Нина Застенчик
Дидактическое пособие по познавательно-речевому развитию лэпбук «Экология дошколятам»
▼ Скачать
Содержание:
1. Актуальность
2. Инновационная идея
3. Цели, задачи
4. Ожидаемые результаты
5. Содержание разработки
6. Список используемых источников информации
7. Приложение
Актуальность разработки обусловлена тем, что в нашей стране сформирована общая концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного образования.
Публикация «Дидактическое пособие по познавательно-речевому развитию лэпбук „Экология дошколятам“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Экологические лэпбуки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В условиях современного мира экологическое воспитание становится одним из приоритетных направлений ДОУ. Его цель – формирование личности, способной бережно относиться к природе, жить в гармонии с ней, осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде.
С самого рождения детей окружают различные явления природы. Одним из необходимых условий экологического и общего воспитания ребёнка является формирование у детей положительно-эмоционального отношения к миру природы. Общаясь с ней, изучая её объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут, открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность её познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, пробуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.
Инновационная идея.
Чтобы преподнести важные моменты максимально увлекательно в своей работе я использую тематическую папку лепбук. Удобным и практичным вариантом, позволяющим оптимально систематизировать имеющийся тематический материал по экологическому воспитанию дошкольников, является дидактическое пособие «Экология дошколятам». Это наглядно-практический метод обучения, который помогает систематизировать изученный материал и быстро освежить в памяти пройденные темы. Работа с данным пособием отвечает основным тезисам организации партнё рской деятельности взрослого с детьми: включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми, добровольное присоединение дошкольников к деятельности; она обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую активности.
Цель создания пособия – уточнение, закрепление, обобщение и систематизация экологических знаний; развитие познавательной активности дошкольников, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровой ситуации.
Задачи:
• развивать знания детей об основных природных явлениях;
• уточнять и систематизировать знания о растениях, птицах, животных;
• развивать гуманное эмоционально-доброжелательное и бережное отношение к окружающему миру;
• развивать интерес, любознательность и познавательную мотивацию по отношению к окружающему миру.
Ожидаемые результаты:
Предполагается получить результаты в области экологического воспитания дошкольников, а значит развития ребёнка : воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях, предпринимать определённые действия по её сохранению и улучшению.
Содержание разработки
Пособие выполнено из плотного картона в виде книжки-раскладушки, имеющей четыре открытые страницы, каждая из которых имеет несколько кармашков с различным наполнением.
Дидактическое пособие «Экология дошколятам» включает разделы:
- «Явления природы» - дети знакомятся с природными и погодными явлениями. Кармашек наполнен картинками с изображением таких явлений как туман, снег, сосульки, лёд, ветер, дождь, град, молния и др.
- «Живая и неживая природа» - у детей формируются знания о живой и неживой природе. Кармашки содержат картинки с изображениями птиц, животных, насекомых, растений; объекты неживой природы: горы, камни, песок, снег, вода, небо, облака, солнце и др.
- «Цветы, фрукты, ягоды»
Задачи:
• закреплять знания детей о цветах, фруктах, ягодах; упражнять в классификации, сравнении, обобщении;
• развивать связную речь, активизировать словарный запас;
• уметь разгадывать загадки.
Кармашек «Пищевые цепочки»
Набор картинок позволяет в игровой форме расширить знания о пищевых цепочках в природе.
Кармашек «Четвёртый лишний»
Цель: закрепить умение находить четвёртый лишний предмет и объяснить, почему этот предмет является лишним.
Кармашки «Обитатели водоёмов» знакомят детей с обитателями солёных и пресных водоё мов: «Море, океан», «Озеро, река»
Кармашек «Дикие животные» : «Хищники», «Травоядные».
Цель: развивать у детей представление о животном мире
Кармашек «У кого кто?».
Цель: развивать представление о животном мире, о диких и домашних животных и их детёнышах, способствовать развитию речи и внимания.
