Ольга Мишурова
Дидактическое пособие «Сундучок времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Сундучок времени
Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.
Публикация «Дидактическое пособие „Сундучок времени“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2019
Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.
Аннотация.
Дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного развития детей старшего и подготовительного дошкольного возраста. Пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО. Работа с дидактическим пособием формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности и направлено на сенсорное развитие дошкольников. Использование пособия в ДОУ способствует развитию у детей речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности. Уникальность данного пособия состоит в том, что оно оказывает помощь педагогу в обучении детей по многим темам образовательной программы Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы», а также помогает ребенку знакомиться с природными явлениями,временами года,днями недели,частями суток и другое.
Дидактическое пособие помогает реализовать принципы ФГОС:
насыщенность – наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей;
вариативность – наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, их периодическая сменяемость и появление новых предметов;
трансформируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи;
доступность – свободный доступ всех детей к играм, игрушкам, материалам
В перспективе данное пособие может быть использовано как место для развертывания различных игровых сюжетов в самостоятельной и совместной с педагогом деятельности для детей среднего и подготовительного дошкольного возраста. В соответствии с возрастом детей усложнятся или упрощаются дидактические задачи и дополнится вспомогательный материал новыми играми, игрушками и развивающими элементами.
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций для осуществления совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной деятельности детей. В непосредственно образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.
Автор: Мишурова Ольга Николаевна воспитатель МДОУ детский сад №28 г. Шуя Ивановская обл.
Я работаю воспитателем средней группы детского сада. В средней группе мы закрепляем с детьми такие понятия как «части суток», «времена года», «дни недели», упражняем детей в счете и знании цифр, учим детей составлять рассказы. Чтобы детям было проще и интересней усваивать эти нелегкие знания, я изготовила яркое многофункциональное дидактическое пособие. Пособие представляет собой коробку, крышка которой оформлена соответственно цветам радуги.
Пособие логико-математической направленности «Дни недели» предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
Возможность решения комплексных задач в процессе работы с детьми.
Возможность к интегрированию.
1. Пособие логико-математической направленности «Дни недели» позволяет решать задачи, не только на усвоение временных эталонов, но и дает возможность закрепить у детей порядковый, количественный счет, а также ориентировку на плоскости и в пространстве (Образовательная область «Познавательное развитие»).
2. Пособие логико-математической направленности «Дни недели» помогает детям закрепить знание основных цветов радуги, их последовательность (Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»).
3. Пособие логико-математической направленности «Дни недели» знакомит детей с новыми понятиями, с историей происхождения мер времени.
Игра - «Радуга»
Цель: Закрепить порядок дней недели цветов в радуге, развивает внимание и память.
Оборудование: карточки с цветами радуги.
Ход: Детям раздаться карточки разных цветов.
Ведущий: Давайте каждый день недели будет соответствовать цвету в радуге. Мы сейчас превратимся в дни недели. Дети строятся согласно порядку дней недели и расположением цветов в радуге. Ведущий спрашивает: 1 ребенка, почему ты встал первым?
(Потому что 1 цвет радуги красный) Какой день недели у нас красный? (Понедельник) Второго, почему ты второй? (Второй день недели вторник, а цвет радуги второй – оранжевый). Третьего: Какой день недели 3? (Среда, а цвет радуги 3 жёлтый). Четвё ртого: Какой цвет в радуге 4 по счёту? (Зелёный) А день недели? (Четверг). Какой день недели пятый, и какой цвет в радуге пятый по счёту? (Пятый день недели пятница, а цвет радуги пятый – голубой). Какой день недели шестой, и какой цвет в радуге шестой по счёту? (Шестой день недели субботы, а цвет радуги шестой – синий). Какой день недели последний, и какой цвет в последний? (Последний день недели воскресенье, а цвет радуги фиолетовый).
Дети скажите, какой вы день недели? Спросить каждого ребёнка.
Ведущий: Вот солнышко зашло, радуга исчезла. (Дети бегают по залу).
Выглянуло солнышко. (по сигналу детки становятся в ряд по соответствующим цветам).
Можно проиграть несколько раз.
«Живая неделя»
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыкальное сопровождение.
Ход: У детей карточки с цифрами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с цифрой на карточке, обозначающая день недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.
Игра"Год и месяцы".
Цель: Формирование представлений о времени.
Задачи: Закрепить представления детей о временах года, их последовательности и основных признаках; развивать память, сообразительность. Закреплять порядковый счет.
Не секрет, что детям тяжело даётся усвоение временных понятий. На предложение назвать месяц, дети называют время года. Игра поможет детям лучше запомнить месяцы и правильно соотносить их к временам года. Надо изготовить 12 карточек и нарисовать или вырезать к каждой по картинке, соответствующей месяцу. Текст к картинкам взяла из стихотворения:.
Он под номером один,
Под названием январь,
Много снега, много льдин,
Самый важный зимний царь.
А под цифрой два — февраль,
В холодах купается;
Но конец зимы! Не жаль —
Пусть скорей кончается.
Третий месяц — это Март!
Время года новое!
Нет зиме. Весенний старт,
Время ручейковое.
А под номером четыре
От весны идёт апрель,
И в дворовом детском мире
Травки нежная постель.
Прилетают ласточки
в веселую капель.
Пятый месяц. У весны,
Главный месяц — май,
И листочкам всей страны
Солнце дай-дай-дай!
Номер шесть. Вступает лето,
И в июне детвора,
В школе празднует победу!
И каникулы — ура!
Летний месяц. Цифра семь,
До чего ж горячий!
И в июле даже пень,
Думает о даче.
Месяц август вкусный-вкусный,
Фруктов — сколько хочется!
Он восьмой, и грустный -грустный —
Лето скоро кончится…
Цифра девять! Цифра девять,
И осенняя пора,
Всем для школы форму мерить.
За грибами в лес пора.
Номер десять. В октябре
Веет первым холодом;
Лист желтеет во дворе —
Сыплет осень золото.
Вот одиннадцатый номер.
Чем ноябрь полнится?
Дождик шлёт привет знакомым —
Стать зимой готовится.
Месяц двенадцатый — зимние дни —
Спор с декабрём, между прочим:
Правда ли, в темень огни-огоньки,
Делают белые ночи?
«Часы».
Цель: формировать представление о часах.
Задачи:
- продолжать упражнять детей познавать действительность;
- закреплять названия дней недели, знания о понятиях секунда, минута, час, утро, день, вечер, ночь, сутки, неделя, месяц, год, времена года и их характерных особенностях;
- развивать логическое мышление, зрительное восприятие, память, речь, умение анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, умение определять время по часам, ориентироваться в днях недели, частях суток;
- воспитывать у детей самостоятельность, бережное отношение ко времени.
Викторина "О часах"
Вопросы:
- Как вы думаете, а сколько может быть стрелок на часах? (Две, три.)
- Как называется маленькая стрелка? (Часовая.)
- Как называется большая стрелка? (Минутная.)
- Как называется быстрая стрелка на часах? (Секундная.)
- Как движутся стрелки на часах? (Стрелки движутся слева направо.)
Физминутка «А часы идут, идут».
Тик-так, тик-так
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт.
(Наклоны вправо – влево.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка.
(Приседания, показ избушки – руки над головой.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью,
(Приседания.)
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга.
(Вращение туловища вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой.
(Вращение туловища влево.)
А часы идут, идут,
(Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают,
(Замедление темпа ходьбы.)
А бывают, что спешат,
Словно убежать хотят!
(Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают.
(Дети останавливаются.)
А вы умеете определять время по часам?
Дидактическая игра «Который час?»
Послушайте историю «Про детский сад», но вначале выставим часы ровно на 7 часов.
Детский сад открылся ровно в 7 часов. Начали приходить дети. Они играли, сделали зарядку и через час сели завтракать.
Вопрос: В котором часу дети сели завтракать? (Ровно в 8 часов.)
Ещё через час дети пошли на музыкальное занятие.
Вопрос: В котором часу началось музыкальное занятие? (Ровно в 9 часов.)
В 10 часов ровно дети вышли гулять. А вернулись в группу ровно в 12 часов.
Вопрос: Сколько часов гуляли дети? (2 часа.)
Ровно в час дети легли отдыхать. Поставьте на часах ровно 1 час. Ровно через 2 часа дети проснулись.
Вопрос: Какое время показывали часы? (Ровно 3 часа.)
Через 4 часа детский сад закрылся.
Вопрос: В котором часу закрылся детский сад? (Ровно в 7 часов.)
Детский сад закрылся ровно в 7 часов, а ровно 1 час назад забрали первого ребёнка.
Вопрос: В котором часу забрали первого ребёнка? (Ровно в 6 часов.)
Дидактическая игра «Части суток»
Цель игры:упражнять детей в умении различать части суток, пополнять знания о различных частях суток,развивать воображение,создавать образ на основе зрительного восприятия.
Двигательная деятельность детей
«А что делает солнышко в разные части суток?»
И. П. - Дети присели в кругу;
Солнышко встает - утро наступает
1 - дети встают;
Солнышко вверху - день на улице
2-руки вверх;
Солнышко садится - вечер наступает
3-присели;
Солнышко спит - наступает ночь
4 - дети ложатся на коврики.
