Надежда Дубровина
Дидактические основы проведения занятий по математике в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
1Дидактические основы проведения занятий по математике в детском саду
2 «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.»
Б. Паскаль
3Дидактика – это научная дисциплина, которая занимается исследованием теоретических и методических основ обучения.
Публикация «Дидактические основы проведения занятий по математике в детском саду» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Дидактические основы (принципы) – это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые называют определенную систему исходных, основных дидактических требований к содержанию, процессе обучения, методам, приемам, средствам и формам его организации.
4Реализация общедидактических принципов в организации занятий в ДОО
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому такое важное значение имеет оптимальная организация занятий при математической подготовке детей к школе.
5Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.
Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию.
Для этого занятия должны строиться с учетом всех общедидактических принципов, проходить в увлекательной игровой форме.
Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
6Обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели – прочного и сознательного усвоения ее содержания – лишь в случае, если в основу обучения будут положены определенные положения, вытекающие из основных закономерностей дидактики, подтвержденные опытом обучения.
7Наиболее важные принципы, характеризующие подход к обучению основам математики в детском саду.
Принцип наглядности
Принцип воспитывающего обучения
Принцип научности
Принцип сознательности и активности обучения
Принцип систематичности и последовательности
8Владение этими принципами необходимо педагогу для того, чтобы:
• правильно организовать свой труд;
• грамотно, квалифицированно анализировать различные учебные пособия и методические разработки, которыми ему придется пользоваться в своей работе.
9 А. А. Столяр предлагает систему общедидактических принципов дополнить двумя принципами, характерными для обучения математике :
1. Курс математики должен отражать фундаментальные идеи и логику современной математики
2. Процесс обучения математике должен строиться подобно процессу исследования в математике, то есть, он должен имитировать процесс творческого поиска в математике
10В методической литературе по математическому развитию общепризнанной является следующая система дидактических принципов :
1. Принцип воспитания в развитии математических представлений.
2. Принцип научности в обучении математике.
3. Принцип сознательности, активности и самостоятельности в развитии математических представлений.
114. Принцип систематичности и последовательности в развитии математических представлений.
5. Принцип доступности в развитии математических представлений.
6. Принцип наглядности в развитии математических представлений.
7. Принцип индивидуального подхода к учащимся в развитии математических представлений.
12Принцип воспитания
Общей целью воспитания в детском саду является подготовка к всестороннему развитию личности.
13Принцип научности
Под научностью содержания образования следует понимать такую его качественную характеристику, которая удовлетворяет трем признакам:
а) соответствие содержания образования уровню современной науки;
б) создание верных представлений об общих методах научного познания;
в) показ важнейших закономерностей процесса познания.
14Принцип систематичности и последовательности
Нельзя овладеть наукой, не изучая ее в определенной системе. В такой же мере нельзя успешно развивать познавательные и творческие способности дошкольников без строго продуманной системы их обучения и воспитания.
Систематичность в развитии математических представлений предполагает соблюдение определенной последовательности в изучении учебного материала и постепенное овладение основными понятиями дошкольного курса математики.
15Последовательность в обучении математике означает, что обучение осуществляется в соответствии с правилами обучения:
а) от простого к сложному;
б) от легкого к трудному;
в) от известного к неизвестному;
г) от представлений к понятиям;
д) от знания к умению, от него к навыку.
16Принцип доступности
Принцип доступности в обучении вытекает из требований учета возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Он лежит в основе составления учебных планов и программ.
17Принцип доступности в дошкольном образовании привлекает к себе особое внимание также в связи с проблемой индивидуального подхода к воспитанникам в условиях массового обучения в детском саду.
18Принцип сознательности, активности и самостоятельности
Данный принцип заключается в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработке и применении. Он вытекает из целей и задач дошкольного образования, а также из особенностей процесса обучения, требующего осмысленного и творческого подхода к изучаемому материалу.
19Реализация принципа сознательности, активности и самостоятельности в обучении предполагает выполнение следующих условий:
Которые приведены ниже
20Принцип наглядности
Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения детьми изучаемого материала.
Говоря о значении принципа наглядности и о его роли в процессе учебного познания, дидактика утверждает, что наглядность является исходным моментом обучения основам математических знаний главным образом в дошкольном возрасте и в младших классах.
21 Наглядность применяется:
• как средство познания нового,
• для иллюстрации мысли,
• для развития наблюдательности,
• для лучшего запоминания материала.
22Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения:
• при объяснении нового материала воспитателем,
• при закреплении знаний,
• формировании умений и навыков,
• при выполнении самостоятельных заданий,
при контроле усвоения учебного материала.
23Принцип индивидуального подхода
Повышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого ребенка.
Важной индивидуальной особенностью детей, в том числе и дошкольного возраста, является их способность к усвоению знаний.
24Как показали психолого-дидактические исследования, если уровнять многие факторы, влияющие на уровень усвоения новых знаний, а именно:
• обеспечить одинаковый исходный минимум знаний у всех воспитанников,
• положительное отношение их к занятию,
• желание как можно лучше усвоить материал,
• тщательно разработать методику введения нового материала
То материал будет усвоен по-разному.
25Следует заметить, что изучение разных сторон мыслительной деятельности позволило психологам сделать предположение о том, что не всякое усвоение знаний означает сдвиг в умственном развитии учащегося.
Отмеченные выше явления, имеющие место в развитии математических представлений дошкольников, показали невозможность создать в обучении систему, равно оптимальную для каждого воспитанника. Это обстоятельство привело к необходимости реализации в обучении принципа индивидуального подхода к каждому ребенку.
26Вывод
Таким образом, с учетом всего вышеперечисленного, уверенно можно говорить о том, что прочное и сознательное усвоение элементарных математических представлений детьми дошкольного возраста возможно лишь в случае применения в организации занятий по развитию математических представлений общедидактических принципов.