Татьяна Брагина
Дидактический материал к мини-проекту «Космическое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Подвижные игры
Игры с бегом.
"Перебежки по луне"
Ход ИГРЫ:
Пробежать в спокойном темпе как можно дальше и дольше.
Пробежать по краям площадки или по ровной дорожке, высоко поднимая колени.
Пробежать, забрасывая ноги назад, стараясь коснуться пятками ягодиц.
Пробегать, перешагивая на бегу линии, начерченные на земле на расстоянии 1,5—2 м.
Бежать, перешагивая через палки, рейки, положенные на землю или приподнятые на высоту 15—20 см.
«Перебежки марсиан»
Публикация «Дидактический материал к мини-проекту „Космическое путешествие“» размещена в разделах
Ход ИГРЫ:
Дети становится на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. На середине, между двумя линиями, находится ловишка-марсианин. После слов: «Раз, два, три — беги!» — дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем бегущий пересечет черту, считается пойманным и отходит в сторону. После 2—3 перебежек производится подсчет пойманных детей и выбирается новый ловишка - марсианин.
«Звездные ловишки»
Ход ИГРЫ:
Дети находятся на площадке. Ловишка, назначенный воспитателем или выбранный играющими, становится на середине площадки, в руках у него объемная звездочка. По сигналу: «Раз, два, три — лови!» — все дети разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его звездочкой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся звездочкой, отходит в сторону. Когда будет запятнано 3—4 ребёнка, то выбирается новый ловишка.
«Ноги от земли!»
Ход ИГРЫ:
Игра проводится так же, но с условием: нельзя ловить тех детей, которые вовремя успели встать на какой-нибудь возвышающийся предмет — стул, доску и другие предметы.
«Уйти от погони!»
Ход ИГРЫ:
Дети становятся в круг. У каждого из них полоска ткани стального цвета, заправленная сзади за ворот. В центре круга стоит ловишка. По сигналу воспитателя: «Лови!» — дети разбегаются по площадке. Ловишка бежит за детьми, стремясь взять у кого-нибудь из детей полоску. Ребенок, лишившийся ленточки, временно отходит в сторону. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три-в круг скорей беги!» — все строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра продолжается с новым ловишкой.
«Маленькие планеты»
Ход ИГРЫ:
На земле (полу) чертится круг диаметром 3—4 м. При помощи считалки выбирают ловишку- комету. Он становится в центр круга, остальные — за кругом они маленькие планетки. После сигнала: «Раз, два, три — лови!» — дети бегут в круг, а ловишка – комета их ловит. Когда он поймает 3—4 детей, выбирают нового ловишку.
«Летящая комета»
Ход ИГРЫ:
Игра проходит, так же как и предыдущие, но ловишка должен осалить убегающих мягким мячом.
«Подвижная цель»
Ход ИГРЫ:
В этой игре нельзя ловить того ребенка, который успел присесть.
Ход ИГРЫ:
Ловишка не может ловить ребенка, который остановился на одной ноге, обхватив колено другой ноги двумя руками.
«Звездный городок»
Ход ИГРЫ:
Дети становятся по кругу по двое, у каждой пары в руках карточка с изображением города. Расстояние между парами 1—2 шага. За кругом находятся двое водящих. Один из них убегает, другой старается догнать его. Убегающий ребенок, спасаясь от ловящего, становится впереди пары, которая поднимет карточку с изображением города (пару выбирает педагог). Если он успел вбежать в круг и встать, пока его не запятнали, его уже нельзя салить. Теперь должен убегать ребенок, который оказался третьим с края. Если догоняющий успел коснуться убегающего, то они меняются ролями.
В этой игре надо придерживаться таких правил: бегать только по кругу, не пересекая его, не хвататься за детей, стоящих в кругу, бегать не слишком долго, чтобы все могли включиться в игру. Если игроков мало, то можно встать не парами, а по одному. Тогда лишним будет не третий, а второй.
Игры с прыжками.
«Марсианский робот разведчик»
Ход ИГРЫ:
Вариант 1
Дети становятся по всей площадке, свободно, не мешая друг другу. По сигналу воспитателя все прыгают на месте на двух ногах, стараясь подпрыгнуть повыше. На хлопок или сигнал: «Кругом»! — все поворачиваются в прыжке, затем снова прыгают на месте и снова поворачиваются по сигналу.
