Снежана Панасенко
Дидактические игры в детском саду и их роль в умственном развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры в детском саду и их роль в умственном развитии ребенка
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности ”
В. А. Сухомлинский
Публикация «Дидактические игры в детском саду и их роль в умственном развитии ребенка» размещена в разделах
Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.
Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).
Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них, которые доступны для детей его группы, соответствует их возрастным возможностям, ибо как легкая дидактическая задача, заключенная в игре, так и трудная в равной степени не вызовут у детей интереса к игре, и, значит, поставленная цель не будет достигнута.
Прежде чем раскрыть роль дидактической игры в умственном воспитании детей дошкольного возраста, напомним о задачах умственного воспитания. Основными из них являются:
формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как основы воспитания правильного отношения к ней;
развитие умственной деятельности : мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда;
- воспитание познавательных процессов любознательности;
- формирование речи: пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи.
Все названные задачи решаются успешно с помощью дидактических игр.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом) ;
- настольно- печатные игры;
- словесные игры.
Игры с предметами – используются игрушки и реальные предметы. Детей знакомят со свойствами предметов, формой, величиной, цветом, качеством. В данных играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач, дети упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по одному признаку, что очень важно для развития логического мышления. В играх с природным материалом закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Воспитатель организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, которые помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях. В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, скажем заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится затем и на своих сверстников.
Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. Игры с предметами : «Посмотри и запомни», «Что лишнее?», «Из чего сделано?» «Кукла Катя обедает»
Настольно-печатные игры : парные картинки, лото, домино, мозаика, лабиринты. При их использовании решаются следующие развивающие задачи : объединение по признакам и смыслу; обобщение, установление связи; закрепление знаний о количественном и порядковом счёте, о пространственном расположении, связная речь; логическое мышление, умение составлять целое из частей; развитие речи и воображения, творчества
Словесные игры – построены на словах и действиях играющих. В этих играх решаются такие задачи: развитие речи, воспитание правильно звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря, развивается умение чётко формулировать свои мысли. С помощью словесных игру детей воспитывается желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат. Игры : «Когда это бывает», «Назови одним словом», «Назови три предмета», «Летает, не летает»
Существует много дидактических игр в продаже, но мне всегда интересно сделать дидактическую игру самой, подходящую по возрасту детей и их интересам. Подобные игры можно сделать и с детьми старшего возраста Старшие дошкольники отбирают иллюстративный, природный материал, изготавливают карточки, настольные игры для детей младших групп. Если ребята сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся. Кроме того, это хорошее средство воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда. При этом помните – Вы всегда можете привнести что-то своё в любую из игр.
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
Ян Коменский