Татьяна Конева
Многофункциональное дидактическое пособие «Домик»
▼ Скачать
Многофункциональное дидактическое пособие
Дидактическая игра «Домик» для детей 3-4 лет
Публикация «Многофункциональное дидактическое пособие „Домик“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2013
(можно использовать и для игр детей 5 - 7 лет в соответствии с некоторыми задачами программы «Детство» и в соответствии с возрастом детей)
Образовательные области: познание, социализация, коммуникация.
Задачи:
- Способствовать обогащению чувственного опыта детей; стимулировать развитие осязательного восприятия;
- Развивать и поддерживать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними;
- Знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов (представления о цвете спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине) и способами обследования предметов (погладить, надавить, обвести пальцем контур т. д., закреплять представления детей о сенсорных эталонах; содействовать запоминанию и использованию детьми названий сенсорных эталонов и обследовательских действий;
- Формировать умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, размеру, форме);
- Способствовать развитию игрового опыта детей (например, в сюжетной игре «Накормим Зайку», «Посадим для Зайки морковку», в элементарных по содержанию режиссёрских играх (внутри «Домика») – см. программу, театрализованной деятельности); способствовать развитию интереса детей к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками;
- Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук; развитию связной речи;
- Уточнять, закреплять названия домашних животных, их детенышей (можно добавить диких животных);
- Способствовать развитию памяти, внимания, воображения, творческого мышления.
«Домик» можно использовать в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей (манипуляция предметами, элементами игры: бусинка, пуговицами, прищепками, «липучками» и т. д.) и в индивидуальной работе с ребенком. «Домик» может «удивлять» детей различными сюрпризами и призами. Можно менять (изменять) детали, добавлять предметы, атрибуты и детали по мере необходимости.
«Домик» изготовлен из плотного картона, ткани (флис, хлопок, лен и т. д., синтепона, пуговиц, ниток для вязания, прищепок, лент и др.
Каждая стена (сторона) «Домика» может выступать как самостоятельное (отдельное) игровое поле.
Внутри «Домика» также расположено игровое поле в виде комнаты и маленькой фермы (все предметы и игрушки можно перемещать по полю в зависимости от желания ребенка и сюжета игры), поэтому «Домиком» могут играть дети и до 7 летнего возраста (и старше) – режиссерская игра, игра-фантазирование. (можно добавлять предметы-заместители, дополнительные игрушки по желанию ребенка)
Воспитатель предлагает ребенку выполнить игровые задания или поиграть в такие игры как:
- «Шнуровка» («Давай откроем домик, что же внутри?», ребенок расшнуровывает шнурок, расстёгивает пуговицы и молнию, развязывает ленточки, затем обратные действия застёгивает, завязывает, зашнуровывает)
- «Что изменилось?» (предложить ребенку запомнить предметы, находящиеся на стене домика, закрыть глаза, поменять местами объекты «картинки», и попросить ребенка сказать что изменилось, назвать предмет, может быть его цвет и т. д)
- «Укрась домик» (ребенок украшает домик различными элементами, можно менять местами лепестки у серединок цветов, листья на дереве заменять яблоками и т. д.)
- «Опиши предмет» (предложить ребенку описать конкретный предмет, называя слова, обозначающие качества и свойства предметов и элементов игры – какая бусинка, какой листочек и т. д.? Твердый, гладкий, мягкий, шершавый и т. д.)
- «Давай сочиним сказку» (ребенок по вопросам воспитателя, сочиняет сказку (составляет рассказ) по объемной картинке, расположенной на какой-либо стороне «Домика»= 3-4 предложения)
- «Назови цвета», «Какого цвета крыша, стены?
- «Определи на ощупь» (ребенок с закрытыми глазами обследует предметы, ищет заданный предмет)
- «Помоги пчёлкам собрать нектар» (предложить ребенку помочь пчёлкам собрать нектар – манипуляция бусинками)
- «Развешиваем бельё» («Лучики у солнышка») (манипуляция с прищепками)
- «Отгадай, что я загадала» (предложить ребенку (детям) по описанию отгадать предмет или игрушку, или элемент);
- «Назови только животных (насекомых, птиц)»
- «Какой цветок самый большой, какой самый маленький? и т. д.»
- «Какая полоска на крыше самая длинная, короче, еще короче, самая короткая?», «Какая полоска самая широкая, уже, самая узкая; «Покажи белую широкую полоску, зеленую узкую и т. д.»
- «Назови геометрические фигуры» (какие геометрические фигуры ты знаешь, как они называются)
- «Найди геометрическую фигуру: квадрат и т. д.» ( можно усложнить: желтый квадрат, красный треугольник и т. д.)
- «Найди и назови предметы только круглой формы и т. д.»
- «Сосчитай, сколько рыбок, овечек и т. д.» (от 1 до 3)
- «Сосчитай и покажи 2 прищепки (уточки) и т. д.» (Отбор предметов по названному числу (1,2,3)
- «Красную пуговицу украсим жёлтым листочком и т. д.»
- «Найди такой же листочек как этот и т. д.» (другие элементы и предметы)
- «Найди пару» (квадрат и квадрат, круг и треугольник, голубой круг и красный квадрат и т. д.) или «Соедини фигуры» : круг с треугольником и т. д.»
- Сюжетные игры: «Накормим Зайку», «Садим для Зайчика морковку» и т. д. ( сюжетные игры вместе с воспитателем и самостоятельные игры помогают детям понять логику простых жизненных ситуаций: «Готовим Зайке (мишке и т. д.) обед», «Купаем…», «Лечим…», «Принимаем гостей» и т. д.)