Вариант 2
Дети выстраиваются вдоль линии, начерченной на земле (полу) или выложенной из шнура. Воспитатель предлагает прыгать на двух ногах под его счет, на хлопок или другой сигнал дети прыгают через линию с поворотом в прыжке. Важно успеть сделать прыжок точно по сигналу.
Вариант 3
На земле (полу) чертится линия длиной 5 метров или выкладываются шнуры. Дети становится в колонну по одному у одного конца линии. По сигналу дети начинают прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, перепрыгивая, при этом линию справа налево и слева направо (зигзагом).
«Путешествие по галактике»
Ход ИГРЫ:
1. Прыгать, продвигаясь вперед, перепрыгивая при этом через линию длиной 4—5 м на одной ноге (на правой и левой поочередно).
2. Прыгать, продвигаясь вперед (на расстояние 5—6 м, с зажатым между ног предметом (мешочком с песком, с колечком, с деревянным бруском и т. п.)
3. Перепрыгивать на двух ногах через рейки, установленные на деревянных чурбачках высотой 30—25 см (расстояние между рейками 1 м).
4. Прыгать на одной (правой, левой) ноге.
5. Кто дальше? Слегка разбежаться, вскочить на бревно и спрыгнуть с него на другую сторону.
6. От бревна спрыгнуть в кружок, нарисованный на земле. Можно прыгать в несколько кружков, нарисованных на разном расстоянии от бревна.
7. Перепрыгнуть через бревно, опираясь руками.
8. Прыгать, на двух ногах, продвигаясь вперед, по бревну диаметром 20—30 см.
9. Прыгать по бревну, лежащему на земле, на одной ноге,
продвигаясь вперед. Носок ноги при этом слегка поворачивать внутрь.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЙДИ ЛИШНЕЕ»
Цели:
— развивать логическое мышление (анализ и синтез);
— развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному, существенному признаку;
— развивать память.
Первый уровень (с опорой на наглядность). Воспитатель показывает детям наборы из четырех картинок.
Перед детьми ставится задача — найти среди картинок лишний предмет, не укладывающийся в общую схему.
Второй уровень (без опоры на наглядность). Воспитатель зачитывает детям наборы слов. Задача детей — найти в этом наборе лишнее слово, не укладывающееся в общую схему. Для темы «Покорение космоса» предлагается такая мотивация.
Воспитатель. Мы космонавты, собираемся сесть в космический корабль для полета к дальним планетам. Перед тем как отправиться в полет, космонавты долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди них есть испытание на сообразительность. Сейчас я хочу устроить такое испытание вам. У меня есть несколько наборов картинок (слов). Подумайте хорошенько, что в предлагаемых наборах лишнее. Нужно быстро ответить и обосновать свой ответ.
Предлагаемые наборы слов
1. Солнце, Юпитер, Венера, Земля, Африка.
2. Ракета, спутник, луноход, космическая станция, лодка.
3. Комета, метеорит, звезда, астероид, глобус.
4. Астролет, астронавт, астроном, астролог, космонавт.
5. Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Большая Медведица.
6. Гагарин, Терешкова, Леонов, Савицкая, Циолковский.
7. Большая Медведица, Малая Медведица, Кассиопея, Андромеда, Марс.
8. Звезда, планета, галактика, созвездия, телескоп.
9. Море, океан, река, озеро, пустыня.
10. Овен, Близнецы, Дева, Рак, астролог.
11. Равнина, горы, пустыня, леса, океан.
12. Космодром, старт, пуск, взлет, скафандр.
13. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
14. Ракета, спутник, луноход, космическая станция, техника.
15. Плутон, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер.
В начале обучения детей игре набор может состоять из трех слов, а затем расширяться до четырех, потом до пяти.
НОД Познавательное развитие (мир природы и мир человека)
Тема: «С математикой в космический полет»
Программное содержание:
- выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года;
- совершенствовать умение находить место числа в ряду,
- закреплять прямой и обратный счет; называть «соседей» числа, предшествующее и следующее число;
- закреплять умение правильно пользоваться знаками «больше», «меньше» или «равно»;
- совершенствовать знания о геометрических фигурах;
- закрепить знание частей суток, дней недели, времен года, месяцев;
- с помощью игры развивать у детей внимание, логическое мышление, сообразительность;
- закреплять представление о космосе, планетах нашей вселенной;
- развивать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, навыки самооценки.
Материал и оборудование : магнитная доска; плакат «Солнечная система»; наборы счетных палочек; карточки для выполнения математических задач;
Предварительная работа: Беседа «Солнце и планеты Солнечной системы», посещение планетария, разучивание упражнения «Ракета»
Ход занятия
Организационный момент.
Приветствие:
Здравствуй солнце золотое (руки в стороны.)
Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок (качают руками)
Здравствуй, маленький дубок (имитируют дерево)
Здравствуй утро, здравствуй день (разводят поочередно руки в стороны)
Нам здороваться не лень (показывают на себя и делают поклон).
Все мы дружные ребята. (беремся за руки и поднимаем руки вверх)
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем. (показываем пальчиком)
Как заботиться, мы знаем. (идем по кругу)
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо, (руки кладем на плечи друг другу)
Будет радостно светло!
В: Дети, улыбнитесь друг другу. В нашей группе стало светлее от ваших улыбок. Пусть это радостное настроение останется на весь день с нами.
В: Ребята, а давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Найди свое место».
(На столе лежат карточки с цифрами, перевернутыми вниз. Дети под музыку передвигаются по группе, как только музыка затихает, дети берут первую попавшеюся карточку и встают на свое порядковое место. Если дети встали правильно, то получается изображение ракеты)
В: Ребята, посмотрите, что у нас получилось! (РАКЕТА) Однажды люди решили полететь в космос! Для полета в космос люди построили космическую ракету. В ракету посадили космонавта – именно он должен был управлять ракетой и лететь в космос. Кто это был и когда? (Юрий Гагарин, 12 апреля)
А вы хотите быть космонавтами и отправиться в космос?
Наша задача занять посадочные места в ракете. Но это не так просто. (дети получают билеты)
В: Скажите, что на ваших билетах изображено? (Геометрические фигуры). Обратите внимание, сколько и каких фигур должно быть на вашем посадочном месте, будьте внимательны, чтобы случайно не занять чужое место. (Дети ищут свои места.)
В: Что нам понадобится из одежды? (скафандр) Надеваем комбинезон, сапоги, шлем, герметично соединяем части скафандра. С вами говорит руководитель управления полетами: «Космическому экипажу приготовиться совершить путешествия, побывать на разных планетах!»
Стихотворение:
Сказал «поехали» Гагарин
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась,
Эпоха странствий и открытий,
Прогресса, мира и труда,
Надежд, желаний и событий,
Теперь все это – навсегда!
В: Ребята, для того чтобы ракета взлетела, нужно, как настоящие космонавты отсчитать от 10 до 0. (Обратный отсчёт) И произнести знаменитую фразу Гагарина «ПОЕХАЛИ»
(Звучит музыка)
В: В темном небе звезды светя
Космонавт летит в ракете.
Пока наш корабль набирает высоту и выходит плавно в космическое пространство, мы с вами повторим следующее:
1) Какое время года у нас на Земле?
2) Какой месяц?
3) Какое число сегодня?
4) Какой сегодня день недели?
5) Вчера какой был день недели?
6) А завтра какой день недели будет?
7) А когда мы с вами отправились в полет-часть суток?
В: Молодцы ребята! Пока мы с вами беседовали, на главном компьютере на корабле произошел сбой. Давайте аккуратно встанем и попытаемся добраться до главного компьютера, но не забывайте, что мы с вами сейчас находимся в невесомости. (Дети вмести с воспитателем имитируют полет)
В: Ребята занимайте рабочие места. Нам с вами придется потрудиться!
В: Итак, ребята, мы с вами отправляемся на планету Меркурий.
Меркурий — ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима! Изжарит в котлету!
Повернута к Солнцу одной стороной,
С другой — страшный холод и мертвый покой.
В: Посмотрите, все цифры перепутались на экране. Нужно быстро исправить ситуацию, иначе будет авария.
Задание «Вставь пропущенное число» Детям предлагается вставить пропущенные цифры: 123?5678910 ;1234567?910 ;12345?78910 ;12345678?10
В : Вот, молодцы ребята, спасли наш полет!
В: Вторая от Солнца планета Венера.
Газ ядовит в атмосфере Венеры.
Дышать невозможно!
Жарища без меры!