- «Птицы» - уточнить и расширить знания детей о птицах; развивать речь детей, обогащать их словарь.
Наполнение кармашка «Природа просит о помощи» поможет детям осознать информацию о факторах, которые вредят нашей планете.
Страница «Красная книга Краснодарского края» : «Животные, птицы», «Растения». Цель: дать представление об основных причинах уменьшения численности и исчезновения растений, животных, птиц.
Список используемых источников информации:
1. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой – 6-е изд. доп. – «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2020г.
2. «Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа» О. А. Соломенникова. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ». Москва, 2015г.
3. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет» Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ». Москва.
4. «Экологические проекты в детском саду» О. М. Масленников, А. А Филиппенко. Волгоград, «Учитель», 2011г.
5. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог» для работы с детьми 3-7 лет. Издательство «Мозаика-Синтез», Москва, 2016г.
6. Интернет-ресурсы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дидактическая игра «Угадай природное явление»
Цель: закрепить знания детей об основных явлениях природы, по которым можно определить погоду, об изменениях природы в разное время года.
Дидактическая игра «Цепочка»
У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т. д.
Камень – твёрдый, тонет, тяжёлый, холодный, круглый и т. д.
Дидактическая игра «Природный мир бывает разный»
Материал: картинки с изображением природных объектов.
Ход игры: детям предлагается сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов. Попросить отделить картинки с изображением живой и неживой природы, сделать обоснование.
Дидактическая игра «Хорошо – плохо»
Ход игры: воспитатель называет природное явление или объект, а дети сначала перечисляют его полезные свойства, а потом - вредные. Например: мороз, это хорошо, потому что легко дышится; снег не тает, можно на санках кататься; речка замерзает, каток не надо заливать и т. д. Но мороз, это плохо, потому что руки мёрзнут, нельзя долго гулять и т. д.
Усложнение - задать детям "точку зрения", с позиции которой они будут обосновывать свои доводы. Например, когда дождь - это хорошо или плохо для дерева, кошки, птицы и т. д.
Дидактическая игра «Узнай цветок по описанию»
Перед детьми картинки с изображениями цветов.
Воспитатель даёт описание, дети находят нужную картину и называют цветок.
Ребёнок сам даёт описание, другие дети отгадывают.
Дидактическая игра «Назови цветок на заданный звук»
Воспитатель называет звук, а дети должны показать карточку с изображением цветка, название которого начинается с данного звука.
Дидактическая игра «Отгадай загадку и найди цветок»
Воспитатель предлагает детям загадки:
В белой шапке стоит дед,
если дунешь – шапки нет! (Одуванчик)
Он и мачеха, и мать,
как цветочек этот звать? (Мать и мачеха)
Цветёт он только лишь весной,
его найдё шь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
цветы душистые висят. (Ландыш)
Шмель цветочку очень рад, ах, медовый аромат!
И цветки красивые – розовые, синие. (Медуница)
На столе лежат карточки с изображениями цветов.
Отгадавший загадку, берёт нужную картинку и показывает её.
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Из-под снега вышел друг – и весной запахло вдруг.
Он весны – красны разведчик, нежный, крохотный… (подснежник)
Замечательный цветок, словно яркий огонёк,
Пышный, важный, словно пан, нежный, бархатный…. (тюльпан)
Он цветочный принц - поэт, в шляпу жёлтую одет.
Про весну сонет на бис прочитает нам (нарцисс)
Жёлтый, белый, голубой на земле растут пустой.
У весны есть фокусы: распустились….(крокусы).
Нина Агошкова «Цветочные загадки»
На проталинках лесных видим цветики весны:
Беленькие, нежные первые. (подснежники).
Он спешит весне навстречу, я везде его замечу:
Жёлтенький кафтанчик носит. (одуванчик).
В палисадниках растут, разноцветные,
Летом были бы они незаметными,
А весною так желанны
Нам нарциссы и. (тюльпаны).
