Наталья Плесовских
Дидактическое пособие «Цветик-Семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "Цветик-Семицветик"
Пояснительная записка
"Почему в нашем обществе сложился односторонний вгляд на человеческую личность и почему все понимают одаренность и талантливость применительно лишь к интеллекту? Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать. Любовь может сделаться таким же талантом и даже гениальностью, как открытие дифференциального исчисления. И здесь и там человеческое поведение принимает исключительные и грандиозные формы. " Мысль эта принадлежит выдающемуся психологу Л. С. Выготскому.
Публикация «Дидактическое пособие „Цветик-Семицветик“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Долгое время система дошкольного образования в России была ориентирована на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении знаниями, умениями и навыками, сколько в становлении базовых свойств личности: самооценки, образа «Я», нравственных ценностей, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. На первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, забота о сохранении психического здоровья каждого ребенка, принятие его индивидуальности, раскрытие и развитие творческих способностей. При этом развитие личности, способной к восприятию и пониманию собственных эмоциональных состояний и эмоциональных проявлений других людей, рассматривается как условие успешной ее адаптации в современном обществе. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих.
Игра - наиболее доступный для ребенка вид деятельности, в процессе которой входит в окружающий мир, знакомиться с ним. Потребность выражать в игре свои впечатления и переживания - характерная особенность детей дошкольного возраста. У дошкольника эмоциональные переживания успешно формируются в игровой деятельности. С одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения, развивается и обогащается эмоциональный опыт. Именно в игре дети учатся устанавливать и развивать межличностные отношения. Таким образом, именно в игре у дошкольника формируются умения и качества человека 21-го века: адаптивность, коммуникативные умения, межличностное взаимодействие и сотрудничество.
Цель: развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Задачи:
- учить различать эмоции по схематическим изображениям;
-учить передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства: мимику, жесты, интонации;
- способствовать открытому проявлению эмоций различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими)
- развивать умение распознавать эмоциональное проявление других людей по мимике и понимать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих.
Работа с методическим пособием осуществляется на основе принципов, обеспечивающих развитие личности дошкольника:
- позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);
- безусловного принятия ребенка педагогом для формирования у него чувства безопасности;
- индивидуального подхода (максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка);
- развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей, способностей к самопознанию и самосовершенствованию);
- поощрения достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности;
- обеспечения в процессе игровой деятельности условий, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.
Деятельность с методическим пособием многофункциональна и вариативна: может проводиться индивидуально и с группой детей, используется как в самостоятельной деятельности детей, так и на утренниках, развлечениях, в театральной деятельности. Может использоваться воспитателем, педагогом – психологом, музыкальным руководителем. Методическое пособие может использоваться для диагностики Эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Описание пособия
Многофункциональное развивающее пособие «Цветик-семицветик» представляет собой цветок, состоящий из одного большого круга, который располагается в центре данного пособия, и семи лепестков. Лепестки разноцветные – соответствуют цветовому спектру. На большом круге расположено зеркало. Для устойчивости цветок установлен в цветочный горшок. Стебель цветка гибкий, можно регулировать высоту. Имеется кубик, у которого цвета граней совпадают с цветами лепестков. К данному пособию прилагается семь объемных конвертов. На конвертах условно изображены картинки с заданиями, которые ребенок должен выполнить. Объемные конверты предназначены для хранения заранее подготовленных картинок, фотографий, масок героев сказок. В них также можно поместить рисунки детей и т. д.
Красный конверт - включает в себя набор карточек с названиями эмоций, которые ребенку необходимо показать, глядя в зеркало.
Оранжевый конверт - включает в себя набор карточек с пиктограммами эмоций. Ребенку необходимо посмотреть и правильно назвать эмоцию.
Желтый конверт - включает в себя карточки со стихами об эмоциях, а также диск с музыкальными произведениями, которые познакомят детей с той или иной эмоцией.
Зеленый конверт - включает в себя набор карточек для тактильного восприятия изображения.
Голубой конверт - включает в себя набор карточек с пиктограммами эмоций, разрезанными на половинки. Задача ребенка заключается в том, чтобы соединить их правильно между собой и получить определенное выражение лица.
