Янина Жураковская
«Дикие животные Севера». Занятие по составлению описательного рассказа (подготовительная группа детей с ОНР, 1 год обучения)
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема: Дикие животные севера.
Тема логопеда: Описательный рассказ
Программное содержание.
ОО «Познание»
ОО «Коммуникация»
ОО «Социализация»
Цель: развитие связной речи
Задачи: 1) коррекционно-образовательные
• систематизировать знания о классе «млекопитающие» (животные) и отличительных особенностях его представителей
Публикация «„Дикие животные Севера“, Занятие по составлению описательного рассказа (подготовительная группа детей с ОНР, 1 год обучения)» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Животные. Составление рассказов, описание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
• актуализировать и активизировать словарь по лексической теме «Дикие животные холодных краев»
• учить подбирать родственные слова
• закреплять умение подбирать к действиям объект на основе смысловых связей между словами
• упражнять в употреблении выразительных словосочетаний и оборотов при составлении распространенных предложений
• формировать навык образования притяжательных прилагательных от названий северных зверей
• тренировать в составлении описательного рассказа о диком животном по схеме – модели
• проводить профилактику дисграфии
2) коррекционно-развивающие (и здоровьесберегающие)
развивать связную речь, языковую догадку, зрительное и слуховое внимание, пространственное восприятие, воображение, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, зрительно-моторную координацию
3) коррекционно-воспитательные
Воспитывать внимание к собственной речи и речи окружающих, доброжелательность, активность, умение сотрудничать.
Оборудование: мягкая игрушка «Полярная сова», пособие «Книга природы. Север», иллюстрации диких животных севера, пособие «Снежная гора», части схемы описательного рассказа.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Назови птицу холодного или теплого края.
2. Введение в тему занятия. Игра «Замок и ключи»»
Логопед: К нам в гости прилетела полярная сова Наташа. Давайте с ней поздороваемся (демонстрируется игрушка «сова»).
Дети: Здравствуй, Наташа!
«Сова» : Здравствуйте, ребята. Вижу, вы внимательно читали мою волшебную книгу природы, и теперь хорошо знаете, какие птицы обитают в теплых и холодных краях. Назовите моих самых близких соседей!
Дети: Гагара, тупик, полярная чайка, куропатка.
«Сова» : А кто из птиц живет от меня далеко-далеко?
Дети: Пеликан, фламинго, тукан, страус.
/Логопед демонстрирует «Книгу природы»/
«Сова» : Верно, и книга с вами согласна. Но мы, птицы – не единственные, кто живёт на жарком юге или холодном севере. Есть у нас соседи. Одни живут на суше, другие – в воде. Летать они не умеют и покрыты не перьями, а шерстью или кожей. Кто это?
Дети: Животные!
«Сова» : «Книга природы» поможет о разных животных, если правильно подобрать к замку слова-ключи. Наш замок – это… (демонстрируется картинка «снег»)
Дети: Снег!
(Дети называют «родственников» к слову «снег». В случае затруднений, логопед предлагает подсказки: «буря со снегом», «человечек из снега», «снег падает – это…» и другие).
«Сова» : Много снежных, холодных слов мы назвали. Куда же мы попадем? Куда привела нас книга?
( Книга открывается: на листах - изображения тундры и побережья Северного ледовитого океана)
Дети: Это север! Холодные края!
«Сова» : Сегодня книга привела нас ко мне на родину, на крайний север.
3. Игра «Узнай по действиям»
«Сова» : Посмотрите в правое волшебное окно. Что вы в нем видите?
Дети: Мы видим равнину, на которой растет трава и мох, всюду озера, леса совсем нет.
«Сова» : А вот и не угадали, есть здесь лес! Только спрятаться в нем вы не сможете, потому что он высотой вам всего-навсего по пояс. Кто из вас знает, как называется эта земля?
Дети: Эту землю называют тундрой.
«Сова» : Верно, это мой дом, здесь живу я и все мое семейство. Давайте теперь заглянем в левое окно. Что вы видите в нем?
Дети: Мы видим заснеженные берега, всюду льды, холодное море.
«Сова» : А это ребята, не море, а океан. Волшебное окно показывает нам берег Северного Ледовитого океана – это самый маленький и самый холодный океан на нашей планете.
Логопед: Наташа, но мы не видим здесь ни одного животного.
«Сова» : Наши соседи – животные, боятся людей и прячутся от них. Но они покажутся, если мы правильно назовём их по имени. Отгадайте, ребята, кто это такой: кто бегает, бьет копытом, разгребает снег, ест мох и грибы, тянет упряжку?
Дети: Северный олень!
Демонстрируется картинка северного оленя, логопед уточняет, где можно увидеть северного оленя – среди льдов или в тундре.
«Сова» : Угадайте, кто это: бегает по снегу, на мышей охотится, тявкает, хитрит, путает следы?
Дети: Лиса!
«Сова» : Верно, только не простая лиса, а полярная. И называется она – песец.
Демонстрируется картинка песца; уточняется, где можно встретить песца – на побережье океана, в тундре.
Аналогично предлагается «угадать» по действиям полярного волка, белого медведя, моржа, тюленя.
Речевой материал: крадется, рычит, воет, охотится, скалит клыки – полярный волк
отдыхает на льдине, охотится на тюленей, ревет, косолапит – белый медведь
ныряет, ревет, греется на солнце, защищается бивнями – морж
плавает, машет плавниками, ловит рыбу, спасается от моржа – тюлень
4. Составление предложений о животных севера.
«Сова» : Посмотрите, ребята, сколько у меня соседей! Вы запомнили, что они умеют делать?
Дети: Да!
«Сова» : Расскажите о них друг другу. Выберите зверя, который нравится вам больше всего, скажите о нём два красивых слова, и составьте предложение.
Варианты предложений: Пушистый белый песец охотится на мышей. Длинноногий северный олень живёт в тундре и т. д.
При составлении предложений логопед поощряет разнообразие ответов, напоминает, что нужно говорить о разных животных, просит детей назвать, какие предлоги присутствуют в их предложениях. Логопед стимулирует детей использовать в предложениях глаголы, названные в «загадке».
5. Игра «Снежная гора»
Логопед заменяет «Книгу природы» картиной «Кто спрятался за снежной горой?»
«Сова» : Услышали звери наши голоса и испугались! Спрятались за снежной горой. Но вы можете видеть их рога, хвосты, лапы. Расскажите, что вы видите.
Дети: Я вижу оленьи рога. Я вижу тюленьи плавники. Я вижу волчьи уши
Каждому ребенку предоставляется возможность ответить не менее двух раз. Логопед стимулирует детей следить за ответами товарищей и исправлять их при необходимости.
6. Физкультминутка.
В кругу выполняется пальчиковая гимнастика «Сова»
У глазастой совушки
(Большие и указательные пальцы сложены в «очки» - это глаза совы)
Хищная головушка,
(кулачки прижаты друг к другу, большие пальцы – вверх (ушки, указательные пальцы вместе, выставлены вперед – нос)
Перышки пушистые,
(Одна ладонь гладит другую)
Ноженьки когтистые.
(Пальцы на обеих руках полусогнуты – «когти»)
Ловит мышек и зайчат
(Фигура «мышка» : безымянный, средний, большой пальцы – «мордочка», согнутые
мизинец и указательный – «ушки»)
На охоте по ночам.
(Фигура «птица» : руки перекрещены, ладонями к груди, 4 пальца прижаты друг к другу – «крылья», большие пальцы отставлены и скрещены – «голова»)
«Птица» машет крыльями.
Игра на координацию речи с движением «Морж»
На морской валун прилег
(Дети садятся на корточки, обнимают колени)
Толстый кожаный мешок,
Он ракушками объелся
( Двустворчатая ракушка из ладоней: створки открываются и закрываются)
И решил вздремнуть чуток.
(Обе ладони под щеку)
А у этого мешка
(Дети встают, ноги на ширине плеч)
Здоровенных два клыка,
(Ладони сжаты в кулаки, движение от подбородка резко вниз)
Ласты-ноги, ус-щетина,
(Свободные взмахи ладонями - ласты)
В складки собраны бока.
(Руки на пояс, несколько раз «прихватить складки»)
Только ты его не трожь,
(Погрозить пальцем)
Пусть поспит немножко морж.
(Ладони под щеку, голову склонить набок).
7. Составление описательного рассказа о белом медведе.
«Сова» : Понравилось вам путешествовать с книгой природы, ребята?
Дети: Да!
«Сова» : Кто из моих соседей понравился вам больше всего?
Дети: Белый медведь.
«Сова» : Книга природы помогла вам повстречаться с белым медведем. Но у вас есть друзья, которые такого мишку никогда не видели. Давайте расскажем им об этом животном. Что нам нужно для рассказа?
Дети: Для рассказа нам нужен план – дорожка, по которой мы пройдем от начала до конца.
Дети под руководством логопеда выбирают нужные элементы для рассказа и составляют "Дорожку"
«Сова» : Все верно, вы ничего не забыли! Подумайте немного и начнем наш рассказ. Помните, что работаем мы дружно, рассказываем один за другим, прислушиваемся к тому, что сказали другие ребята, и помогаем, если они что-то забудут.
Примерный рассказ : Это белый медведь. Он огромный, лохматый, косолапый, черноносый и короткохвостый. У белого медведя густая шерсть, сильные лапы и острые когти. Его детеныши – медвежата. Белый медведь ловит рыбу, охотится на тюленей. Он живет в Арктике.
8. Игра «Рисунки на память»
Сова Наташа рассказывает детям, что мишка и его медвежата очень любят, когда их рисуют, и предлагает ребятам сделать медведям подарки: взять трафареты-лекала, обвести их по контуру, а потом заштриховать простым карандашом вертикальными линиями – так, чтобы линии были близко друг к другу.
9. Итог занятия.
Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие. Где мы сегодня побывали? Кого мы видели? Что мы делали? (ответы детей)
Давайте скажем сове Наташе «До свиданья». До новых встреч.