Светлана Куликова
Дидактический материал
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своими методическими "наработками".
Дидактическое пособие «Звукобуквенный пароходик»
Задачи:
•Учить различать термины «звук» - «буква».
•Помочь запомнить буквы.
•Помогать различению парных по твердости-мягкости, звонкости-глухости согласных звуков.
•Помочь запомнить правила написания гласных букв после твердых и мягких согласных.
Описание:
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2017
Пароходик состоит из двух уровней.
На верхнем расположены квадратные окошки красного цвета с гласными буквами в два ряда: верхний ряд – гласные А,У,О,Э,Ы – буквы, обозначающие твердость предшествующего согласного; нижний ряд – гласные Я,Ю,Ё,Е,И – буквы, обозначающие мягкость предшествующего согласного. Квадраты нижнего ряда обведены зелёной окантовкой.
Внизу в два ряда расположены круглые окошки-иллюминаторы с изображенными на них согласными буквами: верхний ряд – звонкие согласные (на каждой букве для наглядности изображен колокольчик, нижний – глухие. Парные по звонкости-глухости буквы расположении одна под другой, непарные – продолжение линии иллюминаторов в разные стороны: влево – сонорные (Л,Р,Н,М) и Й, вправо Х,Ц,Ч,Щ.
Если согласная буква обозначает два парных по твердости-мягкости звука (например, «Л» и «Ль», окошко разделено пополам на два цвета: синий (твердый звук) и зеленый (мягкий звук). Если у твердого звука пары нет (Ж,Ш,Ц) – иллюминатор синего цвета, если нет пары у мягкого (Ч,Щ,Й) – иллюминатор зеленый.
При написании слов дети рассуждают: «Люба – первый звук Ль, это мягкий согласный, записывается буквой Л (при затруднении можно подсмотреть, как пишется буква: опыт показывает, что если все буквы перед глазам, вспомнить какая это буква гораздо легче, следующий звук У, он гласный, может записываться буквами У (после твердого согласного) или Ю (после мягкого, здесь Ль – мягкий, значит пишем Ю, Б – твердый согласный, после него слышится звук А, значит пишем А, а не Я, как после мягкого.
Дидактическое пособие «Пальчиковый театр».
Задачи:
•Организовать детский досуг путем вовлечения воспитанников в театральную деятельность.
•Развивать творческую активность.
•Развивать актерские способности;
•Способствовать снижению эмоциональной нагрузки
•Развивать мелкую моторику.
Описание:
Вязаный пальчиковый кукольный театр очень полюбился детям еще на стадии создания. Дети рассматривали заготовки, советовали, где должны быть лапки у лягушки, чего не хватает дедушке (надо связать шапку-ушанку) и др., просили связать конкретного персонажа. Сначала вязались персонажи для сказки «Колобок», потом к ним добавились репка, внучка, Жучка, кошка, мышка, лягушка. Так дети получили возможность инсценировать еще и сказки «Репка», «Теремок», а также импровизировать и составлять новые сказки либо свои сюжетные линии знакомых произведений, что они с удовольствием и делают.
Дидактическое пособие «Перекресток»
Задачи
•Знакомить детей с правилами дорожного движения,
•Формировать представления о знаках дорожного движения.
•Формировать представления о профессиях, связанных с дорогой (водитель, инспектор ГИБДД)
•Развивать умение моделировать различные ситуации на дороге,
•Развивать мышление, память, речь, воображение,
•Воспитывать навыки безопасного поведения на дороге.
•Активизировать словарный запас словами «дорожной» тематики.
Описание:
Пособие сделано на крышке полки (сделанной руками родителей). Пособие состоит из участка дороги – перекрестка, сделанного из самоклеющейся пленки черного цвета. Дорожная разметка – самоклейка белого цвета, бордюр, отделяющий тротуар от проезжей части – кусочки потолочной плитки, трава связана из пряжи «травка». Дома – картонные, изготовленные руками детей.
Это пособие используется как для дидактических игр: «Расставь автомобили…» (в соответствии с дорожной ситуацией, только специальный транспорт, только легковой и. т. д., «Переведи Буратино через дорогу», «Если бы мы жили в Англии…» и др., так и для сюжетных игр и самостоятельной деятельности.
Дидактическое пособие «Пруд»
Задачи:
•Развивать познавательную активность.
•Содействовать познанию окружающего мира детьми дошкольного возраста.
•Формировать понятия об экосистеме пруд, ее обитателях.
•Привлечь внимание детей к экологическим проблемам.
•Активизировать словарный запас по теме «Пруд».
Описание:
Пособие размещено в уголке природы группы. Оно включает объекты живой и неживой природы. Поверхность пруда обозначена «волнами» из самоклеющейся бумаги, трава связана из пряжи «травка», камни – галька, растения покупные, животные представлены игрушками: водоплавающие птицы, земноводные, рыбы.
Используется для различных дидактических игр, свободной деятельности в уголке природы.
Дидактическое пособие «Братья звуки»
Задачи:
•Формировать представление о парных согласных звуках по звонкости-мягкости.
•Помочь дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки.
•Тренировать в выборе гласной буквы, обозначающей твёрдость или мягкость предшествующего согласного.
•Повысить заинтересованность детей в изучении звуковой структуры слова.
Описание:
Пособие состоит из двух фигурок человечков, означающих согласные звуки. Один человечек – большой братец – больший по размеру, одет в синюю одежду, никогда не улыбается. Это твердый (всегда суровый, строгий) согласный звук. А второй человечек – маленький братец – меньший по размеру, одет в зеленую одежду, с веселой мимикой. Это мягкий (добрый, веселый) согласный звук. Для того, чтобы определить мягкость согласного, достаточно произнести его с четкой артикуляцией и сравнить положение своего речевого аппарата с изображениями «братцев». При четком произнесении мягкого звука губы всегда растягиваются в улыбке, чего нельзя сказать про твердый.
По мере изучения гласные буквы помещаются рядом с изображениями братцев – гласные, обозначающие твердость предшествующего согласного после большого, гласные, обозначающие мягкость согласного после маленького.
Дидактическое пособие «Весёлый поезд»
Задачи:
•Вызвать интерес к той или иной стороне познавательной деятельности ребенка в зависимости от использования.
•Развивать познавательную активность.
•Закреплять изученный материал.
Описание:
Пособие сделано из картона, раскрашено красками, все элементы нарисованы вручную. Состоит из паровоза и нескольких вагонов. Используется на разных занятиях и в дидактических играх различной направленности. Суть пособия в том, чтобы разместить по вагонам разные карточки. Только тогда поезд сможет двинуться в путь. Например, на фото карточки с математическими примерами. Нужно разместить их по возрастанию ответов. Варианты разнообразны: по убыванию, чтобы ответы совпадали с порядковым значением вагона и т. д. В окошки могут вставляться и изображения. Например, рассади по вагонам слова: в первом вагоне будут слова, состоящие из одного слога, во втором – из двух, все трёхсложные слова – в третьем вагоне. Можно «загружать» вагоны изделиями народных промыслов: первый – Хохлома, второй – дымковские игрушки, третий – Гжель, четвёртый – Городец. Вариантов множество, пособие детьми очень востребовано.