Синий конверт – включает в себя набор карточек с изображением фруктов и овощей. Педагог предлагает детям вспомнить их вкусовые ощущения и продемонстрировать разнообразие вкусов мимикой, другие дети отгадывают.
Фиолетовый конверт – включает в себя диагностический материал для оценки возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания.
Ведущая образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Интеграция видов деятельности: коммуникативной, игровой, восприятия художественного слова, поисково – исследовательской.
Планируемый результат:
Дети умеют различать эмоции по схематическим изображениям; умеют передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства: мимику, жесты, интонации; научились понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние; имеют представление о способах выражения собственных эмоций; умеют управлять своими эмоциями и чувствами.
В зависимости от возраста, возможностей и уровня подготовки участников, убираем «лишнее» или добавляем «недостающие» карточки. Вариативность зависит от фантазии педагога. (Смотрите Приложение)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Игры
1. «Покажи эмоцию»
Цель: развивать выразительность мимики.
Описание: ребенку дается карточка с названием эмоции. Его задача – правильно показать данную эмоцию.
2. «Назови эмоцию»
Цель: познакомить с названиями и характерными внешними чертами основных эмоций.
Описание: каждому ребенку дается пиктограмма определенного эмоционального состояния. Ребенку необходимо определить и назвать эмоцию по характерным внешним чертам.
3. «Послушай эмоцию»
Цель: развитие слухового восприятия.
Описание: ребенку предлагается прослушать музыкальную композицию или стихотворение и определить к какой эмоции это они относятся.
4. «Потрогай эмоцию»
Цель: развивать умение тактильно воспринимать изображенную эмоцию.
Описание: ребенку предлагаются карточки с эмоциональным состоянием, «прошитые» иголкой без нитки по контуру изображения. Задача ребенка – с закрытыми глазами на ощупь определить эмоцию.
5. «Собери пиктограмму»
Цель: развивать умение дифференцировать различные эмоциональные состояния по мимическим проявлениям.
Описание: каждому ребенку дается пиктограмма определенного эмоционального состояния, разрезанная на несколько частей. Задача участников – как можно быстрее и правильно собрать пиктограмму.
6. Игры – знакомства
Цель: позволяют детям запомнить имена друг друга, способствуют созданию комфортной обстановки для каждого участника.
Описание игр смотри в голубом конверте.
7. Игры – разминки
Цель: создание положительных эмоций и формирование позитивных взаимоотношений в группе.
Описание игр смотри в голубом конверте.
8. Игры на снятие мышечного напряжения
Цель: снятие напряжения в области лица, рук, плечевого пояса.
Описание игр смотри в голубом конверте.
9. Игры с агрессивными детьми
Цель: снятие агрессивности, развитие навыков саморегуляции, воображения.
Описание игр смотри в голубом конверте.
10. Игры с тревожными детьми
Цель: развитие уверенности в себе, коррекция тревожности и страхов, повышение самооценки.
Описание игр смотри в голубом конверте.
11. Игры – релаксации
Цель: релаксация, снятие мышечного напряжения.
Описание игр смотри в голубом конверте.
12. Игры на развитие выразительных движений
Цель: развитие выразительных движений, мимики; согласование действий с текстом.
Описание: ребенку предлагается выполнить движения согласуя свои действия с текстом который читает педагог, мимикой передавая различные эмоциональные состояния.
13. «Попробуй эмоцию»
Цель: развитие выразительности мимики.
Описание: ребенок выбирает карточки с изображением фруктов и овощей. Педагог предлагает вспомнить их вкусовые ощущения и продемонстрировать разнообразие вкусов мимикой, другие дети отгадывают.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго).
Данная методика была разработана Н. Я. Семаго в 1993 г. и предназначена для оценки возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания. Также при работе с методикой возможна косвенная оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми. В качестве стимульного материала используются две серии изображений эмоциональной лицевой экспрессии. Методика используется для работы с детьми от 3 до 11-12 лет.
Цель: Оценка возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания (тонкие эмоциональные дифференцировки, возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка. При работе с методикой возможна косвенная оценка межличностных взаимоотношений, в том числе выявление контрастных эмоциональных «зон» в общении с детьми или взрослыми.
