Ирина Викулова
Дидактические игры по экологии
▼ Скачать + Заказать документы
«Угадай, какой ты зверь»
Дидактическая задача. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности
животных к окружающей среде; учить классифицировать животных.
Оборудование. Картинки с изображением животных.
Игровое действие. Отгадать, какое животное изображено на картинке.
Игровое правило. Отвечать на вопросы, которые помогают ребёнку выяснить «какой он зверь», можно только «да», «нет», «может быть».
Публикация «Дидактические игры по экологии» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход игры. Воспитатель прикрепляет на спину ребёнку картинку с изображением животного. Затем предлагает всем детям посмотреть, каким «зверем» он стал. «Зверь», задавая вопросы, касающиеся внешнего вида животного, особенностей его движения, повадок, среды обитания, пытается выяснить, кто он.
Игра повторяется несколько раз с заменой картинки,
изображающей животного, и заменой отгадывающего ребёнка.
Игру можно варьировать, предлагая детям картинки с
изображением птиц, рыб и других представителей фауны, постепенно подводя их к выделению характерных признаков различных групп животных.
Усложняя игру, можно исключить наглядность (картинку) и предложить отгадывать «на основе представлений».
«Назови меня»
Дидактическая задача. Уточнить знания детей о характерных особенностях внешнего вида и повадках животных; развивать способность создавать «образ» животного, используя мимику и жесты.
Игровое действие. Имитация повадок животных.
Игровое правило. Имитировать повадки животных молча.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям загадать любого представителя фауны (каждому по отдельности). Затем они по очереди изображают это животное, пытаясь как можно точнее передать характерные особенности его поведения с помощью мимики и жестов. Игру можно усложнить, предложив двум – трём детям изобразить одно животное.
«Хищник – добыча»
Дидактическая задача. Упражнять детей в установлении связи «хищник – добыча».
Игровое действие. Ловля «добычи хищниками».
Игровые правила. Пойманным считается то животное, которым питается данный хищник. Начинать салить можно только по сигналу воспитателя.
Ход игры. Воспитатель выбирает двух детей и предлагает каждому из них назвать любое известное им животное – хищника. Остальным участникам игры раздаёт картинки с изображением разных животных. По сигналу воспитателя «хищник» ловят свою «добычу», например, лиса ловит зайца, утку, суслика, фазана, мышь, ежа, лягушку… Побеждает тот, кто поймает больше «своей» добычи.
По мере усвоения правил количество «хищников» можно увеличить до трёх – пяти.
«Снятие копий»
Дидактическая задача. Упражнять детей в различении объектов природы; развивать визуальное восприятие, память; вызвать интерес к родному краю.
Оборудование. Две салфетки; шишки, семена, плоды, листья, камешки и т. д.
Игровое действие. Поиск копий предметов, спрятанных под салфеткой.
Игровое правило. Поиск дети начинают и заканчивают по сигналу воспитателя.
Ход игры. Воспитатель располагает на салфетке и прикрывает другой собранные заранее объекты природы (шишки, семена, плоды, камешки, листья и др.). Расположив детей полукругом, поднимает вторую салфетку и предлагает им в течение 20 секунд посмотреть и запомнить всё, что лежит перед ними. Затем опять накрывает их салфеткой. Дети начинают искать «копии». Через 5-7 минут воспитатель подзывает их и, один за другим вынимает предметы из – под салфетки, рассказывает о каждом и спрашивает детей, нашли ли они такой же.
Игра повторяется несколько раз с количественными и качественными изменениями в наборе предметов. По мере развития устойчивости детского внимания и объёма памяти количество объектов может возрастать (от 5 до 10 – 15).
«Пищевые цепочки»
Дидактическая задача. Закрепить знания детей о связях и зависимостях между явлениями и объектами природы; подвести к пониманию невозможности извлечения отдельных элементов природы без нарушения целостности экосистемы.
Оборудование. Несколько бечёвок.
Игровое правило. Звеном цепочки с определённым названием становится ребёнок, который первым правильно назвал объект природы.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать любое растение или дерево, произрастающее в данной местности, например ель. Тому, кто первым откликнулся на предложение воспитателя, присваивается «имя» этого растения или дерева и даётся в руки конец бечёвки. Задавая детям вопросы, воспитатель выясняет, как связано это дерево с другими объектами природы (на ели питаются клёст, белка, гусеница, короед). Детям, назвавшим их «имена» и даётся в руки другой конец бечёвки, соединяющий их с «елью». Далее воспитатель спрашивает: «Кто питается гусеницами (бабочками?» (Дятел, лягушка, жаба, ёж и т. д., при этом гусенице в другую руку даётся конец второй бечёвки, соединяющий её с «дятлом», «ежом», и др. Таким образом, взрослый вместе с детьми «плетёт сеть» до тех пор, пока все объекты природы не будут объединены в свою «собственную» экосистему.
Чтобы продемонстрировать, что каждый элемент важен для всей системы, можно извлечь одно из звеньев «пищевой цепочки», например «дятла» («дятел», выходя из экосистемы, дёргает за бечёвку). Каждый играющий, почувствовав рывок, дёргает за бечёвку, которую он держит в руке. Процесс продолжается до тех пор, пока каждый не убедится, что без «дятла» «пищевая цепочка» разрушается.
«Загадочная тропинка»
Дидактическая задача. Подвести детей к установлению взаимосвязи между особенностями внешнего вида объектов природы и приспособлением к окружающей среде (защитная окраска и маскировка); продолжать развивать визуальное восприятие.
Оборудование. Различного рода поделки и игрушки небольших
размеров.
Игровое действие. Поиск предметов, спрятанных воспитателем.
Игровые правила. Дети начинают и заканчивают поиск по сигналу воспитателя. Во время поиска нельзя обозначать найденный предмет словом или действием.
Ход игры. Игра проводится на природе. Воспитатель вдоль тропинки (40 – 50шагов) располагает до десяти предметов (птица, белая и серая мыши, бумажная бабочка, банан, цветок и др.) таким образом, чтобы одни из них почти слились с природным окружением, а другие выделялись на общем фоне (количество предметов не называется). Воспитатель предупреждает детей: увидев предмет, они должны идти дальше, ни словом, ни жестом не давая знать, что они что – то увидели. По сигналу воспитателя дети один за другим через определённые интервалы продвигаются по тропинке и, дойдя до её конца, шёпотом говорят воспитателю, сколько предметов они обнаружили и какие именно.
Если никто не увидит всех предметов, можно назвать их количество и предложить поиграть ещё раз.
После игры целесообразно обсудить с детьми значение маскировочной окраски животных и предложить им назвать и поискать мелких представителей фауны с защитной окраской.
Для усложнения игры рекомендуется увеличить количество предметов (до 15 – 20) и подбирать всё менее заметные на общем природном фоне предметы (например, восковые грибы с разнообразной окраской шляпок, мелких искусственных насекомых).
«Лисы и зайцы»
Дидактическая задача. Уточнить и закрепить представления об особенностях образа жизни и повадках животных; подвести к установлению взаимосвязей между образом жизни и внешним видом, питанием и средой обитания.
Игровое действие. Ловля «добычи».
Игровые правила. Если то, что говорит ведущий, правильно, то лисы ловят зайцев, если – нет, то зайцы ловят лис. Ловить можно только по сигналу воспитателя. Ребёнок, допустивший ошибку, выбывает из игры.
Ход игры. Воспитатель делит детей на две команды и ставит их на небольшом расстоянии лицом друг к другу. На расстоянии 20 – 25 шагов позади каждой команды линией обозначается её дом. Ведущий говорит: «Лошадь питается травой» (лисы ловят зайцев, стараясь поймать их до того, как они пересекут линию дома; каждый пойманный переходит в команду соперника).
Игру можно усложнить, предлагая детям менее очевидные высказывания (например, «ёж питается растительной пищей»).
Игру можно варьировать, предлагая задания сенсорного характера (на лугу много розовых цветов клевера, понятийного характера (мышь делает запасы на зиму, требующие умения наблюдать (над нами пролетела стайка птиц, идентифицировать (это дерево обгрыз лось, и др.
Можно видоизменить игру, предлагая детям высказывания об особенностях роста и развития растений, о неживой природе, о рыбах, птицах и т. д.