Елена Окишева
Дидактическое пособие «Речевой лужок»
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаемое пособие адресовано детям старшего дошкольного возраста массовых и логопедических групп и предназначено для работы воспитателя и логопеда. Размер пособия позволяет работать с ним не только индивидуально, но и с группой детей; оно мобильно, используется для закрепления речевого материала в разных зонах образовательного пространства.
Публикация «Дидактическое пособие „Речевой лужок“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2019
У детей старшего дошкольного возраста усвоение таких понятий как звук, слог, слово, предложение вызывает определенные трудности. Более результативным этот процесс будет при использовании наглядных методов и приемов, через представление этих лексических единиц в виде различных моделей или предметов. Данное пособие создано для того, чтобы помочь детям усвоить эти понятия в непринужденной игровой форме.
В состав пособия входят :
поле (панно) размером примерно 1м. * 1м. ;
На панно размещены луговые цветы, обозначающие гласные буквы (середина цветка съемная; бутоны цветов выполнены из липучки, что позволяет крепить на них насекомых); кармашки в виде ульев, муравейника, кустов, травы и облаков; дорожка-липучка;
герои на липучках, выполненные из фетра:
• пчелки с буквами на синих и зелёных ведёрках символизируют согласные звуки твердые и мягкие соответственно; пчелки с буквами, обозначающими звонкие звуки, имеют колокольчики;
• жуки красного, зеленого и синего цвета, обозначающие гласные звуки, согласные мягкие и согласные твердые звуки соответственно;
• гусеницы длинные и короткие, с поднятой и опущенной головой, обозначающие соответственно длинные и короткие (предлоги) слова, слова, пишущиеся с большой буквы;
• кузнечики, муравьи, бабочки.
Предлагаемое пособие позволяет решать следующие задачи по речевому развитию старших дошкольников:
1. формирование фонетико-фонематических представлений:
пчелки с ведёрками зелёного и синего цвета помогают усвоить понятия твердости и мягкости звуков (пчелки с синими и зелеными ведерками «собирают нектар» с разных цветов) и дифференцировать их;
пчелки с колокольчиками и без них помогают усвоить понятия звонкости и глухости звуков и дифференцировать их;
с помощью жуков (красного, зеленого и синего цвета) дети проводят фонематический анализ слов;
с помощью кузнечиков и муравьев проводится слоговой анализ слов;
2. совершенствование грамматического строя речи:
работа над предложением осуществляется с помощью гусениц (составление и анализ предложения, распространение предложений, некоторые правила письма – все слова пишутся отдельно, первое слово в предложении пишется с большой буквы и др.)
употребление предложно-падежных конструкций (вылетела из улья, залетела в улей, подлетела к цветку, перелетела с цветка на цветок, улетела с цветка и т. д.);
усвоение приставочного способа образования слов (выполз, заполз, переполз, сполз, вполз, пополз и др.);
согласование числительных и прилагательных с существительными (прилетели две красивые бабочки, и др.);
3. обучение элементам грамоты:
пчёлки «держат» в лапках ведёрки с буквами. Они «подлетают» к цветкам и «отлетают» от них, т. о. формируется навык чтения открытых и закрытых слогов;
из пчелок и серединок цветов можно составлять слова;
пособие позволяет знакомить детей с некоторыми простыми правилами правописания (пчелки [Ш] и [Ж] не «дружат», не «любят» «цветок» Ы и никогда на него не садятся; и т. д.);
4. развитие связной речи
Ребята могут придумывать и обыгрывать сказки, используя имеющихся персонажей, а при дополнении пособия другими героями и атрибутами - инсценировать знакомые сказки.