влада климихина
Дидактическое панно как средство познавательного развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моей публикации дидактическое панно как средство познавательного развития детей раннего возраста.
Согласно ФГОС познавательное развитие – это развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации, развитие воображения и творческой активности. Познавательное развитие очень важно для ребёнка и занимает особое место в его жизни. Малыш активно получает знания о предметах и явлениях, сосредоточенных вокруг него, и учится ориентироваться в таком незнакомом, но столь притягательном окружающем мире.
Публикация «Дидактическое панно как средство познавательного развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Моя педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с ФГОС ДО, который устанавливает систему норм и требований к содержанию воспитания и обучения детей в детском саду. Основные цели ФГОС ДО – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе. Одним из факторов, влияющих на полноценное проживание ребёнком дошкольного детства, является специально созданная среда, в которой живет малыш, - наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения. Это, прежде всего разнообразные игрушки, дающие массу тактильных, зрительных, обонятельных ощущений. Для эффективной работы с детьми я разработала и изготовила игровое дидактическое панно.
Хочу представить вашему вниманию развивающее многофункциональное панно «Полянка» для детей раннего возраста, которое я использую в своей работе. Панно располагается таким образом, чтобы дети имели возможность свободного доступа. Панно имеет тканевую основу, на которую пришиты изображения животных: медвежонок, ёжик, зайчик, белочка, а также дерево, грядки, полянка, дорожка. Для изготовления дидактического материала к панно использовался фетр, липучки, пуговицы. Крепится съемный материал при помощи липучек и пуговиц. На липучках прикрепляются: ягодки, грибочки, яблочки, морковка и капуста На пуговицах крепятся цветочки, солнышко, облака, открывается дупло. Съёмные детали объёмные. В качестве наполнителя я использовала синтепон. Малышам удобно брать и держать их в руках. У каждого персонажа корзиночка определё нного цвета: у мишки-жёлтая, у зайки –зелёная, у белочки – красная, у ёжика – синяя.
Продуманы сюрпризные моменты- на дереве есть дупло с дверцей, за которой прячется белочка. На стволе дерева есть молния, расстегнув которую дети обнаруживают божью коровку. Панно привлекает внимание яркостью, интересным содержанием. Многофункциональное дидактическое панно предназначено для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, а также служит прекрасным интерьером групповой комнаты. Работа с дидактическим пособием вызывает у детей интерес тактильного восприятия (потрогать, изучить, прикрепить).
Основная цель дидактического панно : развитие мелкой моторики рук, знакомство детей с основными цветами (жёлтый, зелёный, синий, красный, развитие умения различать количество предметов (один-много, формирование зрительно- моторной координации на основе действия с предметами. У детей формируется навык расстёгивания и застёгивания пуговиц, молний, липучек, развивается речь.
Панно можно использовать для мини занятий и как составляющую часть интегрированного занятия. Мы проводили интегрированное занятие «прогулка в лес». Детям было предложено прогуляться в лес. Под музыку все подходили к панно, в лес, дети садились на пенёчки. Ребята называли зверей, затем воспитатель обращал внимание детей на то, что у каждого персонажа своя корзиночка и просил назвать их цвета. Потом по просьбе воспитателя малыши называли что растёт на полянке, на дереве, под деревом, на грядках и ребятам было предложено угостить зверей, только сначала отгадать загадки. Дети отгадывали загадки и угощали зверей.
Данное занятие способствовало: формированию умения различать и называть цвета; развитию речи и мелкой моторики; а также закреплению знаний о животных и об одежде; воспитанию отзывчивого отношения к животным, любознательности.
Также можно проводить дидактические игры с использованием данного панно
ОДИН–МНОГО
Ребёнку называют разные предметы, расположенные на панно и спрашивают сколько предметов он видит. Затем просят уточнить цвет предмета.
ПРИКРЕПИ НА МЕСТО
Воспитатель показывает ребёнку предмет и просит назвать его, затем спрашивает: «Где должен расти этот предмет?» и предлагает прикрепить его на своё место.
ЧЕГО НЕ СТАЛО?
Ребёнку предлагают посмотреть на панно и дают время на запоминание, после этого просят закрыть глаза. В это время убирают с панно один или несколько предметов. Ребёнок открывает глаза, рассматривает панно и отвечает.
ПОСАДИ ЦВЕТОЧКИ
Воспитатель предлагает взять цветок определённого цвета или ребёнок сам берёт цветок, а воспитатель просит его назвать цвет, затем ребёнок прикрепляет цветок к панно.
РАЗЛОЖИ ПО КОРЗИНКАМ
Воспитатель предлагает ребёнку назвать животного, назвать цвет его корзинки и положить к нему в корзинку то, что он ест.
НАЙДИ ОШИБКУ
Ребёнку предлагают посмотреть на панно, затем дают время на запоминание и просят закрыть глаза. В это время взрослый меняет местами предметы на панно (вместо капусты-яблоки). Ребёнок открывает глаза и отвечает на вопросы воспитателя «Что изменилось?» и «Правильно ли это?».
В заключении хотелось бы сказать, что дидактическое панно – это универсальное средство,
• которое помогает решать интегрировано задачи из разных образовательных областей;
• способствует развитию познавательных процессов (мышления, внимания, памяти);
• формирует у детей зрительное, тактильное, сенсорное восприятие предметов;
• способствует развитию мелкой моторики пальцев рук;
• ориентировке на плоскости;
• а также развитию речи, пополнению активного словарного запаса детей.