Солнца не видно сквозь облака.
Жизнь невозможна!
Но, может, пока? Планета Венера находится рядом с планетой Земля. Но в отличии от нашей планеты жизнь там невозможна, почему? (Потому, что на планете Венере ядовитый газ)
В: Ребята вы убедились, что у нас сегодня не простое путешествие. Нас ждет еще много испытаний и я вам предлагаю подготовить наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять, (хлопаем в ладоши)
Планеты будем мы считать.
К солнцу ближе всех Меркурий, (загибаем пальцы на каждое название планеты)
На Венеру полюбуюсь,
Вот Земля – наш дом родной,
Шар любимый голубой.
Мимо Марса пролетаю, и Юпитер наблюдаю.
Вот Сатурн и Уран, Показали кольца нам.
Вот Нептун, а вот Плутон, Дальше всех от солнца он.
Все планеты хороши, (хлопаем в ладоши)
Полетали от души. (пальцы сжаты, большой палец вверх)
В: Мы отправляемся на планету Марс.
Марс – таинственная планета.
Она по размеру чуть больше Луны.
Из-за кроваво-красного цвета.
Назвали планету в честь бога войны.
В: Нам нужно выполнить космическое задание «Назови соседа».
Назовите соседей числа 6? (5 и 7) 8( 7 и 9) 3( 2 и 4) 9( 8 и 10) и т. д.
А теперь задание меняется, я вам буду называть цифру, а вы мне будете показывать цифру на один больше.
В: Молодцы вы отлично справились с заданием, а нам пора лететь дальше.
В: Вот и следующая планета Юпитер.
Юпитер — царь планет!
Уж очень он тяжел.
И медленно плывет.
А наступить ногой
Так просто невозможно,
Ведь жидкая планета,
И утонуть в ней можно!
В: На этой планете мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот».
Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию. (Длинный – короткий; Большой – маленький; Высокий – низкий; Широкий – узкий; Толстый – худой; Далеко – близко; Вверху – внизу; Слева – справа; Вперед – назад; Один – много; Снаружи – внутри; Легкий – тяжелый; Сильный - слабый; Быстро - медленно.)
В:
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо –
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учё ные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
В: Мы прилетели на следующую планету - Сатурн, здесь нас ждет следующее испытание которое называется «Поставь правильно знак»
(Дети работают в карточках, считают звезды, внизу пишут соответствующие цифры и ставят знак или =)
В: Дальше мы с вами отправляемся в холодные миры.
Уран, Нептун, Плутон –
Здесь холодные миры.
Света нет и нет жары.
Вечная зима и ночь…
Захотелось сразу прочь.
Скован льдом Уран, Нептун,
И на Плутоне колотун!
В: Посмотрите в иллюминаторы, а здесь и правда очень темно и холодно. А давайте мы с вами сейчас попробуем создать свои звезды из счетных палочек. Задание составить из палочек:
Из 5 палочек-2 равных треугольника
Из 7 палочек-2 равных квадрата
Из 7 палочек-3 равных треугольника
Из 9 палочек-4 равных треугольника
(Дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания и исправляют ошибки).
В: Посмотрите, какие интересные конструкции у вас получились. Вот и ваши звезды зажгутся в космосе.
В: Молодцы ребята вы справились со всеми заданиями, значит, вы настоящие космонавты и трудностей не боитесь! И нам пора возвращаться на землю в наш любимый детский сад.
Космическому экипажу приготовиться совершить посадку! Проходим на свои места. (Дети садятся на свои места)
В: Для того чтобы ракета вернулась на землю, нужен обратный отсчет 10 9 8 7….
(звучит музыка)
Пока мы летим на свою Родную планету давайте побеседуем. Как называется планета, на которой мы живем? (Земля)
Чем она отличается от остальных планет? (есть жизнь, воздух, реки, моря, растения, животные, присутствует уникальный спутник – Луна.)
В: Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Теперь нам надо снять космические снаряжения. (Имитируем что сняли скафандр) Дети усаживаются на ковер.
В: Мы с вами за время полета выполняли много заданий. Если у вас хорошее настроение, вам было интересно путешествовать, у вас все получилось, то поднимаете «Солнышко». А у кого сегодня были затруднения, поднимите «Тучку» (дети выбирают карточку и рассказывают, что им понравилось или не понравилось) Все космонавты награждаются медалями.
