Инна Мусиенко
Дидактический материал «Волшебные мешочки»
▼ Скачать + Заказать документы
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «Волшебные мешочки»
Введение.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.
Публикация «Дидактический материал „Волшебные мешочки“» размещена в разделах
Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений.
Однако тактильно-двигательное восприятие имеет и свою специфику, поэтому в играх появляются новые задачи и условия. Если зрительное восприятие обычно происходит без помощи других органов чувств – осязания, слуха, то тактильно-двигательное восприятие у человека с нормальным зрением, как правило, сопровождается зрительным и в чистом изолированном виде встречается редко. В играх приходится специально создавать условия, чтобы выделить тактильно-двигательное восприятие: закрыть глаза, поставить ширму, использовать «чудесный мешочек» и др.
Основная цель дидактического материала «Волшебные мешочки» – стимулирование тактильного восприятия и координации движений для того, чтобы ребенок мог владеть собственным телом, движениями и оценивать окружающие предметы в пространстве.
Задачи:
- развивать тактильную чувствительность;
- координацию движений, мелкую моторику;
- развивать внимание;
- развивать целостное восприятие объекта умение, соотносить одинаковые фигуры;
- формировать тактильное различение свойств предметов, осуществлять выбор на ощупь по речевой инструкции.
Теоретическая часть.
Развитие тактильно – двигательного восприятия требует внимания, специального обучения и у нормально развивающихся детей, а работа в этом плане с проблемными детьми приобретает особое, коррекционное значение. У ребёнка с отклонением в развитии нет стремления к тактильному обследованию предметов, он самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Получив задание опознать предмет на ощупь, ребёнок неподвижно держит его в руке, не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину, расположение частей, что препятствует развитию зрительно - двигательной координации. Игры на развитие тактильно – двигательного восприятия должны помочь коррекции указанных дефектов.
Вся коррекционная работа по развитию тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением, как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.
Перечислим основные из них:
- ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др., обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;
- нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3—5 предметов);
- нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3—4 предметов);
- определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета;
- нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.
Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей тактильной чувствительности.
Практическая часть.
Работу с дидактическим материалом «Волшебные мешочки» можно проводить в несколько этапов, разделив на ряд упражнений:
1. Упражнение по ознакомлению с содержимым мешочков и раскладывание предметов по парам.
(Материал : 2 мешочка, салфетка, корзинка, предметы (маленькие муляжи фруктов или овощей).
Педагог предлагает ребенку поиграть в игру «Волшебные мешочки». Для работы нужно постелить салфетку. После этого педагог достает из мешочка предмет, ребенок называет, кладут на салфетку. И так каждый предмет, называя, выкладываем вряд (сверху вниз). Затем педагог берет другой мешочек, вынимает предмет, спрашивает ребенка: «Что это?» (Груша). «Есть ли у нас груша?» (Да). «Значит, кладем вместе (рядом)». И предлагает продолжить ребенку работать самостоятельно, который, таким образом, выкладывает парами фрукты. Далее педагог предлагает убрать в корзинку ряд фруктов, расположенный справа. А ряд слева – убрать в мешочек.
Таким образом, переходим к следующему упражнению.
2. Упражнение «Подбор пары на ощупь».
Педагог берет из корзинки любой фрукт (например, сливу) левой рукой, ощупывает его, а правой ищет в мешочке такой же. При этом свои действия озвучивает: «Нет, это не слива, и это не слива. Вот, наверное, слива». Вынимает, смотрит: «Слива. Одинаковые?» (Да). «Кладу вместе», обе сливы кладет на салфетку парой. Далее берет левой рукой из корзинки яблоко: «Теперь буду искать яблоко», ищет в мешочке яблоко, сопровождает словесно свои действия. Находит яблоко и кладет вместе – парой. Затем предлагает ребенку: «Теперь ищи ты». Ребенок продолжает подбирать пары на ощупь. Когда все пары подобраны, педагог просит ребенка убрать один ряд в корзинку, другой в мешочек.
Следующее упражнение можно провести в другой раз.
3. Упражнение «Подбор пары на основе зрительной опоры».
В этом случае, педагог вынимает из корзинки предмет и кладет его на салфетку, а затем ищет такой же предмет в мешочке. Далее предлагает ребенку продолжить подбирать пару таким способом.
4. Упражнение «Подбор пары на основе слуховой опоры».
Проводя это упражнение предметы должны быть разложены, как и в предыдущем этапе. С той разницей, что корзинка у педагога прикрыта салфеткой, чтобы ребенок не видел предметы. (Поэтому для проведения данного упражнения необходимо иметь две салфетки). Педагог называет предмет, который будет искать: «Сейчас я найду свеклу» (ищет в мешочке, сопровождает словесно свои действия. Вынимает свеклу из мешочка и из корзинки. Спрашивает ребенка: «Одинаковые?» (Да). «Кладу вместе, парой» (кладет предметы в верхней части салфетки). Следующие предметы находит таким же способом и выкладывает на салфетке, ниже предыдущей пары. Далее предлагает продолжить ребенку: «Теперь ищи ты. Что будешь искать?». Ребенок называет предмет, ищет его в мешочке, находит, затем смотрит в корзинку и выбирает такой же овощ. И так проводится упражнение, пока все предметы не будут распределены по парам.
5. Упражнение «Подбор пары двумя руками одновременно».
Педагог предлагает ребенку разложить предметы в два мешочка. «Смотри, как теперь я буду искать». Запускает обе руки в мешочки, называет предмет, который будет искать, сопровождает свои действия словами, находит оба предмета, вынимает их и спрашивает ребенка: «Одинаковые?» (Да). «Кладу вместе». Затем предлагает ребенку: «А теперь ты ищи. Что будешь искать?». Ребенок называет, ищет, достает оба предмета, если одинаковые, то кладет пару на салфетку, ниже предыдущей.
Одним из вариантов работы с волшебными мешочками является упражнение «Найди пару».
Материал : корзинка, 5 пар мешочков одинакового размера и цвета, но отличаются лишь тесьмой, которой завязаны: 5 мешочков – с голубой, 5 – с желтой тесьмой; предметы в каждом мешочке.
Педагог предлагает ребенку выложить из корзинки мешочки и разложить их по цвету тесьмы: слева ряд с голубой тесьмой, справа ряд с желтой тесьмой. Затем педагог берет мешочек с голубой тесьмой, ощупывает, дает ребенку ощупать и говорит: «Буду искать такой предмет» (в левой руке держит мешочек с голубой тесьмой, а правой ощупывает мешочки с желтой тесьмой, сопровождает словесно свои действия: «Не этот предмет…». Затем, найдя одинаковый предмет, дает оба мешочка ощупать ребенку. Спрашивает: «Такой же предмет?» (Да). «Кладу вместе». Далее педагог предлагает ребенку: «А теперь подбирай ты». После того, как ребенок подобрал все пары, педагог предлагает: «Проверим все мешочки». Достают из первой пары предметы, смотрят, сравнивают, кладут на мешочки и так проверяют все пары. В конце упражнения все предметы кладут обратно в мешочки.
Дидактическая часть.
«Волшебные мешочки» (Отражены в презентации)