Вакурина Светлана Владимировна
Дидактический синквейн: оптимизация речевого развития дошкольников с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время активно происходят процессы модернизации образования. Современная логопедия находится в активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.
Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими ОНР. Следует отметить, что дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Различные отклонения в становлении речи приводят не только к ограниченному речевому общению, но и отрицательно влияют на развитие личности. Известно, что речь тесно взаимодействует со всеми психическими функциями, и постепенно становится базой для развития мышления. Но в то же время мышление, внимание, память, являются психологической базой речи.
Публикация «Дидактический синквейн: оптимизация речевого развития дошкольников с нарушением речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Таким образом, возникла необходимость находить такие специальные методы и приемы работы, которые совершенствовали бы мыслительные и познавательные способности дошкольников, развивали бы лексико-грамматический строй языка и связную речь, позволяли бы применять личностно-ориентированный подход и осуществлять оптимизацию и индивидуализацию педагогического процесса.
Такой технологией является дидактический синквейн.
Что же такое дидактический синквейн? Синквейн (в классическом его понимании) с французского языка переводится как "пять строк". Основное правило составления классического синквейна, заключается в строгом подсчитывании слов в каждой из пяти строк. Дидактический синквейн отличается от классического тем, что он основан не на подсчете слов, а на смысловой заданности каждой строчки. Благодаря дидактическому синквейну создаются условия, в которых ребенок, учится отсекать лишнее и определять главное, обобщать, систематизировать, что важно для человека в быстроменяющемся современном мире.
Кратко изложу правила составления синквейна. В первой строке – должна находиться сама тема синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. В четвертой строке — собственное мнение о затронутой теме. Пятая строка – содержит в себе слово - ассоциацию, отражающую суть предмета или явления о котором говориться в синквейне. Дидактический синквейн подчиняется этим правилам, но при этом, главная тема или может формулироваться не одним словом, а словосочетанием, действия – описываться составными сказуемыми, а фраза может состоять более чем из 4 слов, а иногда это даже небольшой стих.
Вот примеры дидактического синквейнов, составленноых детьми подготовительной к школе группы для детей с ОНР 2-го года обучения:
1. Дождь.
2. Холодный, сильный.
3. Льет, хлещет, стучит.
4. Я не люблю дождь, потому что мне становится грустно.
5. Осадки.
Или
1. Дождь
2. Веселый, шумный.
3. Идет, стучит, играет
4. Можно бегать и прыгать по лужам.
5. Вода.
Кажется, все легко и просто. Но это просто, если мы знаем очень хорошо обсуждаемый предмет.
Попробуем составить синквейн про жумар. Человеку, знакомому с альпинизмом это не составит труда. А людям, не знакомым с данным термином, предстоит долгий путь сбора информации по данной тематике, прежде чем составить нужный синквейн.
Ребенку, имеющему скудный словарный запас, очень сложно составить синквейн.
Для того чтобы ребенок составил такой дидактический синквейн проводилась, предварительна работа по развитию речевой базы, по расширению уточнению и активизации словаря, работа над структурой и грамматическим оформлением предложения, разучивались загадки, стихи. Через игру шло знакомство с понятиями «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Когда была создана определенная речевая база и усвоены эти понятия, тогда и был составлен дидактический синквейн. Данную технологию можно применяться в индивидуальной и фронтальной деятельности, например, для закрепления какой-либо лексической темы.
При составлении синквейна можно использовать такие варианты работы как: составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего); составление синквейна по прослушанному рассказу; коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы (первой строки) — на основе существующих строк необходимо ее определить).
Синквейн печатают дети, имеющие некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами.
Звук А. Звук А гласный, поющийся. Он может громко кричать «ААА…», может тихо звучать «ааа…», может хохотать «а, а, а…». Это первый звук, который мы учили на занятии. Со звука А начинаются слова азбука, аист, Аня.
Дети старшей группы, которые еще не умеют читать, создают свои устные сочинения, затем оформляют их в виде графических изображений или рисунков.
Синквейн – загадка.
Улыбчивый, длинноносый.
Убегает (от папы, прогуливает (школу, сует (свой нос).
Люблю слушать про его приключения.
Золотой ключик. (Буратино)
При составлении дидактического синквейна решается ряд коррекционно – развивающих задач речевого развития :
• Уточнение, расширение, активизация словаря.
• Знакомство с понятиями: «слово - предмет», «слово - действие», «слово - признак», «предложение».
• Дети учатся согласованию слов.
• Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений.
• Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по теме.
• Совершенствуют графомоторные навыки.
• Развивают ассоциативное мышление и образную память.
• Синквейн позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
• Создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка.
Технология «дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, т. к. его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). И может успешно применяться в педагогической и логопедической практике и тем самым оптимизировать работу по речевому развитию дошкольников.
Список использованной литературы:
1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.
3. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.
4. Баннов А. Учимся думать вместе: Мат-лы для тренинга учителей. М., 2007.
5. Гин А. Приемы педагогической техники. М., 2003.