Екатерина Семенова
Дифференцированный подход к работе с родителями детей с НОДА с учетом их педагогической подготовленности
▼ Скачать + Заказать документы
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С НОДА С УЧЕТОМ ИХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ.
Семенова Екатерина Владиславовна, педагог-психолог,
БОУ «ЧНОШ для обучающихся с ОВЗ № 3» МО ЧР;
Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений.
Публикация «Дифференцированный подход к работе с родителями детей с НОДА с учетом их педагогической подготовленности» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье, в которой есть дети с особенностями развития.
Дифференциация должна проводиться на основе тестирования, анкетирования по определенной программе изучения семьи, имеющей детей с НОДА :
1. Структура семьи (сколько человек, возраст, образование, профессия, психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения). Для этого необходимо проведение психологом, социальным педагогом индивидуальных консультаций с родителями, использование различных методик (Анализ семейного воспитания (Эйдемиллер, Юстицкис, рисуночные методики «Моя семья», «Мой дом» и т. п.).
2. Стиль и фон семейной жизни (какие впечатления преобладают - положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей).
3. Социальный статус матери, отца в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка.
4. Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания, участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организационной, коммуникативной).
Родители с высокой пед. подготовкой Родители со средней пед. подготовкой Родители с низкой пед. подготовкой
1 Характеристика
(особенности) Родителей этой категории отличает высокий уровень эмоционально-нравственной культуры. Он выражен в стиле семейного воспитания, в манере общения взрослых с детьми. Родители принимают ребенка как личность, считаясь с его интересами и увлечениями. В этих семьях родители стремятся к единству педагогических требований. Серьезно относясь к воспитанию, эти семьи легко идут на контакт с психологами и социальными педагогами, стремясь расширить свои познания в области педагогики и детской психологии. В среднем уровень образованности и культуры родителей высокий. Но, в отличие от первой категории, акцентирование внимания идет на материальную обеспеченность. Вместе с тем проявляется безразличие к интересам и увлечениям детей. В неадекватных формах общения с ребенком проявляется недостаток эмоционально-нравственной культуры родителей. В таких семьях часты нарушения стилей семейного воспитания. Самая патогенная ситуация для ребенка. В таких семьях каждый живет своей жизнью, низкий уровень семейной интеграции. Уровень психолого-педагогической просвещенности родителей крайне низкий. Также родители не испытывают потребности в получении психолого-педагогических знаний. Вследствие этого воспитанию детей не уделяется достаточного внимания, воспитание ребенка не является жизненно важной проблемой.
2 Принципы работы - взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- одновременное влияние на родителей и детей;
- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы. - взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- одновременное влияние на родителей и детей;
- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы. - взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- одновременное влияние на родителей и детей;
- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.
3 Формы работы • Индивидуальные беседы с родителями;
• Индивидуальные беседы с детьми;
• Посещение семьи ребенка;
• Привлечение к совместным досуговым мероприятиям (чаепитие, изготовление поделок, утренники, Фестиваль домашних театров)
• Консультация педагога-психолога • Посещение семьи ребенка;
• Индивидуальные беседы с родителями;
• Наглядная пропаганда;
• Родительские собрания;
• Деловые игры;
• Вечера вопросов и ответов;
• Встречи за «круглым столом»;
• Совместные досуговые мероприятия.
• Моделирование игровых и проблемных ситуаций и т. д. • Посещение семьи ребенка;
• Индивидуальные беседы с родителями;
• Наглядная пропаганда;
• Родительские собрания;
• Деловые игры;
• Вечера вопросов и ответов;
• Встречи за «круглым столом»;
• Совместные досуговые мероприятия.
• Моделирование игровых и проблемных ситуаций и т. д.
Из этого следует, что обязанностью педагогов образовательного учреждения является оказание родителям детей с НОДА помощи в овладении знаниями о ребенке, закономерностях его развития и путях воздействия на него с целью всестороннего развития.
Для этого родителей необходимо познакомить с основными вопросами психологии, педагогики, физиологии детей с НОДА. Наряду с теоретическими знаниями родителям важно получить и некоторые методические знания и умения. Например: правила руководства игровыми процессом, алгоритм выстраивания корректных ответов на детские вопросы и т. д.
Основная цель всех форм и видов деятельности образовательного учреждения с семьей– установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. В решении этого вопроса очень эффективным может быть использование нетрадиционных форм взаимодействия образовательного учреждения с семьей, в которой воспитываются дети с НОДА. Особое значение, в связи с этим, должно придаваться изучению условий воспитания детей в семье. Помимо вышеуказанных методов анкетирования и тестирования существует масса других способов изучения семьи, как групповых, так и индивидуальных. Самым распространенным является посещение семьи социальным педагогом или другим педагогическим работником.
Таким образом, использование нетрадиционных форм совместно с традиционными формами взаимодействия образовательного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями детей с НОДА.