Папки-передвижки

Дидактические основы проведения занятий по математике в детском саду

Надежда Дубровина
Дидактические основы проведения занятий по математике в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

1Дидактические основы проведения занятий по математике в детском саду

2 «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным

Б. Паскаль

3Дидактика – это научная дисциплина, которая занимается исследованием теоретических и методических основ обучения.

Публикация «Дидактические основы проведения занятий по математике в детском саду» размещена в разделах

Дидактические основы (принципы) – это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые называют определенную систему исходных, основных дидактических требований к содержанию, процессе обучения, методам, приемам, средствам и формам его организации.

4Реализация общедидактических принципов в организации занятий в ДОО

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому такое важное значение имеет оптимальная организация занятий при математической подготовке детей к школе.

5Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.

Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию.

Для этого занятия должны строиться с учетом всех общедидактических принципов, проходить в увлекательной игровой форме.

Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

6Обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели – прочного и сознательного усвоения ее содержания – лишь в случае, если в основу обучения будут положены определенные положения, вытекающие из основных закономерностей дидактики, подтвержденные опытом обучения.

7Наиболее важные принципы, характеризующие подход к обучению основам математики в детском саду.

Принцип наглядности

Принцип воспитывающего обучения

Принцип научности

Принцип сознательности и активности обучения

Принцип систематичности и последовательности

8Владение этими принципами необходимо педагогу для того, чтобы:

• правильно организовать свой труд;

• грамотно, квалифицированно анализировать различные учебные пособия и методические разработки, которыми ему придется пользоваться в своей работе.

9 А. А. Столяр предлагает систему общедидактических принципов дополнить двумя принципами, характерными для обучения математике :

1. Курс математики должен отражать фундаментальные идеи и логику современной математики

2. Процесс обучения математике должен строиться подобно процессу исследования в математике, то есть, он должен имитировать процесс творческого поиска в математике

10В методической литературе по математическому развитию общепризнанной является следующая система дидактических принципов :

1. Принцип воспитания в развитии математических представлений.

2. Принцип научности в обучении математике.

3. Принцип сознательности, активности и самостоятельности в развитии математических представлений.

114. Принцип систематичности и последовательности в развитии математических представлений.

5. Принцип доступности в развитии математических представлений.

6. Принцип наглядности в развитии математических представлений.

7. Принцип индивидуального подхода к учащимся в развитии математических представлений.

12Принцип воспитания

Общей целью воспитания в детском саду является подготовка к всестороннему развитию личности.

13Принцип научности

Под научностью содержания образования следует понимать такую его качественную характеристику, которая удовлетворяет трем признакам:

а) соответствие содержания образования уровню современной науки;

б) создание верных представлений об общих методах научного познания;

в) показ важнейших закономерностей процесса познания.

14Принцип систематичности и последовательности

Нельзя овладеть наукой, не изучая ее в определенной системе. В такой же мере нельзя успешно развивать познавательные и творческие способности дошкольников без строго продуманной системы их обучения и воспитания.

Систематичность в развитии математических представлений предполагает соблюдение определенной последовательности в изучении учебного материала и постепенное овладение основными понятиями дошкольного курса математики.

15Последовательность в обучении математике означает, что обучение осуществляется в соответствии с правилами обучения:

а) от простого к сложному;

б) от легкого к трудному;

в) от известного к неизвестному;

г) от представлений к понятиям;

д) от знания к умению, от него к навыку.

16Принцип доступности

Принцип доступности в обучении вытекает из требований учета возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Он лежит в основе составления учебных планов и программ.

17Принцип доступности в дошкольном образовании привлекает к себе особое внимание также в связи с проблемой индивидуального подхода к воспитанникам в условиях массового обучения в детском саду.

18Принцип сознательности, активности и самостоятельности

Данный принцип заключается в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработке и применении. Он вытекает из целей и задач дошкольного образования, а также из особенностей процесса обучения, требующего осмысленного и творческого подхода к изучаемому материалу.

19Реализация принципа сознательности, активности и самостоятельности в обучении предполагает выполнение следующих условий:

Которые приведены ниже

20Принцип наглядности

Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения детьми изучаемого материала.

Говоря о значении принципа наглядности и о его роли в процессе учебного познания, дидактика утверждает, что наглядность является исходным моментом обучения основам математических знаний главным образом в дошкольном возрасте и в младших классах.

21 Наглядность применяется:

• как средство познания нового,

• для иллюстрации мысли,

• для развития наблюдательности,

• для лучшего запоминания материала.

22Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения:

• при объяснении нового материала воспитателем,

• при закреплении знаний,

• формировании умений и навыков,

• при выполнении самостоятельных заданий,

при контроле усвоения учебного материала.

23Принцип индивидуального подхода

Повышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого ребенка.

Важной индивидуальной особенностью детей, в том числе и дошкольного возраста, является их способность к усвоению знаний.

24Как показали психолого-дидактические исследования, если уровнять многие факторы, влияющие на уровень усвоения новых знаний, а именно:

• обеспечить одинаковый исходный минимум знаний у всех воспитанников,

• положительное отношение их к занятию,

• желание как можно лучше усвоить материал,

• тщательно разработать методику введения нового материала

То материал будет усвоен по-разному.

25Следует заметить, что изучение разных сторон мыслительной деятельности позволило психологам сделать предположение о том, что не всякое усвоение знаний означает сдвиг в умственном развитии учащегося.

Отмеченные выше явления, имеющие место в развитии математических представлений дошкольников, показали невозможность создать в обучении систему, равно оптимальную для каждого воспитанника. Это обстоятельство привело к необходимости реализации в обучении принципа индивидуального подхода к каждому ребенку.

26Вывод

Таким образом, с учетом всего вышеперечисленного, уверенно можно говорить о том, что прочное и сознательное усвоение элементарных математических представлений детьми дошкольного возраста возможно лишь в случае применения в организации занятий по развитию математических представлений общедидактических принципов.

Публикации по теме:

«Занимательная математика для детей дошкольного возраста» Б.  паскаль:Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным. Обучению дошкольников началам.

ФИЗО характеристика программ Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М. А. Васильевой) Программа составлена по возрастным группам: ранний возраст.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические основы проведения занятий по математике в детском саду
Опубликовано: 12 ноября 2014 в 19:01
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические основы проведения занятий по математике в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Дубровина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД