Гамилова Мария Геннадьевна
Дидактическое пособие «Сенсорный ящик»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст: с 3 лет
Материал:
1) деревянный ящик с карманом из оргстекла для сюжетной картины;
2) набор картин по лексическим темам, набор фотографий с отражением разных эмоциональных состояний, с пейзажем;
3) набор материалов и реальных предметов (в соответствии с содержанием сюжетной картины, фотографии) по лексическим темам;
4) ароматизированные масла, отвары трав;
5) фланелевые очки.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Работа с родителями
- Темочки
Цель: Возраст от рождения до трёх лет – это период активного сенсорного развития ребенка. В этом возрасте малыш получает информацию о мире взаимодействуя с предметами. Ощупывая, рассматривая предметы познавая их свойства, ребенок стремительно развивается. Универсальной вещью для тактильных игр является сенсорная коробка.
Задачи:
- преодолевать речевой и неречевой негативизм в процессе игры;
- развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности, формировать речь во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления (II ступень);
- развивать инициативную речь детей во взаимодействии со взрослым, детьми
- формировать обобщающие понятия (игрушки, домашние животные) на полисенсорной основе (II- III ступень);
- расширение объем импрессивной и экспрессивоной речи через развитие пропреоцептиной деятельности и нескольких видов восприятия;
- продолжать обучать последовательности, содержательности рассказывания, лексического и грамматического оформления связных высказываний;
- совершенствовать навыки связной речи (задавать вопрос, отвечать на него).
Особый интерес: потрогать предмет и угадать, что лежит в ящике; расставить фигурки в соответствии с картиной; найти отличия между изображенными на картине предметами и реальными материалами, игрушками; определить по запаху предмет (материал).
Безопасность: материал гладкий, устойчивый, натуральные материалы с гипоаллергенными запахами.
Упражнения:
1) Определить на ощупь предметов и материалов с использованием фланелевых очков, с последующим называнием предмета и его качеств (большой, твердый, холодный, колючий, скользкий).
2) Определить по запаху, что лежит в ящике.
3) Составить предложение на наглядной основе.
4) Сгруппировать предметы (по материалу, предназначению, назвать их обобщающим понятием.
5) Составить диалог героев в соответствии с ситуацией (по инициативе ребенка, предложенной педагогом).
6) Составить повествовательный рассказ в соответствии с содержанием сюжетной картины (фотографии).
Обогащение словаря: предметный и адъективный словарь
Связь с образовательными областями:
• Социально - коммуникативное развитие
1)Учить воссоздавать логическую цепочку игровых действий, объединенных в сюжет.
2)Учить располагать предметы в микропростанстве.
3) Учить детей использовать в ходе игры различные натуральные предметы, их модели, предметы- заместители, самостоятельно изготовленные атрибуты.
4) Учить детей передавать в игре (инсценировке) характер персонажа.
• Познавательное развитие
1) Развивать сенсорно - перцептивную способность, исходя из принципа целесообразности, обучать выделению знакомых объектов из фона на основе зрительного, тактильного, слухового восприятия (представления о себе и об окружающем природном мире).
2) Формировать экологические представления детей, знакомить их с функциями человека в природе (потребительской, природоохранной, восстановительной).
3) Познакомить (закрепить представлений) с предназначением предмета.
4) Посчитать сколько игрушек было в коробке;
5) Определить количество одинаковых предметов по материалу, предназначению;
6) Определение качеств предмета на основе зрительного и тактильного восприятия.
7) Клиссифицировать предметы по материалу и предназначению.
• Развитие речи:
1) Стимулировать речевую активность.
2) Формировать мотивационно-потребностного компонента речевой деятельности (II ступень).
3) Развивать диалогическую форму речи в процессе театрализации
a. (II -III ступени).
4) Учить детей отражать собственные впечатления, представления в речи.
• Художественно - эстетическое развитие:
1) Развивать представления о структуре предмета.
2) Учить анализировать объект на основе тактильных ощущений, зрительного восприятия (перед лепкой, рисованием).
• Коррекионно-развивающая работа
1) Вызывать эмоциональные проявления к выполнению задания;
a. обеспечить ребенку возможность в игре проявлять активность.
2) Формировать навыки ориентировки в пространстве, осознанное восприятие пространственных свойств предмета на основе зрительного и тактильного восприятия.
3) Развивать и поддерживать у детей словесное сопровождение практических действий.
4) Формировать коммуникативые умения и навыки.
5) Учить понимать намерения, мотивы поведения персонажа
6) Учить передавать характер персонажа (его эмоциональное состояние, используя движения, изобразительные жесты и речь.
7) Учить детей словесному отчету о ходе выполнения задания
Актуальность: обогащение чувственного опыта детей, пополнение представлений о цвете, форме и величине, свойствах и качествах реальных предметов в ходе инсценировки, сюжетно – ролевой игры.
Автор: Гамилова Мария Геннадьевна, педагог психолог, Ермолич Елена Владимировна, учитель-логопед, Бажина Елена Владимировна, учитель-логопед.