Мария Парфинчук
Дидактические пособия из подручного материала и способы работы с ними для развития речи дошкольников подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В наше время существует проблема всестороннего развития дошкольника, вызванная тем, что родители заняты на работе, а бабушки и дедушки стали более современные, и им уже некогда «нянчиться» с внуками – у них достаточно своих дел.
Но если, к примеру, проблемы с физическим (выносливость, ловкость и др.) или математическим (счет, решение примеров на сложение и вычитание) развитием школа постепенно может решить, то проблема развития речи, если упустить время в дошкольном возрасте, существенно скажется не только на отметках, но также и на социальном познании мира ребенком. Ему элементарно будет тяжело общаться с одноклассниками и учителем, что может создать ненужные комплексы и психологическую замкнутость.
Публикация «Дидактические пособия из подручного материала и способы работы с ними для развития речи дошкольников подготовительной группы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Подготовительная группа
- Поделки из бросового материала
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2017
Речь является самым универсальным средством общения, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Более того, посредством речи участники общения особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т. е. стремятся достичь определенного изменения в поведении.
Вербальное общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя. Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. Усваивая родной язык, дети овладевают практическими речевыми навыками, коммуникативными формами и функциями языковой действительности, а также навыками вербального взаимодействия с другими людьми. 1
Основная цель работы по развитию речи – формирование устной речи и навыков общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего языка.
Задачи развития речи:
- Правильная речь.
- Хорошая речь.
- Правильное произношение звуков и слов.
- Правильное по смыслу употребление слов.
- Умение правильно изменять слова согласно грамматике родного языка.
___
1. Ботвиньева, Т. А. Мастер-класс для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с ТНР
- Лексическое богатство.
- Точность и выразительность. 1
В данном докладе подобрана часть различных заданий, используемых нами в работе и направленных на развитие речевых способностей ребенка 6 – 7 лет. Однако, они неразрывно связаны с развитием грамотности, так как одно невозможно без другого. Мы считаем, что важно уже с детского сада формировать слуховую и зрительную память детей.
Особенностью выбранных задания является то, что для проведения их в группе или на индивидуальных занятиях не требуется больших финансовых вложений. Необходимые пособия можно сделать самостоятельно из подручного материала: различных типов картона и клея.
Подобранные задания могут выступать и как игры, и как части специальных занятий.
___
1. Алексеева, М., Яшина, В. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.
I.
Дидактическое пособие «Рельефные буквы»
.
Адаптация методики Монтессори – буквы берутся не прописные, а печатные, так как в основные задачи детского сада входит знакомство с алфавитом, а не овладение навыками письма.
33 буквы из гофрированного (либо бархатного) картона, наклеенные на однотонный картон. Все гласные буквы красным цветом, а согласные трех цветов: зеленого, синего и оранжевого цвета последовательно.
Согласно моим наблюдениям, буквы пользуются популярностью у детей подготовительных групп, создавая здоровую конкуренцию и ситуацию успеха. Кроме того, для детей, в большинстве случаев, нова такая форма работы, что
приводит к тому, что занятие воспринимается как игра.
Задания:
1. «Что за буква?». Задание – ознакомление, в ходе которого воспитатель знакомит детей с карточками. Дети называют букву и звук, тщательно прощупывая буквы.
2. «Алфавит». Задачей данного задания будет выложить все буквы в правильной последовательности. Подсказкой для выкладывания согласных служит цветовая гамма: синие не могут быть раньше зеленых, а оранжевые раньше синих.
Целью является знакомство детей с алфавитом и закрепление представлений о нем.
3. «Найди пару». Задание на поиск пар «глухие - звонкие». Более сложный уровень, на котором используются только парные карточки, заранее отобранные воспитателем.
4. «Отгадай букву». Сложное задание, направленного на развитие осязательной памяти и пространственного мышления ребенка. Под присмотром воспитателя ребенок на ощупь (глаза закрыты) должен угадать, что за буква ему попалась. Угаданная буква до конца игры остается у него, что способствует развитию самоуважения.
В дальнейшем воспитанники самостоятельно играют с буквами, соревнуясь между собой и учась самоконтролю (то есть, не подглядывать).
5. «Например». Смысл задания сводится к тому, чтобы найти вокруг предмет или явление на выбранную букву.
II.
Универсальное занятие – игра «Карандашики», требующее минимум ресурсов для проведения.
Задачи:
• расширять словарный запас ребенка;
• воспитывать культурное и уважительное отношение к ответам других;
• продолжать формирование самодисциплины и ответственности ребенка (выполнение домашнего задания по поиску новых слов);
• закреплять знакомство с разными частями речи:
в игре участвует только имя существительное, но дети ошибаются, называя также глаголы, и междометия. Поэтому постоянно проговаривается разница между ними. Например, глагол отвечает на вопрос «что делать?» и обозначает действие, междометие не имеет вопроса, а нам нужны слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?» и обозначающие предмет.
Материал: карточки с буквами (если имеются, для жребия, цветные карандаши в неограниченном количестве.
Ход игры.
Желающий ребенок (либо поощряемый воспитателем, так как для них важен этот процесс) вытягивает любую букву либо просто называет вслух.
Задача детей – набрать максимальное количество карандашей за названные слова на вытянутую букву, опередив остальных.
В начале знакомства с такого рода игрой берется несколько простых букв: А, М, Т. Дети по очереди называют слово на выбранную букву. Например, наиболее распространенные слова на букву А: арбуз, апельсин, алфавит, производные с авто – автомойка, автомобиль, автомат, автостоянка, имена девочек группы. На букву М слов меньше: мама, машина, мороженое и т. п.
Если слово правильное, то за ответ они получают карандаш. Если ребенок не вспомнил слово – он пропускает ход. Первый круг идет по очереди, потом – по желанию (поднятая рука).
Важно помнить о правилах:
- не выкрикивать (штраф – 1 карандаш);
- называть за раз только одно слово.
В начале знакомства с игрой воспитатель подсказывает, задает наводящие загадки. Также разрешено использование имен собственных: кличек зверей, названий городов, имен одногруппников и мультипликационных персонажей.
В среднем на таком уровне набирается 5 карандашей. Обязательно важно в конце игры подвести итог: записать результаты всех и огласить имена победителей, занявших 3, 2 и 1 места соответственно.
На более высоком уровне с детьми заключается договор: чтобы выиграть, необходимо набрать минимум 10 карандашей. Теперь два круга по очереди, затем по желанию. Важно начинать каждую новую букву с разных сторон (то первый слева, то первый справа от воспитателя).
Здесь уже появляются более интересные слова, связанные с личными интересами детей или темой недели и не применимые ими в обычном общении: Аристотель, апокалипсис, амбар, транспорт, элеватор, гидроэлектростанция.
На следующем этапе минимум карандашей поднимается до 15 штук (естественно, когда сильные ребята уходят играть, с более слабыми идет иная работа с меньшим количеством карандашей). Теперь в игре участвуют только имена нарицательные (детям объясняется, что это такое и чем отличается от прежнего). Кроме этого, за новые слова, еще ни разу не участвующие в игре, дается два карандаша, что способствует самостоятельной работе ребенка по поиску новых слов (второй карандаш за объяснение значения нового слова). Здесь количество кругов по очереди зависит от сложности буквы. Например, для буквы А три круга, а для буквы Ц – два.
III.
Дидактическое пособие «Звуко-буквенный пенал»
.
Пенал включает в себя бумажный конверт, в котором лежат по 10 квадратов красного, синего и зеленого цветов, а также схемы – расчерченные клетки по три, четыре, пять и шесть (по количеству звуков в слове).
Задания:
1. Ребенку дается слово и схема, на которой он выкладывает соответствующие звуку квадратики.
2. «Найди ошибку». Здесь воспитатель заранее выкладывает слово, сознательно изменяя правильный квадратик.
Во время работы данным пособием обнаружилась проблема: дети пропускают гласные в середине слова. Например, в слове жук у них только два звука – ж и к, в слове мел – м и л. Решить эту проблему нам помогла наш логопед Еленой Юрьевна Соболь, которая объяснила, как правильно проговаривать слово, чтобы слышать все звуки.
IV. Дидактическое пособие «33».
Пособие состоит из 33 букв алфавита, вырезанных из одноцветного картона. Каждая буква представлена в количестве 4 штук. То есть, в общей сложности, в пособии 132 буквы. Но несмотря на количество букв, занятия лучше проводить с небольшой группой детей (максимум 12 человек, делящихся по парам).
Задания:
1. «Знакомство». Как и в работе с рельефными буквами, первое занятие стоит посвятить знакомству с пособием. Здесь дети собирают свое имя.
2. «Собери слово». Под присмотром воспитателя дети парами или по одиночке собирают тематические слова недели. Если тема недели «Семья», значит слова: мама, папа, дядя, сын и др.
Важно следить за работой детей и проговаривать с ними сложные моменты, так как некоторые не слышат звуки между двумя согласными или после согласной в конце. Например, слово «дядя» выкладывают как ДЕАД, а слово «дочка» как ДОЧК.
Естественно, при выборе воспитателем слова учитывается уровень подготовки ребенка.
