Ольга Казначеева
Дифференцированный подход к развитию игры-драматизации у мальчиков и девочек 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие ребенка дошкольного возраста происходит только в деятельности, поэтому ФГОС ДО провозглашает деятельностный подход как один из ведущих и определяющих стратегию дошкольного образования на современном этапе. Основой данной стратегии является «поддержка инициативы детей в различных видах деятельности», в связи с чем, в условиях введения ФГОС ДО рекомендуется организовать образовательный процесс в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, стимулирующей и обеспечивающей творческое развитие ребенка.
Публикация «Дифференцированный подход к развитию игры-драматизации у мальчиков и девочек 5–6 лет» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Детские виды деятельности не просто способы времяпрепровождения детей в детском саду, но и особые формы детского творчества, или точнее сотворчества детей и взрослых, которые отражают специфику дошкольного образования.
Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.
Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности.
В педагогической литературе понятие «театрализованная игра» тесно смыкается с понятием «игра-драматизация». Игры-драматизации
представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).
Дошкольное детство — период первичной половой социализации, в значительной степени определяющий успешность воспитания полоролевых ценностных ориентаций, а также мужественности и женственности как основополагающих половых личностных качеств. В старшем дошкольном возрасте весьма существенны различия в самостоятельной детской деятельности в зависимости oт пола ребенка. Исследования последних лет нейропсихологов (В. Д. Еремеева. Г. П. Хризман) дают основание полагать, что особенности проявлений старших дошкольников в самостоятельной детской деятельности, имеют биологическую индивидную половую обусловленность и должны учитываться воспитателями при конструировании педагогического процесса, создании предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающей саморазвитие и саморегуляцию детского организма. Именно в этом кроется, по мнению В. Д. Еремеевой, Г. П. Хризман, переход от "бесполой" дошкольной педагогики к личностно-ориентированной на половую принадлежность ребенка-дошкольника.
Проблема дифференцированного воспитания, в зависимости от пола ребенка, тесно связана с гуманизацией педагогического процесса, т. к. задает перспективы дальнейшего участия человека в общественной жизни, готовит к выполнению социальных ролей в обществе и семье. Воспитание ребенка с учетом половых различий позволяет по-иному увидеть специфику педагогической работы c детьми дошкольного возраста и оценить ее значимость и актуальность на сегодняшний день. Успешное решение задач дифференцированного воспитания, в зависимости от пола ребенка, требует пристального внимания к проблемам детской игры. Современные педагоги и психологи (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, И. С. Кон, Ю. М. Орлов, В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман, Т. А. Репина, Ю. Е. Алешин, А. С. Волович, В. В. Абраменкова и др.) придают существенное значение полоролевой социализации. Значение категории пола для понимания психологических особенностей индивида и специфики его жизненного пути доказано многочисленными экспериментальными и теоретическими исследованиями (Д. Н Исаев, В. Е. Каган, В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман). В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Одна из важнейших и актуальных проблем современной психологии - проблема гендерной социализации ребенка, включающая в себя вопросы формирования психического пола, психических половых различий и поло-ролевой дифференциации. От того, насколько успешно проходит процесс полоролевого воспитания, включающий формирование представлений о содержании типичного для пола поведения и стремления повторить эти представления в собственном поведении, а также возникновение предпочтений и интересов, специфичных для пола, многое зависит в формировании личности, а именно: уверенность в себе, определенность личностных установок, и, в конечном счете, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Если основы женственности и мужественности не заложить в детях в дошкольные годы, это может привести к тому, что, став взрослыми, они будут плохо справляться со своими социальными ролями. Это и определяет содержание работы по осуществлению дифференцированного подхода в педагогическом процессе воспитания и обучения мальчиков и девочек в разных видах деятельности и тщательный выбор средств и методов полоролевого воспитания.
В дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно. Таким образом, определяется противоречие между необходимостью и широкими возможностями творческого развития мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в играх-драматизациях и отсутствием эффективного педагогического сопровождения данного процесса в условиях ДОУ. Обусловили выбор темы нашего исследования.