Наталья Амелькина
«Дифференциальные признаки согласных звуков». Логопедическая работа в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Фонетико-фонологическая компетенция это:
Развитый фонематический слух;
Навыки звукового анализа и синтеза;
Правильная слоговая структура слова;
Правильное звукопроизношение.
За последние годы значительно увеличилось число детей с речевой патологией и сопутствующими неречевыми отклонениями в развитии.
В логопедический пункт дети зачисляются со старшей группы.
Публикация «„Дифференциальные признаки согласных звуков“, Логопедическая работа в детском саду» размещена в разделах
В этом возрасте дети могут различать неречевые звуки, слова со звуками, не смешиваемые в произношении (мишка - мышка, бочка - почка, уточка - удочка). Но умение определять наличие звука в слове, местоположение звуков в словах, звуковой анализ и синтез у детей вызывает трудности.
Сложность вызывает у детей дифференциация (различение) твердых - мягких, звонких - глухих согласных.
Эти факты подтверждают важность и актуальность формирования фонетико-фонологической компетенции.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность, поэтому в работе по формированию у детей фонетико-фонематической компетенции я применяю дидактические игры.
Это игры на развитие умения определять наличие звука в слове;
Иры на развитие умения определять местоположение звука в словах;
Игры на развитие звукового анализа.
При работе с детьми по коррекции произношения свистящих звуков (с-сь, з-зь) использую две птички -свистульки.
У одной птички перья синего цвета,она будет петь песенку (С) твердо,а у другой перья зеленого цвета, она поет песенку (СЬ) мягко.
Предлагаю детям задания:
Подарить подарки птичкам: с синими перьями картинки в которых слышится звук (С,с зелеными перьями в которых слышится звук (СЬ).
Соберите колечки (на каждое колечко придумайте слово со звуками «С-СЬ») получается браслет зелено - синего цвета.
При работе по формированию произношения «З-ЗЬ» на занятие приходят игрушки "Зайки" в шортиках синего и зеленого цвета. Провожу аналогичные игры, но речевой материал подбираю со звуками (З-ЗЬ).
В работе по коррекции произношения шипящих звуков (Ш-Ж) приходят " Медвежата".
"Медвежата"шипят и жужжат только твердо, поэтому у них майки синего цвета. Дети дарят картинки со звуками «Ш-Ж». Собирают колечки (на каждое колечко слово со звуком «Ш-Ж»).
Дети с удовольствием собирают пирамидки,стаканчики,кубики,бутылочки,катушечки и другие игрушки сине-зеленого цвета.
Интересно детям работать с квадратом Воскобовича. Использую синий - зеленый цвет. При работе по дифференциации твердых – мягких звуков даю задания :
Покажи нужный квадрат (называются слова, например, со звуками «Р-РЬ», если в слове слышится твердый «Р», дети показывают синий квадрат, если мягкий - зелёный).
Можно так же использовать прямоугольники,треугольники,квадратики и кружочки зеленого - синего цвета.
С большим удовольствием дети играют с палочками Кюизенера. Предлагаю составить из палочек фигурку, в названии которой есть изучаемый звук.
Тут же закрепляются понятия геометрические фигуры, развивается мелкая моторика.
Детей увлекает игра "Будь внимательным".
Предлагаются картинки на определенные темы, где дети должны услышать звук в данном слове (твёрдо - мягко). Прищепками соответствующего цвета дети сделать отметку («р-рь» в слове рыба звук «р» слышится твёрдо-синяя прищепка, в слове якорь «рь» слышится мягко - зелёная прищепка).
Игра «Цепочка».
Используются круги зелёного и синего цвета. Зеленые круги вырезаны из поролона, синие из картона. Называются слова со «з-зь», например, (зонт,заяц,зебра, дети берут кружок, соответствующего цвета, в итоге получается цепочка.
У многих детей с нарушением звукопроизношения отмечается нарушение зрительного восприятия, для профилактики дисграфических ошибок на письме использую игру «Собери букву». Из данных элементов нужно сложить букву (буквы Ш,Ж из картона, т. к. звуки «Ш», «Ж» всегда твердые,а буквы Ч, Щ из поролона,так как звуки"Ч","Щ" всегда мягкие.
На логопедических развлечения дети любят играть в игру"Звуковые шары","Звуковые обручи","Звуковые часы".
Детям предлагается произнести слова с твердыми звуками и бросить шар синего цвета в корзину, слова с мягкими звуками бросить шар в корзину зеленого цвета.
На наши развлечения приглашаем и родителей, которые с удовольствием принимают участия в играх.
В логопедическом уголке собраны книжки-малышки: потешки, поговорки,чистоговорки на определенные звуки которые научились произносить дети.
В кабинете оформлен дидактический игровой центр. В него входят:
"Звуковые часы","Вертолины","Звуковые пирамидки","Поющие игрушки","Звуковые домики" и другие игрушки которые формируют у детей понятия о звуках.
«ПОДБЕРИ КАРТИНКИ ДЛЯ ЖУКА» (ребёнок подбирает картинки, в названии которых есть «Ж».
«ПОДБЕРИ ДРУЗЕЙ КУЗНЕЧИКА» (в слове стрекоза три слога, поэтому, слова должны быть с тремя слогами).
«ПОДБЕРИ КАРТИНКИ ДЛЯ БЕЛОЧКИ» (ребенок подбирает картинку в которой есть звук "Ч").
«ПОДБЕРИ КАРТИНКИ ДЛЯ КОМАРИКА»(ребенок подбирает картинку в которой есть звук "З").
Для дифференциации звуков в словах играем в игры: "Коршун"("Ш-Ж","Два мороза"("С-З") и т. д.
Итогом использования данных игровых приёмов является умение детей давать характеристику звуку («Ж» губы «бубликом», язык находится на верху, ветерок тёплый, звук твёрдый, звонкий).
Такие игры вызывают у детей интерес к занятиям, способствуют развитию самостоятельности, развивают у детей фонематические представления, навыки звукового анализа и синтеза, а это главное условие для успешного овладения чтению и письму в школе.
Список использованной литературы.
1. Т. А. Ткаченко. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5 лет. М. ,-2005г.
2. Э. А. Сухорева. Учим играя. М. ,-2001г.
3. В. И. Селеверстов. Речевые игры с детьми,-М. ,2004.
4. А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. Дидактические игры и упражнения. М. ,-1999г.
5. Л. Е. Журова. Обучение грамоте в детском саду. М., Педагогика 1997г.