Ала Кожухарь
Дидактический синквейн — путь к совершенствованию речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современная технология в арсенале логопеда
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от ребенка умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Синквейн замечательная педагогическая находка. Активно его использую, так как:
Публикация «Дидактический синквейн — путь к совершенствованию речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- синквейн – открывает новые возможности, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.
- гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий,
- способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
- является диагностическим инструментом, даёт возможность оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
- носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления).
Правила составления синквейна.
- первая строка - тема синквейна, состоит из одного слова, как правило, это существительное, слово-предмет, о котором пойдет речь.
- вторая строка - два слова, чаще всего прилагательные, они дают описание выбранного в синквейне предмета или объекта. Слова-признаки.
- третья строка - образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта. Слова-действия.
- четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- пятая строка – одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Примеры дидактического синквейна.
1. Дождь. 1. Заяц.
2. Мокрый, холодный. 2. Белый, пушистый.
3. Капает, стучит, льётся. 3. Скачет, прячется, боится.
4. Я не люблю дождь. 4. Я жалею зайца.
5. Вода. 5. Дикое животное.
Помимо самостоятельного составления синквейна ребёнком, возможны варианты работы по готовому, предложенному педагогом:
- «Отгадай загадку» - отсутствие первой строки;
- «Найди ошибку» - в предложенном синквейне неверное утверждение;
- «Составь рассказ».
Из приведённых примеров видно, что для того, чтобы правильно составить синквейн ребенку необходимо :
• иметь достаточный словарный запас в рамках темы,
• владеть обобщением,
• понятиями: слово - предмет (живой не живой, слово-действие, слово-признак,
• научиться правильно, понимать и задавать вопросы,
• согласовывать слова в предложении,
• правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Опыт показывает, что к концу первого года обучения дети без особого труда составляют синквейн, и с удовольствием выполняют задания по предложенному логопедом синквейну.