1-я серия (3 изображения) состоит из контурных (схематичных) изображений лиц. В схематичном виде проводятся следующие эмоциональные выражения:
1. Злость (гнев);
2. Печаль (грусть);
3. Радость.
Эмоциональная экспрессия на контурных изображениях обозначена наиболее этологически значимыми элементами лица: характерным для каждого варианта пространственным расположением уголков рта и положения бровей.
2-я серия (14 изображений) заключает в себе изображения конкретных лиц детей ( мальчиков и девочек: по 7 изображений соответственно). В методике используются изображения со следующими эмоциональными выражениями:
1. Явная радость;
2. Страх;
3. Сердитость;
4. Приветливость;
5. Стыд, вина;
6. Обида;
7. Удивление.
Процедура проведения
Как правило, работа с данной методикой проводится в ситуации, когда возникает гипотеза относительно проблем эмоционального развития ребенка и особенностей развития аффективной сферы. Соответственно, материал подается в зависимости от задач исследования в различные моменты диагностического обследования, часто это удобно делать в процессе «смены деятельности» и так называемого «отдыха» ребенка.
Сама процедура проведения исследования в полном объеме состоит из трех последовательных этапов.
• 1-й этап: предъявление для опознания эмоциональных состояний 1-й серии изображений (схематичные изображения).
• 2-й этап: предъявление реальных изображений (в соответствии с полом ребенка).
• 3-й этап: придумывание истории по какому-либо изображению.
В зависимости от поставленных задач и основной диагностической гипотезы обследование может быть завершено уже после первого этапа, в определенной ситуации первый и второй этапы могут меняться местами (см, ниже).
• 1-й этап
В процессе проведения, помимо стандартной инструкции, возможно использование системы наводящих вопросов. Последние зависят от особенностей состояния и предполагаемого типа развития ребенка, его возраста, и поэтому вопросы должны гибко «модифицироваться» при проведении обследования.
Ребенку предъявляются схематичные изображения лиц, раскладываемые в случайном порядке перед ребенком. Раскладка производится так, чтобы все изображения находились в поле зрения ребенка.
Инструкция 1. «Посмотри на эти рожицы и скажи, какое у каждой настроение». Если ребенку не понятно слово «настроение», можно объяснить, что человеку может быть хорошо или плохо. При этом ни в коем случае нельзя самому специалисту вербализовать какое-либо эмоциональное состояние.
После того как ребенок назвал настроения «рожиц», необходимо изменить порядок карточек или нарисовать лица в другом порядке и попросить его назвать «настроение» еще раз. Это делается для того, чтобы исключить или, по крайней мере, минимизировать случайность «попадания».
В процессе называния ребенком эмоциональных состояний схематических изображений экспериментатор должен быть пассивен, то есть не переспрашивать и не «переназывать», дублировать высказывания ребенка, даже если к этому его «подталкивает» ситуация (то есть в ситуации, когда ему кажется, что ребенок понимает и правильно вербализирует данное эмоциональное состояние, и поэтому можно самому «раскрыть его»). Неукоснительно должно соблюдаться правило отсутствия каких-либо «наводок», как в плане «названий» эмоций, так и в плане помощи в назывании.
• 2-й этап
На этом этапе ребенку предъявляются изображения 2-й серии: изображения. При этом предъявляются картинки, соответствующие полу ребенка. Изображения 2-й серии подаются в том же порядке, как они представлены в разделе Стимульный материал. Содержание стимульных изображений, предъявляемых в такой последовательности, представляет собой процесс усложнения идентифицируемых ребенком эмоциональных состояний от достаточно простой «явной радости» к более сложным для опознания «удивление», «обида», «стыд, вина».
Инструкция 2 (модифицируется в зависимости от пола ребенка). «Теперь я тебе покажу другие картинки ( для детей старше 6-7 лет можно говорить: изображения, фотографии и т. п., на которых изображен мальчик (девочка). Посмотри на эту картинку, как ты думаешь, какое настроение у этого (этой) мальчика (девочки?»
После того как ребенок назовет, какое это настроение, необходимо спросить: «Что могло вызвать такое настроение, почему у мальчика (девочки) такое настроение?
На этом желательно ограничить «развертывание» инструкции и не делать какого-либо намека, наводки на ту ситуацию, которая могла бы вызвать это состояние. Не имеет смысла спрашивать ребенка, что произошло, что случилось с изображаемым ребенком, как это принято в аналогичных проективных методиках.
Изображения, как уже отмечалось, предъявляются в определенной последовательности: так, чтобы в начале и в конце предъявлялись изображения положительного эмоционального состояния. Порядок предъявления определяется чередованием положительно и отрицательно окрашенных эмоциональных состояний детей на фотографиях. Это делается для предотвращения повторов и штампов в опознании эмоций. С другой стороны, подобная последовательность предъявлений облегчает анализ «продукции» ребенка уже в процессе самой процедуры обследования.
В этом случае на первом этапе предъявляются изображения эмоциональных состояний, то есть фактически проводится второй этап исследования, в том виде, как это описано выше. Если реальные изображения эмоциональных состояний понимаются и вербализуются ребенком достаточно адекватно (в пределах условно нормативного развития или с какими-либо неявно выраженными особенностями, можно сразу же переходить к третьему (проективному) этапу обследования.
В ситуации, когда ребенок не в состоянии адекватно проводить оценку эмоциональных состояний на реальных изображениях, после первых трех-четырех неправильных, неадекватных опознаваний эмоциональных состояний, этот этап завершается и ребенку предъявляются схематичные изображения (возврат к первому этапу стандартного предъявления). В том случае, когда и схематичные изображения опознаются неадекватно, обследование следует завершить.
• 3-й этап
После завершения показа всех реальных изображений (второй этап) возможно проведение непосредственно проективной части исследования.
Ребенку предлагается придумать рассказ, историю по какому-либо из предъявляемых ранее реальных изображений. Для этого реальные изображения раскладываются в том же порядке (слева — направо, как они проводились на первом этапе обследования, или просто даются ребенку в руки с предложением разложить их самому.
Инструкция 3. «Посмотри снова на эти картинки. Выбери одну из них, какая тебе больше нравится и попробуй придумать рассказ о том, что могло вызвать такое настроение мальчика (соответственно, девочки, почему он это чувствует».
Если ребенку сложно сразу выполнить это задание, можно предложить наводящий вопрос — своего рода обучающую помощь: «Вспомни, когда у тебя было такое настроение и почему, что его вызвало?»
Если возникает желание рассказать о двух изображениях, необходимо, чтобы сначала ребенок придумал историю по одной (первой, которую он выбрал, а лишь потом о другом изображении. При навязчивом желании придумать рассказ по большему количеству изображений следует отметить этот факт, но ограничиться двумя фотографиями.
При трудностях выбора изображения для составления рассказа психологу ни в коем случае нельзя давать какие-либо «наводки» или подсказки. Выбирать изображения должен только ребенок. Настаивать на выборе нельзя.
*Дополнительные замечания. У определенных категорий детей возможны непонимание (в частности, до 3-3,5-летнего возраста, невозможность удержания инструкции (дети с тотальным недоразвитием, с грубой несформированностью регуляторного компонента деятельности, «уход» в детали ( например: «Ой, какая красивая девочка, какая красивая ленточка!» и т. п). В этом случае ответы ребенка фактически невозможно анализировать, и использование методики представляется малоцелесообразным.
Анализируемые показатели:
• Адекватность оценки эмоционального состояния, как по «знаку*, так и по силе.
• Яркость эмоциональных образов (эмоциональная заряженность, включающая соответствующую мимическую экспрессию самого ребенка).
• Уровень дифференцировки эмоциональных проявлений и. соответственно, адекватность владения соответствующим словарем.
• Инертность, застревание или гибкость в восприятии эмоционального состояния.
• Собственно «словарь эмоции» в его сопоставлении с активным словарным запасом ребенка, его возрастом и особенностями аффективного реагирования.
• Выявление «конфликтных» зон, связанных с эмоциональным неблагополучием.
• Особенности сформированное системы базовой аффективной регуляции.
Критерии оценки.