- Элементарные по содержанию режиссёрские игры (внутри «Домика») : если добавить игрушки героев знакомых сказок, например, из пальчикового театра, то можно совместно с детьми разыгрывать сценки из знакомых сказок, например, «Зайчик испугался лису и спрятался», «Покажи, как Колобок убегал от волка» и т. д.
Запасные детали для игр находятся в кармашке.
Содержание игр и игровых заданий могут быть разнообразными, в соответствии с программными задачами возрастной группы детей.
«Домик» можно использовать и для игр с детьми среднего и старшего возрастов, решая некоторые программные задачи в соответствии с возрастом детей.
Дидактическая игра «Домик» для детей 3-4 лет
Образовательные области: познание, социализация, коммуникация.
Цель: Формирование, развитие и обогащение сенсорного опыта детей, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Представляю вам друзья «Домик» - детская игра:
Для развития мышления, памяти, воображения,
Дом «научит» различать формы, цвет, размеры,
Счет порядковый освоить смогут быстро дети,
И фигуры: круг, квадрат, выучат с желанием…
И обследовать предметы, будут со старанием.
Для развития связной речи, дом годится тоже,
Ну, а мелкой – то моторике он поможет точно!
А еще с помощью Домика можно обогащать
Игровой опыт и общение ребят.
«Домик» можно использовать в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей (манипуляция предметами, элементами игры: бусинка, пуговицами, прищепками, «липучками» и т. д.) и в индивидуальной работе с ребенком. «Домик» может «удивлять» детей различными сюрпризами и призами. Можно менять (изменять) детали, добавлять предметы, атрибуты и детали по мере необходимости.
Каждая стена (сторона) «Домика» может выступать как самостоятельное (отдельное) игровое поле.
Внутри «Домика» также расположено игровое поле в виде комнаты и маленькой фермы (все предметы и игрушки можно перемещать по полю в зависимости от желания ребенка и сюжета игры, поэтому «Домиком» могут играть дети и до 7 летнего возраста (и старше) – режиссерская игра, игра-фантазирование. (можно добавлять предметы-заместители, дополнительные игрушки по желанию ребенка)
Игровые задания и игры
1.«Шнуровка» («Давай откроем домик, что же внутри?», ребенок расшнуровывает шнурок, расстёгивает пуговицы и молнию, развязывает ленточки, затем обратные действия застёгивает, завязывает, зашнуровывает)
2. «Что изменилось?» (предложить ребенку запомнить предметы, находящиеся на стене домика, закрыть глаза, поменять местами объекты «картинки», и попросить ребенка сказать что изменилось, назвать предмет, может быть его цвет и т. д)
3. «Укрась домик» (ребенок украшает домик различными элементами, можно менять местами лепестки у серединок цветов, листья на дереве заменять яблоками и т. д.)
4.«Опиши предмет» (предложить ребенку описать конкретный предмет, называя слова, обозначающие качества и свойства предметов и элементов игры – какая бусинка, какой листочек и т. д.? Твердый, гладкий, мягкий, шершавый и т. д.)
5.«Давай сочиним сказку» (ребенок по вопросам воспитателя, сочиняет сказку (составляет рассказ) по объемной картинке, расположенной на какой-либо стороне «Домика»= 3-4 предложения)
6. «Назови цвета», «Какого цвета крыша, стены?
7. «Определи на ощупь» (ребенок с закрытыми глазами обследует предметы, ищет заданный предмет)
8. «Помоги пчёлкам собрать нектар» (предложить ребенку помочь пчёлкам собрать нектар – манипуляция бусинками)
9. «Развешиваем бельё» («Лучики у солнышка») (манипуляция с прищепками)
10. «Отгадай, что я загадала» (предложить ребенку (детям) по описанию отгадать предмет или игрушку, или элемент);
11. «Назови только животных (насекомых, птиц)»
12. «Какой цветок самый большой, какой самый маленький? и т. д.»
13. «Какая полоска на крыше самая длинная, короче, еще короче, самая короткая?», «Какая полоска самая широкая, уже, самая узкая; «Покажи белую широкую полоску, зеленую узкую и т. д.»
14. «Назови геометрические фигуры» (какие геометрические фигуры ты знаешь, как они называются)
15.«Найди геометрическую фигуру: квадрат и т. д.» ( можно усложнить: желтый квадрат, красный треугольник и т. д.)
16.«Найди и назови предметы только круглой формы и т. д.»
17. «Сосчитай, сколько рыбок, овечек и т. д.» (от 1 до 3)
18.«Сосчитай и покажи 2 прищепки (уточки) и т. д.» (Отбор предметов по названному числу (1,2,3)
19. «Красную пуговицу украсим жёлтым листочком и т. д.»
20. «Найди такой же листочек как этот и т. д.» (другие элементы и предметы)
21. «Найди пару» (квадрат и квадрат, круг и треугольник, голубой круг и красный квадрат и т. д.) или «Соедини фигуры» : круг с треугольником и т. д.»
22. Сюжетные игры: «Накормим Зайку», «Садим для Зайчика морковку» и т. д. ( сюжетные игры вместе с воспитателем и самостоятельные игры помогают детям понять логику простых жизненных ситуаций: «Готовим Зайке (мишке и т. д.) обед», «Купаем…», «Лечим…», «Принимаем гостей» и т. д.)
23. Элементарные по содержанию режиссёрские игры (внутри «Домика») : если добавить игрушки героев знакомых сказок, например, из пальчикового театра, то можно совместно с детьми разыгрывать сценки из знакомых сказок, например, «Зайчик испугался лису и спрятался», «Покажи, как Колобок убегал от волка» и т. д.
Запасные детали для игр находятся в кармашке.
Содержание игр и игровых заданий могут быть разнообразными, в соответствии с программными задачами возрастной группы детей.
«Домик» можно использовать и для игр с детьми среднего и старшего возрастов, решая некоторые программные задачи в соответствии с возрастом детей.