Под забором, у калитки,
Вот, смотри и не дыши:
Как горошины на нитке беленькие. (ландыши).
Дидактическая игра «Какого цветка не стало?»
Раскладывается четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение было ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.
Дидактическая игра «Цветочный магазин»
Цель: закреплять умение различать цветы, называть их быстро, находить нужный цветок среди других.
Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.
Вариант 1.
Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.
Вариант 2.
Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.
Дидактическая игра «Что где зреет?»
Развивать знания детей о том, где созревают плоды: на дереве или кустарнике.
Дидактическая игра «Пищевые цепочки»
Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках.
Правила игры: Воспитатель начинает пищевую цепочку, положив первую картинку, и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:
Комар - лягушка - цапля
Червячок - рыбка - чайка
Водоросли - улитка - рак
Ряска - малёк - хищная рыба
Растения - гусеница - птицы
Зерно - мышка - сова
Трава - заяц - лиса
Жук - ёж
Грибы - белки - куница
Злаки - лось - медведь
Молодые побеги - лось - медведь
Морковь - заяц - волк
Трава - заяц – лиса
Комар - лягушка – змея
Растения - гусеница - птица
Злаковые травы - грызуны - змеи
Злаковые травы - мышь - хищные птицы
Трава - кузнечик - луговые птицы
Насекомые и их личинки - крот - хищные птицы
Тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы
Травы (клевер) - шмель
Лист - гусеница - синица и т. д.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Цель: закрепить умение находить четвёртый лишний предмет и объяснить, почему этот предмет является лишним.
Задачи: развивать мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать; развивать зрительное восприятие; развивать монологическую и диалогическую речь.
Ход игры:
Перед детьми карточки с изображениями четырёх предметов. Три из них относятся к одной группе предметов, четвёртый – к другой группе. Нужно назвать лишнюю картинку, объясняя свой выбор. Например: крыжовник, малина, клубника – это ягоды, помидор – это овощ, он лишний. Или лишний крыжовник, т. к. остальные растения красного цвета. И т. п.
Дидактическая игра «Кто, где обитает»
Цель: закрепить места обитания рыб и животных в солёных и пресных водоёмах.
Дидактическая игра «Ловля рыб»
Цель: закрепить с детьми названия речных и морских рыб, расширять кругозор детей, развивать внимание, ловкость.
Ход игры:
Игроки делятся на две группы. Они становятся друг против друга на расстоянии в несколько шагов. Одна группа - «рыболовы» (их меньше, другая – «рыбы». Вначале между ними происходит разговор:
- Что вы вяжите?- спрашивают рыбы.
- Невод,- отвечают рыболовы, выполняя имитирующие движения.
- Что вы будете ловить? - Рыбу.
- Какую? - Щуку.
- Ловите!
Рыбы поворачиваются и бегут до установленной черты. Каждый рыболов старается поймать хоть одну рыбу. Игра повторяется, но называется другая рыба.
Ловить рыб можно только в границах моря. Рыба считается пойманной, когда рыболов касается ее рукой.
Перед началом игры педагог знакомит детей с разными видами рыб.
Дидактическая игра «Зоологическая столовая»
Цель: формировать представление дошкольников о способах питания животных и группировке их по этому признаку.
Материал: на каждую команду – лист картона с изображением трех столов (красного, зеленого, синего, комплект картинок с изображением животных (15-20 шт.)
Ход игры:
Играют две команды по 3-5 человек.
Воспитатель: - Как вам известно, птицы, звери, насекомые питаются разной пищей, поэтому их делят на растительноядных, хищников и всеядных. Вам нужно посадить животных за столы так, чтобы хищники оказались за красным столом, растительноядные – за зеленым, всеядные – за синим. Команда, которая первой разместит животных правильно, станет победителем.
Дидактическая игра «Два поезда»
Цель: закрепить и систематизировать представления детей о хищниках и травоядных животных.
Материал: карточки с изображениями животных.
Ход игры: карточки лежат стопочкой изображением вниз. Играющие берут карточки по очереди и собирают два поезда, в которых поедут животные.
Дидактическая игра «Кто, где живёт»
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
Дидактическая игра «Да – нет»
На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.
Дидактическая игра «Угадай-ка» (разновидность игры "Да - Нет")
Ребёнок выбирает себе картинку и описывает, не называя. Остальные по описанию должны угадать, кого ребёнок загадал. Можно ввести условие: вместо описания свойств ребёнок может назвать несколько надсистем объекта (я бываю в лесу, в клетке, в зоопарке и т. д.) Тогда при отгадывании дети могут задать несколько уточняющих вопросов, на которые можно ответить только "да" и "нет".
Дидактическая игра «Кто поможет малышу?»
Цель: уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания.
Правила игры: ведущий выбирает картинку с одним из животных и помещает его в «чужие условия». Животное отправляется в путешествие – хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь. Повторно называть одних и тех же животных нельзя. Выигрывает тот, кто нашел большее количество помощников.
Пример: Дети выбрали зайца. Кубик упал в море. Кто поможет бедному зайчику? Помог кит, дельфин, краб. Снова бросаем кубик. Пустыня. Кто поможет? И т. д. Игра может длиться долго, в зависимости от того, каковы познания детей в этой области.
Дидактическая игра «Чей хвост?» (лапа, ухо, нос)
Цель: образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом -й- (-ий, -ья, -ье, -ьи). Упражнение в словообразовании. Закрепление представлений о диких и домашних животных.
Дидактическая игра «У кого кто?».
Цель: развивать представление о животном мире, о диких и домашних животных и их детёнышах, способствовать развитию речи и внимания; закрепить употребление существительных единственного и множественного числа, называющих животных и их детёнышей.
Дидактическая игра «Кто, где живет»
Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах; развивать речь детей, обогащать их словарь;
Ход игры. Каждой паре достается конверт с карточками с изображениями птиц. Ребята должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями
«болото» - цапля, аист, журавль
«водоем» - лебедь, дикая утка, чайка
«лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд
«город» - воробей, голубь, ворона
«птичий двор» - курица, гусь, индюк.
Дидактическая игра «Скажи ласково»
Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
Ход игры:
Острый клюв – остренький клювик
Тонкие лапы – тоненькие лапки
Длинная шея – длинненькая шейка
Белая грудь – беленькая грудка
Черное крыло – черненькое крылышко
Толстая шея – толстенькая шейка
Короткий хвост – короткий хвостик
Светлые перья – светленькие пёрышки
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Цель: обобщить знания детей о перелетных и зимующих птицах, их повадках, образе жизни и отличиях друг от друга.
Ход игры:
Воробей, грач, сорока, синица
Голубь, дятел, снегирь, ласточка
Сорока, воробей, кукушка, дятел
Ворона, скворец, синица, галка
Соловей, голубь, сорока, воробей
Синица, аист, дятел, снегирь и т. д.
Дидактическая игра «Кого не стало»
Цель: формировать грамматические категории, образование существительных в родительном падеже.
Ход игры:
На доске или на столе выкладываются 5-6 картинок зимующих и перелётных птиц, предлагают детям назвать всех птиц и запомнить их. Затем дети закрывают глаза, в это время воспитатель убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и называют, какой птицы не стало.
Дидактическая игра «Назови птицу»
Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.
Материал: картинки птиц (домашние птицы, воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).
Ход игры:
Перед детьми выставлены птицы, воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают согласны они или нет.
Дидактическая игра «Кто чей?»
Цель: развивать умственные способности, определять, чей птенец, активизация словаря детей.
Материал: картинки домашних птиц и их птенцов.
Ход игры:
Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им подобрать детенышей. Ребенок называет птицу и детеныша.