Ирина Меньшикова
Дидактическое пособие «Весёлый паровозик»
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Панно "Весёлый паровозик" - многофункциональное пособие, изготовлено из ткани серого цвета для обивки мебели. Размеры панно: длина 110 см, высота 75 см. Паровоз и вагончики – кармашки выполнены из материала разного цвета кожзаменитель, которые пришиты на панно. Все детали к дидактической игре также выполнены из материала кожзаменитель, с обратной стороны деталей приклеены липучки, все детали можно прилепить в любое место на дидактическом панно "Весёлый паровозик", так же легко убрать. С обратной стороны панно имеет крючки – навесы для удобного размещения в группе.
Публикация «Дидактическое пособие „Весёлый паровозик“» размещена в разделах
Оно мобильно, можно менять место расположения и количество участников.
Использование данного пособия поможет развить познавательные и умственные способности. Смена видов деятельности во время занятий обеспечит решение задач здоровьесбережения воспитанников.
Дидактические задания, иллюстративный материал в занимательной форме помогут получить новые знания, обобщить и закрепить их, расширить имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях природы, животных. Будут способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности. Поможет развить умение высказывать свои суждения, делать умозаключения. Работа с дополнительным материалом пособия способствует развитию мелкой моторики рук. Развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь.
Представленные игры самостоятельны и имеют свои учебные задачи, их можно включать в любое фронтальное или подгрупповое занятие по разным образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие. Отлично подходят для индивидуальной коррекционной работы с детьми. Игры могут меняться и регулярно пополняются.
Пособие предназначено для широкого круга профессионалов – воспитателей, логопедов, дефектологов.
Варианты использования пособия "Весёлый паровозик"
Для развития у детей мышления, памяти, развития речи, знаний об окружающем мире, их систематизации использую следующие дидактические игры :
Дидактическая игра «Какое время года»
Цель. Учить детей соотносить приметы времени года и наклеивать на панно соответствующие детали.
Задачи: Развивать мелкую моторику рук (манипулировать деталями); обогащать словарь детей (использовать в активной речи слова – части паровоза : кабина, колеса, труба, окно). Закреплять по характерным признакам времена года (все времена года прикрепляются к панно с помощью липучек, которые можно цеплять и убирать в любом удобном месте на панно). Воспитывать художественный и эстетический вкус.
Дидактическая игра «Когда это бывает?», «Приметы зимы»
Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях. Учить называть приметы зимы, что бывает зимой.
Ход игры. Детям предлагается рассмотреть дидактическое панно и назвать время года, ответить на вопрос «почему?». Например: "Я думаю, что сейчас зима, потому что идет снег".
Аналогичные игры проводятся с определением времени года: лето, весна, осень.
Дидактическая игра "Бывает - не бывает"
Цель. Знать признаки года.
Ход игры: Воспитатель рассказывает о каком- либо времени года (зима) по дидактическому панно «Веселый паровозик», на котором изображены ошибки. Дети должны их заметить и исправить. За каждую исправленную ошибку игрок получает одно очко. Выигрывает тот, кто набрал больше всего количество очков.
Дидактические игры по лексическим темам
- закреплять словарь по лексическим темам "дикие животные"; «домашние животные», «овощи», «фрукты», «одежда», «посуда».
Дидактическая игра «Пятый лишний»
Цель. Учить классифицировать предметы по определенным признакам, и их предназначению, расширять словарь, развивать память, логическое мышление.
Ход игры: Воспитатель называет пять предметов, которые везет паровоз, дети должны узнать и назвать его, объяснить почему именно этот предмет или животное не подходит и является пятым лишним.
Например:
-РУБАШКА-ПЛАТЬЕ-ШТАНЫ-ШОРТЫ - ОГУРЕЦ (ОГУРЕЦ- овощ, а все остальное одежда)
Дидактическая игра "Мама потерялась"
Цель. Формировать умение правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные".
В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ждут на паровозик. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.
Пример: Корова ждет (телёнка). Вот телёнок. Лошадь ждет (жеребёнка).
Свинья ждет (поросёнка) и др.
В игре можно спросить ребёнка, каких животных паровозик увезет в лес, а каких высадит рядом с домом человека. Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие животные.) Как называются животные, живущие рядом с человеком? (Домашние животные.) Можно усложнить задание и по ходу игры спрашивать ребенка «В вагоне какого цвета едет мама лисенка? В каком по счету вагоне едет зайчиха и т. д.»
Дидактическая игра «Кого не стало?»
Цель. Тренировать у детей произвольное внимание, расширять словарные запас, развивать память.
В этой игре воспитатель просит назвать и запомнить кто сегодня отправляется кататься на поезде, вызывает ребенка и просит отвернуться, а в это время убирает одного пассажира. Ребенок должен сказать кого не стало.
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Цель. Учить классифицировать по цвету, развитие памяти, внимания, речи. Закреплять знание основных цветов
Перед ребенком разложены картинки, паровозик должен доставить груз что и в какой вагончик нужно положить (синий, желтый, красный, желтый, цвет, подбери, найди, покажи.
Дидактическая игра «Веселые матрешки»
Цель. Учить располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте. Учить пользоваться понятиями (Больше, меньше, широкий, узкий, высокий, низкий)
Перед ребенком картинки матрешки разные по величине, ребенок должен разложить матрешки по вагонам в возрастающем и убывающем порядке.
Аналогично проводится игра по ширине и высоте.
Дидактическая игра «Веселый поезд»
Цель. Закрепить основные цвета, вспомнить сказочных персонажей
Перед тем как рассадить сказочных героев можно загадать загадки, или прочитать отрывок из сказки.
Кто едет в синем вагоне? и т. п.
Дидактическая игра «Кто и где едет»
Цель. Учить ориентироваться в пространстве, определять понятия "слева", "справа", "по центру", "между";
Кто едет в вагоне между Буратино и Доктором Айболита? Кто едет слева от Буратино? и т. д.
Дидактическая игра «Расставь цифры»
Цель. Закрепить количественный и порядковый счет в пределах 5;
Чтобы животные не потерялись надо обозначить вагоны цифрами. Расставь цифры по порядку от 1 до 5 начать от паровоза. Посчитай вагоны. Сколько всего вагонов? Сколько животных?
Дидактическая игра «Количество и счет»
Цель. Учить сравнивать, соотносить количество предметов, их цвет. Счет в пределах 5.
Счет, сравни, сколько, один, много.
Можно использовать не только на занятии по математике счё т: количественный, порядковый – «В каком по счёту вагоне едет мишка», но и на занятии по обучению грамоте «В каком вагоне поедет мишка?» (миш-ка) - во втором, а ёж - в первом, а может ёж ехать во втором вагоне? Может, если мы его назовём – Ё-жик (2 части в слове 2 слога, значит, может ехать во втором и т. д;).
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Желаю успехов!