.

Как на нашем огороде –

Небывалая напасть:

Динозавры всюду бродят –

Негде яблоку упасть!

Мы и так других не хуже

В отношении чудес,

Да ещё любая лужа

Вроде озера Лох-Несс:

Мухозавры там летают!

Жукозавры там живут!

Хрюкозавры отдыхают,

Лужевую воду пьют!

Уткозавры лапы моют

У крутого бережка,

Курозавры землю роют –

Добывают червяка,

Котозавры колобродят,

С крыш сигая с ветерком,

Мышезавры хороводят

Возле крынки с молоком,

А у старого базара,

Где с берёзкою бугор,

След ноги лягушкозавра

Обнаружил дед Егор;

Ох, не зря под месяц новый,

Не оставив и примет,

Там пропали две коровы

И один велосипед!

Ведущий:

- Ничто не вечно на Земле, родившись, после умираешь! Так в чём же причина? Где ответ?

- Прочтите то, что написано на доске. Затем скажите: почему динозавры исчезли без следа, что случилось?

Слайд 16

Ведущий:

В одной из новейших гипотез об исчезновении динозавров-ящеров говорится, что на Земле в то время произошла катастрофа – столкновение с огромным метеоритом – небесным телом, диаметр которого 10 м. От удара поднялась пыль, от чего всё небо над землёй потемнело на многие месяцы.

- Как вы думаете, что стало происходить на Земле?

- Погибли все растения, нуждающиеся в солнечном свете.

- А кто погиб после?

Слайд 17, 18

- Произошло похолодание, т. к. лучи солнца не достигали больше поверхности Земли.

- Динозавры были лишены привычных условий питания, холодные ночи и зимы сказались на выведении потомства.

- Как росли их детёныши?

- Медленно. Происходил процесс вымирания ящеров.

- Так какова же причина исчезновения динозавров, ящеров, по мнению учёных - палеонтологов?

Ведущий:

- Так зачем же надо знать то, что было на Земле до нас?

- Эти знания для учёных очень важны, т. к. они позволяют понять развитие и формирование современного растительного и животного мира нашей планеты.

Ведущий:

Первые найденные при раскопках окаменелые останки, поражавших воображение своими размерами, приписывали несуществующим драконам. Позже был введен термин «динозавр». Слово происходит от греческого (deinos)«страшный, ужасный» и (sauros)«ящер».

Со времени открытия первого динозавра их останки были найдены на всех континентах планеты, включая Антарктиду.

Чтобы не путаться среди динозавров, ученые давали им «имена-названия». Названия подбирались с особенностями внешнего облика или строения, иногда - с предполагаемым образом жизни или поведением. Некоторым динозаврам давали "имя" по названию места, где они были впервые найдены.

Ведущий:

В течение 160 миллионов лет эти животные доминировали на планете. Период исчезновения занял около 5 миллионов лет, и вот уже примерно 65 миллионов лет в мире животных они отсутствуют. Ученые доказали, что динозавры вымерли, но до сих пор не названа точная причина. Этот период ученые назвали «великим вымиранием»

Слайд 19,20,21.

На сегодняшний день существует огромное количество музеев по всему свету, которые позволяют нам не только увидеть различные скелеты динозавров, но и лучше познакомиться с ними, а также узнать больше о мире, в котором они жили.

Ведущий:

Предлагаю посмотреть одну из серий мультфильма о динозаврах «Земля до начал времен».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Путешествие в прошлое» «Динозавры» (сюжетная лепка)«Путешествие в прошлое» «Динозавры» (сюжетная лепка) Детям всегда интересны таинственные миры прошлого. Тема существования динозавров также увлекает детей как Космос или современная техника.

Фотоотчет «Жили-были малыши…»Фотоотчет «Жили-были малыши…» Я люблю свой детский сад! В нем полным-полно ребят. Вот такие мы пришли в группу "Бусинки". Правда, ведь маленькие, как бусинки? В нашем.

Детский мастер-класс по конструированию из бумаги объемных фигур «Динозавры»Детский мастер-класс по конструированию из бумаги объемных фигур «Динозавры» .

Мастер-класс по лепке из пластилина «Динозавры-2»Мастер-класс по лепке из пластилина «Динозавры-2» Цель: Развитие познавательно-творческой активности детей. Создание детьми поделки из пластилина - динозавр. Задачи: 1. Закреплять умение.

«Динозавры». Опытно-исследовательская деятельность в разновозрастной группе«Динозавры». Опытно-исследовательская деятельность в разновозрастной группе Цель: Развитие познавательной активности детей. Выяснение в ходе эксперимента, почему динозавры были такими большими. Материалы и оборудование:.

Конспект интегрированного открытого занятия по математике в подготовительной группе «Помощь планете Математике» Тема: Помощь планете «МАТЕМАТИКА» Цель: Формирование элементарных математических представлений. Программное содержание: Образовательные.

Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси»)Конспект интегрированного занятия в мини-музее «Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча» (Проект «Как жили люди на Руси») Программное содержание:1. Учить детей отвечать на вопросы, развивать речь, внимание, память; 2. Упражнять в чтении потешек, в отгадывании.

Конспект НОД по познавательному развитию «Жили-были три королевы» для детей среднего возраста Цель: дать представление детям, что нас окружает живая и неживая природа. Программное содержание: - Учить детей называть объекты живой и.

Конспект занятия «Как раньше жили на Руси»Конспект занятия «Как раньше жили на Руси» НОД по образовательной области «Познание» «Как раньше жили на Руси» С презентацией к дидактической игре. Средняя группа Задачи: Приобщать.

Познавательно-исследовательский проект для детей 4–5 лет «Знакомьтесь: динозавры»Познавательно-исследовательский проект для детей 4–5 лет «Знакомьтесь: динозавры» Цель проекта: ознакомление детей с древними обитателями Земли — динозаврами. Задачи: 1. Познакомить с разнообразием видов динозавров и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Динозавры жили на планете»
Опубликовано: 4 марта 2020 в 16:18
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Динозавры жили на планете»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Митасова (УИ 1875294) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД