Ольга Кустова
Дидактическое пособие «Звуковая линейка»
▼ Скачать +Заказ
В современном мире подавляющее большинство детей, которые ещё только готовятся поступать в школу, знают буквы или уже умеют читать. Представления же о звуках речи у будущих первоклассников является достаточно смутным или совсем отсутствует. Русское письмо является звуко-буквенным (точнее, фонемно-буквенным). Значит, для того, чтобы успешно овладеть грамотой, необходимо, чтобы у ребёнка было сформировано полноценное представление о звуках речи, о звуковом составе слова.
Публикация «Дидактическое пособие „Звуковая линейка“» размещена в разделах
Почему же детям так трудно бывает называть звуки речи? Это объясняется тем, что в данный период возникает естественное стремление опереться на представление написанного слова (на буквы, так как зрительный ряд ребёнок воспринимает острее, чем звуковой. Звук мгновенен, невидим и летуч. От произнесения слова не остаётся никаких следов. Поэтому необходимы такие средства, которые могли бы зафиксировать звучание слова, при этом не обращаясь к буквам. Для этого на занятиях по обучению грамоте воспитателям необходимо использовать разнообразные схемы, модели и условные значки для обозначения звуков.
В качестве такой модели рекомендуется использовать пособие «Звуковая линейка». Её систематическое использование позволяет развивать фонематический слух, упражнять в звуковом анализе слов, умении определять местоположение звука в слове, закрепить у детей знание о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности.
Обычно такие линейки изготавливают самостоятельно: полоска бумаги, разделена на 3 сектора, которые обозначают три части слова: 1 - начало слова, 2 - середина слова. 3 - конец слова. Возможно художественное оформление линеек с прикреплением символов звука в виде пуговиц, крышек от бутылок на ниточку или леску.
Линейка проста и эффективна в использование. Например: изучая звук [C], предложите детям определить место звука в слове, дав инструкцию: «В каком месте слова слышится [C]». Обращаю ваше внимание именно на такую инструкцию, так как часто педагоги произносят следующую инструкцию: «В каком месте слова стоит звук [C]». Это фраза не приемлема по отношению к звуку, поскольку он слышится, а стоять в слове может буква. Дети «пропевают» слово, определяют звук (на первых порах с помощью педагога) и переставляют фишку в нужное место.