Высокий уровень – развёрнутый и подробный ответ, способность адекватно обозначать эмоциональные состояния и оценивать лицевую экспрессию; высокая способность к оречевлению собственных переживаний.
Средний уровень – ответы на вопросы с помощью; трудности в опознании и назывании абстрактных изображений, оценивает настроение и называет эмоции с помощью взрослого.
Низкий уровень - задание не выполняет даже с помощью вопросов, не называет настроение, не может показать его на себе.
Анализ результатов
Следует отметить, что собственно опознание эмоциональных изображений лица, в частности, наиболее ярких и конкретных, не вызывает затруднений у детей, начиная с 2,5-летнего возраста.
Все результаты, включая эмоциональные проявления ребенка при разглядывании изображений обеих серий, рассказы, придуманные ребенком, должны быть зафиксированы в протоколе.
В историях, продуцируемых ребенком и анализируемых с позиций классической проективной трактовки, помимо вышеприведенных показателей необходимо отметить:
1. основную фабулу истории;
2. ее основную эмоциональную окраску;
3. возможные идентификации (как положительные, так и отрицательные); П принятие на себя вины или обвинения (желательно идентифицировать
4. ситуацию, в которой происходит такое принятие);
5. финальную часть истории — ее развязку.
На основе этого (с непосредственным включением психолога в виде уточняющих вопросов) должно быть проведено обобщение придуманной истории.
В обязательном порядке должна быть учтена эмоциональная адекватность или, соответственно, неадекватность как собственного эмоционального состояния ребенка в процессе осознания эмоциональной экспрессии изображений, так и описания предъявляемых изображений. Важным аспектом анализа является согласование или, наоборот, рассогласование эмоциональной адекватности/неадекватности в условиях предъявления фотографических (реальных) или абстрактных (контурных) изображений.
Чем младше ребенок, тем более он пытается изобразить увиденные эмоции мимически. Специалист может (в зависимости от непосредственных задач исследования) либо запретить подобную мимику, либо разрешить. В то же время вплоть до возраста 6-7 лет такое поведение ребенка можно рассматривать как нормативное.
Следует также отметить, что чем младше ребенок, тем вероятнее будут наблюдаться определенные «рассогласования» между идентификацией конкретного эмоционального состояния, данного детьми-экспертами, и ответами обследуемого ребенка. Напомним, что экспертами выступали дети с условно нормативным развитием в возрасте 7-9 лет, то есть в том возрасте, когда субъективные оценки основных эмоций уже можно считать в основном устоявшимися. В первую очередь, такие рассогласования будут касаться непосредственно вербальной стороны ответов ребенка, что, естественно, определяется возрастной динамикой увеличения эмоционального словаря.
Наибольшие трудности, порой вплоть до полной невозможности опознания эмоционального изображения даже на уровне самых ярких реалистических изображений (1, 3, 6, возникают у детей с выраженной спецификой развития аффективной сферы — вариантами выраженного искаженного развития. При ответах таких детей обращает на себя внимание фиксация на отдельных деталях лица (чаще всего на зубах — и тогда там, где зубы видны, даже при улыбке, само лицо оценивается как злое, выраженная сложность в определении даже «знака» эмоции.
У детей с дисгармоническим развитием трудности будут возникать уже не при оценке собственно «знака» эмоции, но при оценке его «силы».
Детям с несформированностью регуляторного компонента деятельности свойственна импульсивность в оценке, но в то же время возможна адекватная коррекция подобных ответов (при внешнем программировании специалиста самой процедуры ответа). Между тем у детей с различными типами искаженного развития (и преимущественно аффективно-эмоционального, и преимущественно когнитивного компонента) неадекватность определения эмоциональной экспрессии предъявляемых стимульных материалов подобной коррекции не подвержена.
Список литературы
1. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального развития детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 192 с.
2. Семаго Н. Я. Методика «Эмоциональные лица».
3. Шипицина Л. М., Защиринская О. В. и др. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – Детство –Пресс, 2003. – 384с.
4. Дошкольная педагогика Журнал Август 2007.
5. Дошкольная педагогика Журнал Июль 2008.
6. Ребенок в детском саду Журнал №3, 2004.
7. Интернет-ресурсы