Татьяна Михеева
Дидактические игры по экологии
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Садовые и луговые цветы»
Цель. Учить детей узнавать садовые и луговые цветы по внешнему виду. Закрепить их название, развивать внимание, зрительную память, чувство прекрасного.
РППС. экран, ноутбук, проектор, диск со слайдовой презентацией.
Ход игры.
На экране в левом верхнем углу изображена клумба, в правом нижнем углу - луг. Воспитатель предлагает посадить цветы в место их произрастания и объясняет правила игры :
- если ответ правильный, то цветок перемещается на клумбу или луг;
- если ответ не правильный, то цветок попадает в букет, то есть его сорвали, а цветы рвать нельзя.
Публикация «Дидактические игры по экологии» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дети называют появившийся на экране цветок, определяют место его произрастания, воспитатель нажимает на цветок и, если дети правильно ответили, цветок перемещается на клумбу или луг, если ответ не правильный, то попадает в букет.
2. «Сложи и назови»
Цель: Закреплять названия листьев деревьев, умение складывать плоскостное изображение листа из 6-8 частей, развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.
РППС. Конверты с разрезанными на 6-8 частей плоскостными изображениями листьев дуба, березы, клена, липы, тополя и т. д.
Ход игры:
Ведущий раздает конверты с разрезанными на части листьями и предлагает их сложить и назвать дерево, с которого этот лист. Выигрывает тот ребенок, который первым выполнит задание.
3. «Прыгает-летает»
Цель: Закреплять умение классифицировать и называть насекомых. Развивать слуховое внимание.
РППС. мяч.
Ход игры:
Дети становятся в круг. Ведущий говорит «Летающее насекомое – бабочка» и передаёт мяч, следующий отвечает: «Стрекоза» и т. д. По окончании круга ведущий называет «Прыгающее насекомое» и игра продолжается.
4. «Что лишнее»
Цель. Закреплять знания о растительном и животном мире.
РППС. картинки по сериям: «Дикие и домашние животные», «Хвойные и лиственные деревья», «Птицы».
Ход игры.
Воспитатель показывает детям по очереди картинки: рысь, кабан, свинья, лось, енот и предлагает найти лишнее животное. Аналогично проводится игра с другими сериями картинок.
5. «Когда это бывает?»
Цель. Учить детей соотносить описание природы в загадках, стихах и прозе с определенным временем года и находить соответствующие картинки. Развивать связную речь, слуховое внимание.
РППС. картинки с изображением времен года.
Ход игры.
Воспитатель загадывает загадки, читает стихи, прозу о временах года. Дети называют время года, находят соответствующие картинки и объясняют свой выбор.
6. «Чем похожи, чем отличаются?»
Цель. Учить детей находить сходство и отличие между деревьями и кустарниками. Развивать зрительную память.
РППС. экран, ноутбук, проектор, диск со слайдовой презентацией; плоскостные изображения листьев, стволов, веток, корней.
Ход игры.
Воспитатель показывает на экране слайд с деревом и кустарником и предлагает детям найти и назвать их отличия и сходства.
Затем воспитатель распределяет детей на две команды и дает задания: первой команде - сложить из предложенных плоскостных изображений дерево; второй команде - кустарник. Выигрывает та команда, которая первая справится с заданием.
7. «Грибное царство»
Цель. Уточнить знания детей о съедобных и несъедобных грибах, развивать внимание, мышление, воображение.
РППС. муляжи съедобных и несъедобных грибов, елки, корзина.
Ход игры.
Перед началом игры воспитатель напоминает детям правила сбора грибов: не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны многим жителям леса.
Воспитатель загадывает загадки о грибах:
Этот – главный гриб в лесу.
В ельник я за ним пойду.
Он еще тропинки любит,
Ждёт, когда пройдут там люди.
Из него суп вкусный, светлый,
А зовут грибок тот.
(Белый гриб)
Шоколадно-бурый гриб,
К скользкой шляпке лист прилип.
Воротник ажурный тонок -
Гриб такой зовут.
(Маслёнок)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту -
Зовусь я - …
(Подосиновик)
В мягкой травке на опушке
Всюду рыженькие ушки.
Золотистые сестрички
Называются.
(Лисички)
Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.
(Подберёзовик)
Этот гриб совсем не красен,
Но, поверьте, он опасен -
Не похож на мухомор,
Но на всех наводит мор.
Мор наводит на зверей,
Ядовит и для людей.
В руки даже не бери,
Полон яда он внутри.
В светлой шапке, на дорожке
Он стоит на тонкой ножке.
(Бледная поганка)
Точки белые на красном —
Ядовитый гриб, опасный.
Ни к чему тут разговор —
Не срывайте.
(Мухомор)
Дети отгадывают загадки и находят нужный гриб. Если гриб съедобный, то кладут его в корзину, если несъедобный – оставляют в лесу.
8. «Птицы, звери, рыбы»
Цель. Закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц и рыб.
РППС. мяч.
Ход игры.
Дети стоят в кругу. Один из играющих передает мяч соседу и говорит: «Вот рыба. Что за рыба?». Сосед принимает предмет и быстро отвечает, называет любую рыбу. Затем он передает мяч другому ребенку с таким же вопросом. Мяч передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.
Также играют в названия зверей и птиц.
9. «Послушай и назови»
Цель. Закреплять знания детей о явлениях живой и неживой природы. Развивать слуховое восприятие.
РППС. аудиозапись шума ветра, дождя, раската грома, шелеста листьев, пения птиц, стрекотания кузнечиков.
Ход игры.
Воспитатель включает аудиозапись с разными явлениями природы. Дети, лежа на полу (на индивидуальных ковриках) с закрытыми глазами, слушают, а затем называют явление природы. Если дети отвечают не правильно, воспитатель предлагает послушать еще раз.
10. «Не зевай» (птицы зимующие и перелетные)
Цель. Развивать слуховое внимание, быстроту реакции.
РППС. картинки зимующих и перелетных птиц.
Ход игры.
Воспитатель даё т всем детям картинки зимующих и перелетных птиц и просит внимательно следить: как только прозвучит их название, они должны поднять свою картинку; кто прозевает, выходит из игры.