3. «Пропуск». В данном задании ребенок должен вставить пропущенную букву или упущенную в конце.
V. Дидактическое пособие «Имена».
Данное пособие не используется ребенком во время занятия, а служит для развития зрительной и сопоставительной памяти и стремления научиться читать: почти всё в группе подписывается. Карточки с печатными буквами, обозначающими стол, стул, окно и прочее приклеиваются соответственно на стол, стул, окно и прочее.
Как показывает практика, дети с огромным удовольствием стараются прочесть написанное, гордясь результатами. Также эта игра позволяет вовлечь родителей, которым становится важно, чтоб их ребенок прочитал надписи.
VI. Дидактическая игра «Слова».
Эта игра не требует никаких пособий, но внесена в этот список по причине минимальных финансовых затрат, свойственный для предыдущий пособий.
Смысл игры в том, чтобы просто называть слово на последнюю букву конечного слова. Например, мама – абрикос – собака – автомобиль.
Данную игру мы рекомендуем родителям как домашнее задание по пути в сад иди при возвращении домой, так как проведение ее в группе затруднено большим количеством участников, ведущим к потере внимания и интереса.
VII. Командное занятие - соревнование «Девочки и мальчики».
Задачи:
• продолжать развитие аудиального восприятия и памяти;
• закреплять представление о составе слова;
• закреплять порядковый счет в пределах 10;
• продолжать воспитание культуры командной игры;
• закреплять соотношение гласных и слогов;
• попытаться решить проблему того, что дети не воспринимают предлоги и союзы в предложении как отдельные слова.
Материал: в данном занятии тоже практически не требуется специальных пособий: можно воспользоваться двумя наборами счетных палочек разных цветов, блоками Дьенеша или обычными цветными карандашами.
Ход занятия.
Группа делится на две команды соответственно названию. Каждая получает набор счетных палочек. За правильный ответ участника команда получает один балл. В конце занятия все баллы суммируются и называется команда – победитель.
Важно также давать слова разной сложности, так как дети отличаются по уровню подготовки. Если дать простое слово сильному ребенку – он заскучает и потеряет интерес к игре, а сложное слово слабому ребенку вызовет затруднение и лишние переживания.
Соревнование делится на три этапа:
1. На данном этапе задачей ребенка будет определить количество букв в слове (слова даются в рамках темы недели) и положить по одной палочке на букву.
Задание сложное, но, если систематически его выполнять, прогресс не заставит себя ждать.
2. Следующим заданием будет выкладка палочек по количеству слогов в слове. Изначально слоги выхлопывались детьми в ладоши, но по совету логопеда Соболь Е. Ю. мы стали использовать и другой способ – ладонь под подбородок. Сколько раз подбородок задевает ладошку, столько и гласных.
3. Завершающим этапом является определение количества слов в предложении. Особую трудность тут вызывает то, что дети не слышат предлога. Например, в предложении «на улице ярко светит солнце» они отмечают 4, а не 5 слов.
VIII. Дидактическая игра «Пять прилагательных».
Задачи:
• закреплять понимание того, что такое прилагательное и на какие вопросы оно отвечает;
• продолжать формирование подбора прилагательный, соответствующих выбранному слову.
Материал: мячик.
Ход игры.
Дети садятся в полукруг. Воспитатель кидает мяч ребенку, называя любое существительное в рамках темы недели. Задачей ребенка будет подобрать пять определений, характеризующих данное слово.
Например, тема «Космос». Ракета (какая) быстрая, железная, большая, оранжевая, космическая. Тема «Книги». Сказка (какая) детская, интересная, долгая, грустная, волшебная.
IX. Дидактическая игра «Предложение».
Задачи:
• закреплять понимании того, что предложение – это отдельная лексическая единица, имеющая свои особенности (смысловую нагрузку и завершенность);
• продолжать формирование связной монологической речи для выражения своих мыслей.
Материал: мячик
Ход игры.
В данной игре задачей ребенка будет придумать и сказать предложение, в котором будет 4 или 5, или 5 слов, как попросит воспитатель.
Важно проводить это занятие после предыдущего, чтобы ребенок учился распространять свою речь красивыми и информативными определениями.
Например, не «на небе светит солнце», а «на голубом небе светит яркое, желтое солнце».
Источники:
1. Ботвиньева, Т. А. Мастер-класс для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с ТНР.
URL//http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/12/22/formirovanie-verbalnykh-kommunikativnykh-navykov-doshkolnikov/ 17.04.2016г.
2. Алексеева, М., Яшина, В. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М. 1997. URL//http://metodistka.blogspot.ru/2012/03/blog-post_9771.html. 16.04.2016г.