мария махнова
Дидактические игры в педагогических системах
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры в педагогических системах.
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила своё развитие в трудах учёных и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убеждён, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть, пронизана уроком. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, лучинами и пр., расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Ф. Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр.
Публикация «Дидактические игры в педагогических системах» размещена в разделах
Сам Ф. Фребель, его ученики и последователи сначала в Германии, а затем и в других странах высоко оценивали предложенную им систему дидактических игр. Но жёсткая регламентированность деятельности ребёнка, усвоение знаний в ущерб занимательности; методика проведения игр, основанная на подражании детей действием, словам садовницы – всё это вызвало критические замечания известных педагогов, познакомившихся с работой фребельских детских садов (К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, Л. Н. Толстой, Е. И. Тихеева).
Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. По определению места игры в образовательном процессе детского сада М. Монтессори близка к позиции Ф. Фребеля: игра должна быть обучающей, иначе это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребёнка. Для обучающих игр-занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Последнее, по мнению Монтессори, составляет основу обучения ребёнка дошкольного и младшего школьного и возраста. Дидактические материалы были устроены так, что ребёнок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, самое главное, упражняя свою активность.
Е. И. Тихеева, автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания, заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Е. И. Тихеевой: «Они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми» (24,34). Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребёнка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность.
Обучающие задачи в предлагаемых Е. И. Тихеевой играх предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение, совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление задач, развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Решение этих и ряда других задач (развитие памяти, внимания, коммуникативных умений) потребовало изменения содержания игр, расширения арсенала дидактических материалов. Содержанием дидактических игр стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Е. И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольно-печатные игры. Это дидактическая кукла с комплектом сезонной одежды и предметами быта (мебель, посуда и т. д., настольно-печатные игры, устроенные по принципу парных картинок, геометрической мозаики.
В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Её авторами являются известные педагоги и психологи : Л. С. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова и др.
В последнее время поиски учёных (З. М. Багуславская, О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, Е. О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносам сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх чаще нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно-дидактическими.