МААМ-картинки

Дидактические игры своими руками

Любовь Короткова
Дидактические игры своими руками
▼ Скачать + Заказать документы

Согласно ФГОС ДО у детей должны формироваться предпосылки к возникновению универсальных учебных действий. Учебная деятельность должна увлекать дошкольников, приносить радость, давать удовлетворение. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей. А дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Публикация «Дидактические игры своими руками» размещена в разделах

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развитие в раннем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

На этот учебный год по данной теме самообразования ставила перед собой следующие задачи:

1. Изучение методической литературы по данной проблеме.

2. Создание картотеки дидактических игр.

3. Пополнять развивающую среду дидактическими играми.

4. Просвещение родителей в данном направлении.

В своей работе опираюсь на труды Е. Г. Пилюгиной и Е. А. Яшушко

Работая в группе детей раннего возраста, изучая методическую литературу, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика. Поэтому я решила уделить большое внимание данной проблеме.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание отечественные и зарубежные ученые, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития. Из своего опыта работы я убедилась в том, что значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Работая над данной темой, я смогла убедиться в том, что сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до лет трёх лет является предметная игра. С детьми раннего возраста провожу игры — занятия, в которых подача какого — либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский.

Поэтому в своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

- создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

- формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

- воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.). Работая с детьми раннего возраста я вела наблюдения и пришла к выводу, что дети обычно испытывают некоторые затруднения при освоении сенсорных эталонов, но основная группа детей справляется с задачами хорошо. И только единицы нуждаются в дополнительных занятиях. В этом году не справились только 5 детей. Один, по субъективным причинам не посещавший детский сад длительное время, четверо детей не говорящих.

В своей работе я использовала следующие виды дидактических игр :

1. Игры для сенсорного развития:

- Величина: «Весёлые пуговки», «Матрёшка в свой домик», «Найди заплатку» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

- Форма: «Подбери колёса», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Матрёшка в свой домик» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

- Цвет: «Разноцветные бусы», «Весёлый зонтик», «Рассади матрёшек на скамеечки», «Молоточек» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

2. Игры с предметами : «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку», «Выложи (цветную, широкую, узкую) дорожку, «Пересыпалочка», и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

3. Игры-эксперименты с водой : «Выжми мочалку», «Кораблики», «В час по чайной ложке», «Налил – вылил» ,«Шарики в воде», «Тонет - не тонет, плавает» (и т. д. см. картотеку) Данные игры развивают мелкую моторику.

Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития. Свою работу с родителями строю на беседах, консультациях: «Как помочь ребенку в сенсорном развитии», «Что такое сенсорика и как ее необходимо развивать?». Составила рекомендацию для родителей по сенсорике. Было проведено родительское собрание «Игротека». Родители ознакомились с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 2-3 лет, направленных на последовательное развитие у детей цвета, формы, величины предметов, положения в пространстве.

Участвовала в интеллектуальной игре «Умната»,в разделе дидактические игры, где заняла 1 место.

На следующий учебный год запланировала следующую работу:

Продолжать индивидуальную работу во всех режимных процессах;

Продолжать пополнять развивающую среду дидактическими играми, как развитие познавательных способностей дошкольника;

Внедрять компьютерные технологии в работу с детьми по данной теме.

Используемая методическая литература

- М. В Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду»;

- Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина «Воспитание сенсорной культуры ребенка»;

- Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»;

- Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша»;

- С. Л. Новоселова «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста»;

-Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию»

- интернет - ресурсы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры своими рукамиДидактические игры своими руками Дорогие коллеги - музыкальные руководители. Хочу поделиться с вами своим небольшим опытом работы. Мы с вами все знаем, что музыкальные.

Дидактические игры для малышей своими рукамиДидактические игры для малышей своими руками Малыши от 2 лет до 3 лет жутко любознательны. А особенно их интересует то, что спрятано, закручено, и закрыто. Для развития познавательной.

Дидактические игры и макеты для дошкольников своими рукамиДидактические игры и макеты для дошкольников своими руками С целью роста познавательного интереса воспитатель должен стараться разнообразить предметно-развивающую среду. Для этого многие изготавливают.

Дидактические игры по математике своими руками 2 частьДидактические игры по математике своими руками 2 часть Предлагаю Вашему вниманию не сложные в изготовлении игры и пособия по математике на изучение дробей, на сложение и состав числа, на изучение.

Дидактические игры по математике своими рукамиДидактические игры по математике своими руками Здравствуйте уважаемые коллеги! В современном детском саду, с ее возможностями нет дефицита в оснащении развивающей среды разнообразными,.

Дидактические игры с прищепками своими рукамиДидактические игры с прищепками своими руками Дидактические игры с прищепками своими руками. Автор: Василькова Татьяна Леонидовна,воспитатель детей дошкольного возраста в детском саду.

Дидактические игры своими рукамиДидактические игры своими руками Хочу познакомить Вас с имеющимся у нас наглядным и дидактическим материалом, изготовленным совместно с детьми и родителями. Дидактические.

Дидактические игры своими рукамиДидактические игры своими руками Дидактическая игра "Лото" Цели:Совершенствование знания чисел в пределах 20,обозначение их цифрами; развитие внимания,памяти. Ход игры:В.

Дидактические игры своими рукамиДидактические игры своими руками В старшем дошкольном возрасте у детей возникает потребность во взаимодействии и общении со сверстниками. Детям свойственны наблюдательность,.

Дидактические игры своими руками. ЛэпбукДидактические игры своими руками. Лэпбук озрастная группа: старший дошкольный возраст Цели и задачи игры: 1. Учить детей самостоятельно находить информацию по изучаемой теме,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры своими руками
Опубликовано: 29 января 2017 в 14:08
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры своими руками» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Короткова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД