Светлана Валерьевна Юсупова
Дидактическое пособие «Речевой куб»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевой куб.
Цель: формирования и развития речевой активности детей через игровую деятельность. Задачи: способствовать развитию положительных эмоций детей. Упражнять в умении определять положения звука в слове. Закреплять навыки звукового анализа и синтеза. Формировать умения составлять сложные предложения и описательные рассказы. Развивать связную речь. Воспитывать интерес к дидактическим играм.
Темочки:
- Дидактические игры
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2018
Описание. Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровое общение детей. Этому условию соответствует разработанное игровое пособие «Речевой куб». Это пособие представляет собой куб с шестью гранями. На каждой грани расположены прозрачные кармашки, в которые можно размещать различный речевой материал (картинки). Данное пособие можно использовать в непосредственно-образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной деятельности детей. Речевой куб многофункционален, прост в изготовлении, удобен в использовании. Являются ярким элементом предметно – пространственной среды Дошкольники могут помогать воспитателю в изготовлении такого пособия. Любой старший дошкольник способен аккуратно раскрасить картинку. В такой куб дети будут играть с большим удовольствием, потому что он изготовлен с их помощью. Можно использовать в разных возрастных груп пах. Дети с удовольствием занимаются с данным пособием, оно вызывает у них интерес, развивает любознательность, память, внимание, а главное — речь. Таким образом использование речевого куба способствует расширению речевой среды в группе, создает у детей желание участвовать в речевом общении со взрослым и с детьми, а также самостоятельно.
ПОДБЕРИ ПРИЗНАК
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Ход игры:
Дети подкидывают куб. воспитатель спрашивает, что изображено и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое, ребёнок отвечает. Куртка (какая) – красная, теплая, зимняя… Сапоги (какие) – коричневые, удобные, теплые… Шарф (какой) – пушистый, вязанный… Перчатки (какие) – кожаные, белые. Шляпа (какая) – черная, большая… Туфли (какие) – осенние, красивые… Платье (какое) - новое, нарядное, зеленое… Рубашка (какая) - белая, праздничная…. Шуба (какая) - меховая, теплая…
НАЗОВИ ЛАСКОВО
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов. Оборудование: мяч
Ход игры: Дети передают куб в кругу, изменяя фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково. Шуба теплая - шубка тепленькая ;Лиса хитрая - лисичка хитренькая; Заяц белый - зайчик беленький; Сапоги чистые - сапожки чистенькие ;Ветка короткая - веточка коротенькая; Шишка длинная - шишечка длинненькая ;Ворона черная - вороненок черненький; Снег белый - снежок беленький.
ПОСЧИТАЙ
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов. Один мяч, два мяча, пять мячей. Одна кукла, две куклы, пять кукол. Одно облако, два облака, пять облаков.
УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ
Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т. д.
Ход игры: один ребенок подкидывает куб, какая картинка выпала на грани куба описывает ее. Остальные дети угадывают по описанию. «Овальный, твердый, жёлтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).
ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА? (для индивидуальной работы)
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
СЛОВА – РОДСТВЕННИКИ
Цель: упражнять в подборе однокоренных слов. Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка …; Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко… ; Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка….
ИЗМЕНИ СЛОВО
Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании. Изменить слово «окно» в контексте предложения. В доме большое …. В доме нет …. Я подошел к …. Я мечтаю о большом …. У меня растут цветы под ….
ОБРАЗУЙ СЛОВА
Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени. Материал: на гранях куба вставлены предметные картинки перелетных птиц. Поет- Поющая ; Щебечет –Щебечущая; Улетает- Улетающая ; Кормит –Кормящая; Плывет -Плывущая ; Кричит- Кричащая; Голодает – Голодающая.
СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ
Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных. Материал: куб с картинками птиц. У сороки белые бока, поэтому ее называют ….(белобока). У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая). У снегиря красная грудь, поэтому его называют …). У дятла красная голова, поэтому его называют …). У вороны черные крылья, поэтому ее называют …). У дятла острый клюв, поэтому его называют …).
«Звуки слоги»
Цель: продолжать учить детей определять первый звук в слове, количество слогов, составлять предложения. Ход: передавать куб или подкидывать его. Дети отвечаю на вопросы: что изображено на грани куба? Какой первый звук в слове? Сколько слогов в слове? Придумайте предложения с этим словом и т д.
«Звуковая песенка»
Цель: выработка длительной воздушной струи, формирование звуковой культуры речи. На гранях куба гласные буквы. Дети передают куб, какая буква выпала тот звук и поют. Стараются передавать, быстрее что бы песенка не прерывалась. (а,о,у,ы,е,ё.и,я. э)
«Четвёртый лишний»
Цель. Выделить четвёртый лишний предмет на каждой грани куба. Описание куба. На каждой грани изображено шесть предметных картинок. пять картинок соответствуют заданному звуку, шестая нет.
Ход игры: Перед ребёнком куб. Например, пять картинок начинаются на один звук, а одна картинка на другой. Ребёнок должен назвать лишнюю картинку и рассказать почему она лишняя.