Конспект НОД по конструированию
«Старт ракеты» в старшей группе
Цель:
Развивать мелкую моторику рук;
расширять и обогащать словарный запас детей;
закреплять умение детей сравнивать 2 предмета контрастного и одинакового размера;
развивать умение различать по цвету, по форме, по размеру;
уметь использовать в игре постройки разной конструктивной сложности из строительной материала.
Материал : Чтение стихотворения; презентация о ракетах; рисунки и схемы с изображением космических кораблей.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Чтение стихотворения воспитателем:
Вот так радуга на небе -
Шёлковый узор!
Ну и радуга на небе,
Как цветной ковёр!
А над радугой-ракета
Взмылась к небесам.
Вот такую же ракету,
Я построю сам.
И на звёздную дорожку
Полечу на ней,
Наберу я звёзд лукошко
Мамочке моей.
2. Обсуждение порядка выполнения работы.
Дети самостоятельно выполняют построение ракеты из конструктора по схеме.
3. Физминутка.
Мы как быстрые ракеты (руки поднимаем верх и скрещиваем)
Полетели по планете (имитируем полет руками)
На какую захотим
На такую полетим.
Но в игре один секрет (указательным пальцем машем)
Опоздавшим места нет! (занимают места в заранее приготовленных стульчиках)
4. Ребята достраивают свои конструкторы, и несут на выставку.
Рассматривают друг у друга.
5. В конце занятия поговорили:
-Что мы использовали для построения ракеты?
-Какие цвета использовали?-Что мы построили из конструктора?
НОД Художественное творчество (рисование)
Тема: «Космическая дружба» (коллективная работа).
Цель: расширять кругозор, знания детей о космосе, поддерживать интерес к изобразительной деятельности, продолжать учить самостоятельно задумывать сюжет.
Оборудование: Ватман, кисти, гуашь, картонка для набрызга, иллюстрации, музыка из кинофильма «Отроки во Вселенной».
Предшествующая работа: тематическое занятие по теме «Во Вселенной», рассматривание иллюстраций, фотографий, рисунков других детей.
Ход занятия:
- Ребята, давайте вспомним, а что такое вселенная, космос? (ответы детей)
- Посмотрите внимательно на иллюстрации, фотографии, рисунки, которые я вам приготовила. Что изображено на них изображено? Какие цвета использовались? (ответы детей – планеты, солнце, кометы, звезды, луна, Земля, млечный путь, называют цвета).
- Мы с вами с ними уже знакомы и поэтому сегодня мы с вами попробуем нарисовать космический рисунок. Вы можете нарисовать то, что мы видели на иллюстрациях или можете придумать сами любой сюжет. Может быть кому-нибудь захочется поселить на планете жителей.
- Сегодня рисовать мы будем при помощи различных техник. Перед тем как приступить к работе мы должны определить положение листа бумаги. Как он будет у вас размещаться вертикально или горизонтально? (определяют) Мы сегодня с вами будем тонировать лист темными холодными цветами. Затонируем лист акварельной краской разных тонов.
- Затем нарисуем Землю, планеты, смешивая краски. Какую краску мы для этого будем использовать? И как мы будем рисовать «сухой» кистью? (ответы – гуашь, кисть опускается в гуашь и ударяется ею по бумаге, держа вертикально; при работе кисть в воду не опускается)
- Посмотрите на рисунки других детей и на мои рисунки, какой прием вы еще можете использовать? (ответы – набрызг) Правильно, давайте вспомним как это делается. (закрашивают с помощью жесткой кисти и картонки, набирается на кисть краска и ударяется кистью о картон, который держится над рисунком и тем местом, которое нужно закрасить)
- Молодцы, все правильно объяснили. Все вспомнили и теперь приступаем к работе.
(Дети начинают рисовать. В процессе деятельности воспитатель обращает внимание на умение пользоваться приемами разных техник и по- необходимости оказывает помощь, также в ходе занятия побуждать детей вносить в рисунки свои дополнения, тем самым развивая творческое воображение)
В: Посмотрите, ребята, как красиво у нас получилось.
НОД Художественное творчество (аппликация с элементами оригами).
Тема: «Полет на луну».
Цель: учить передавать форму ракеты, применяя приемы складывания бумаги, закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами, развивать чувство композиции, воображение.