Упражнение «Покажи действие»
Воспитатель называет определенную часть суток. Задача детей показать с помощью жестов и мимики действия людей, которые они выполняют (могут выполнять) в указанное время суток.
Инновационные технологии дидактическая игра «Лента времени».
«Лента времени» - это «дорога» из прошлого, через настоящие в будущее.
Детям трудно представить себе, что такое "это было давно", "недавно", "год назад" или "через 2 недели".
«Лента времени» - прекрасный способ научить детей чувствовать время и наглядно представить ход времени.
Цель: раскрыть перед детьми удивительный мир, окружающий нас, формировать временные представления, развивать ретроспективный взгляд на предметы, события и т. д. систематизировать и углубить знания детей по теме «Древность, старина, современность"
Задачи:
развивать потребность к получению новых знаний и стремление передать их другому;
Расширять представления детей о пространственно-временных связях, активизировать в речи соответствующие понятия.
Учить использовать информацию, полученную из различных источников (литература, кино и т. д.).
Формировать творческое мышление, воображение, активизировать память, развивать любознательность и познавательный интерес.
Целью дидактической игры «Времена года» является:
- формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире – о делении года на четыре времени, каждая из которых, в свою очередь, делиться на три месяца;
- выработка умений различать месяца по природным явлениям, приметам, характерным особенностям видов деятельности людей, одежде;
- активизация детского внимания, развитие всех компонентов устной речи, памяти, мышления, эмоций;
- воспитание осознанного и правильного отношения к природе.
Игра «Когда это бывает?»
Задачи:
Закрепить знания о природных явлениях.
Формировать представления о временах года, о месяцах.
Развитие внимания, зрительного восприятия.
Задание: Пободрать картинки и предметы, соответствующие определенному времени года.
Правила: вспомнить характерные особенности данного времени года.
Для усвоения материала и более интересного проведения развивающей игры «Времена года», можно использовать стихи и загадки:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою! (А. Плещеев)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я. (Осень).
Надо мною, над тобою
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес,
Прохудился и исчез. (Туча)
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня. (Зима).
Собираем в августе
Урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Солнце над просторными
Нивами стоит,
И подсолнух зернами
Черными набит. (С. Маршак)
Игра «Раскрась картинку»
Задачи:
Учить использовать различные методы изобразительной деятельности
Развивать чувство цвета, фантазию, воображение, мышление.
Игра «Составь рассказ по картинке»
Задача:
Учить детей составлять предложения или маленький рассказ по картинкам. Упражнять в правильном подборе слов. Развивать правильную речь, фантазию, самостоятельность мышления.
Материал: Карточки в количестве 24 штуки (но можно брать в любом количестве) с изображением различных картинок.
Правило игры:
В игре участвует от 2-х до 4-х детей. Игра напоминает карточную игру. Взрослый перемешивает карточки, а затем по очереди раздаёт игрокам по одной. Игра может начинаться с трёх карточек, если дети справляются с заданием, то карточки прибавляются до четырёх, пяти, шести штук. Со временем дети могут сами выбирать ведущего.
Условие игры: Составить по карточкам предложение или маленький рассказ, в зависимости от количества карточек.
Дидактическая игра "Пазлы времена года"
Пазлы – наглядный пример того, как без напряжения, весело и прекрасно можно совмещать и игру, и обучение, и развитие.
Основная цель пазлов как развивающей игрушки-головоломки, - это развитие наглядно-образного мышления. Собирая даже самую простую, пусть всего из 4 деталей, картинку, ребенок тренирует мелкую моторику, воображение, память, учится логически мыслить. Кроме того, с помощью пазлов процесс обучения идет намного быстрее, ведь гораздо лучше запоминаются времена года.
Еще среди достоинств этой занимательной игры можно назвать тренировку усидчивости, концентрации внимания, координации движений.
Музыкально-дидактическая игра «Времена года»
Цели:
формировать представление о музыкальных произведениях композиторов Петра Ильича Чайковского и Антонио Вивальди "Времена года", побуждать воспринимать настроение, характер музыки, стимулировать способность сопереживать музыке, вызывать положительный эмоциональный отклик на на красоту природы, понимать характер иллюстрации, соотносить музыкальные произведения с иллюстрациями.
Ход игры:
Дети обсуждают, что изображено на иллюстрации: время года, погода, общее настроение, впечатление от картинки. После обсуждения воспитатель предлагает детям прослушать отрывок из музыкального произведения "Времена года" соответствующий по настроению обсуждаемой иллюстрации. После прослушивания дети делятся своими впечатлениями, сравнивают изображение с музыкой.
Дидактическая игра «Лабиринт»
Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук, зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. развивать мелкую моторику пальцев рук;
2. развивать зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги;