Елена Павленко
Дидактические игры по речевому и социально-эмоциональному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры по речевому развитию
1- Игра «Волшебный молоточек»
Цель: учить детей делить слова на слоги; произносить каждую часть слова, отрабатывать ритм молоточком.
Материал: молоточек.
Ход игры : Игроков может быть двое или разделены на две команды. Дети стоят в колоннах. Ведущий воспитатель называет слова по лексическим темам: например: молоко, булка, банка, пакет, чек, товар и т. д. Дети, стоящие в начале каждой колонны, по очереди повторяют слова и отбивают ритм молоточком столько раз, сколько слогов в слове, и передаёт молоточек следующему игроку. Побеждает та команда, которая ошибётся меньше другой.
Публикация «Дидактические игры по речевому и социально-эмоциональному развитию» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
2- Игра «Кубик слов»
Цель: закрепить умение называть слова с заданным количеством слогов.
Материал: кубик, на гранях которого цифры от 1 до 6.
Ход игры : Дети стоят по кругу. Ведущий кидает по очереди каждому ребёнку кубик. Ребёнок, поймавший кубик должен назвать слово с данным количеством слогов, которое выпало ему на кубике.
3- Игра «Волшебный обруч»
Цель: закрепить умение делить слова на слоги.
Материал: обручи; карточки-слова; карточки с цифрами от 1 до 6.
Ход игры : На полу разложены три обруча. Внутри каждого обруча лежит карточка с цифрой. На столе разложены карточки- слова. Детей поделить на команды. По сигналу дети должны разложить карточки — слова в обручи с заданным количеством слогов.
Выигрывает тот, кто быстрее и точно выполнит задание.
4- Игра «Гусеница»
Цель: активизация словаря; развитие внимание.
Ход игры : Игроки делятся на две команды и строятся друг за другом. Игра начинается с игрока, который стоит последний. Командам предлагается по очереди называть предметы, которые их окружают. Последний игрок, назвавший слово, становится первым. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и называл большее количество предметов, не повторяясь и таким образом команда продвигается вперёд и выигрывает.
5- Игра «Звучащий паровозик»
Цель: активизация звуков.
Материал: паровозики со звуками.
Ход игры : Ведущих «паровозиков» может быть от 2-4 человек. На груди у них висит паровозик с заданным звуком. Остальные дети называют слова с заданным звуком «паровозика» и цепляются к нему, как вагончики.
6- Игра «Сороконожка»
Цель: развитие зрительной памяти и внимания.
Ход игры : В игре участвуют не более 5-6 детей. Выбирается «сороконожка», остальные дети встают друг за другом. Ребёнок «сороконожка» смотрит внимательно на вагончики и старается их запомнить. Потом он отворачивается, а воспитатель спрашивает: кто у нас второй, третий, пятый, четвёртый вагончик? Сороконожка отвечает и расставляет детей на свои места. Если ребёнок-сороконожка угадал не все вагоны, он повторно становится ведущим. Выигрывает тот, кто правильно расставит все вагончики.
7- Игра «Нарисуй картинку на заданный звук»
Цель: активизация звуков, составление рассказов по картинкам- схемам.
Материал: лист бумаги, маркер.
Ход игры : Дети называют слова на заданный звук. Воспитатель схематично рисует их на листе бумаги. Потом, даёт задание составить сказочный рассказ из этих слов.
8. Игра «Составь предложение по силуэтам»
Цель: закрепить умение составлять предложение.
Материал: сюжетные картинки, карточки-силуэты.
Ход игры : На столе лежат сюжетные картинки и карточки - силуэты. Дети должны подобрать силуэты, подходящие к сюжетной картинке и составить предложение на заданное количество слов.
9- Игра «Найди спрятанные слова»
Цель: активизация словаря; способствовать развитию мышления, памяти, внимания.
Материал: любая сюжетная картинка.
Ход игры : Глядя на картинку ребёнок должен назвать слова которые спрятались в этой картинке. Например, картинка из знакомой сказки: слова, которые спрятались-лиса, рыжая, пушистая, сказочная, ловкая, нарядная, лес, дерево, пенёк, травка, цветок и т. д.
Детям постарше усложнить задание: пусть расскажут не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот лиса. Она живет в лесу. У нее рыжая шубка и т. д.
10- Игра «Цепочка из слов»
Цель: развитие слухового внимания.
Материал: картинки-слова.
Ход игры : Педагог показывает картинки-слова, а дети по порядку выбирают картинки-слова, которые начинаются с последнего звука предыдущего слова.
Игры по социально эмоциональному развитию.
1- «Волшебная банка»
Цель: развитие тактильных ощущений.
Материал: банка яркая, но не прозрачная, предметы.
Ход игры : На дно банки кладётся предмет. Ребёнок засунув руку в банку должен определить на ощупь, что там за предмет и показать мимикой своё отношение к этому предмету.
2- «Джинн»
Цель: вызвать эмоциональное доброжелательное отношение друг ДРУГУ-
Ход игры : Дети становятся в круг. Ребёнок «Джинн» на корточках в центре круга. Дети сужают круг со словами «Абра-кадабра-бумс» и в конце хлопают в ладоши. Ребёнок «Джинн» со звуком «у-у -у» встаёт, имитируя движения Джинна и он говорит: «Я джинн, я исполняю ваши 3 желания, первое желание» и указывает на любого ребёнка. Ребёнок загадывает желание. Например: показать какой-нибудь объект с определённым настроением и т. д. Кто лучше выполнил задание становится «Джинном».
3- «Ласковая обзывалка»
Цель: вызвать эмоциональное доброжелательное отношение друг ДРУГУ.
Ход игры : Дети стоят в кругу. Даётся задание по лексическим темам. Слова обзывалки должны быть ласковыми. Например, тема «Музыкальные инструменты». Ласковые слова — ты дудочка; ты барабанчик; ты-микрофончик; ты-музыкантик и т. д.
4- «Г номы в лесу»
Цель: элементы пантомима.
Ход игры : Воспитатель рассказывает сюжет на любую тему. Дети должны сопровождать действием и эмоциональной окраской своего состояния.
5- «Угадай эмоцию»
Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении. Формирование моральных представлений, коррекция поведения.
Ход игры : Каждый ребёнок по очереди задумывает эмоцию и показывает её с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию.
-Дети вспоминают что-нибудь весёлое и стараются это выразить мимикой, жестами, пластикой - всем телом. Наблюдают, как это делают другие.
-Дети вспоминают что-нибудь печальное.
-Дети вспоминают что-нибудь, вызывающее злость.
6- «Медвежата»
Цель: снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.
Ход игры : Дети, представляя себя «медвежатами», делают страшные мордочки, раздвигают руки в стороны, согнутые в локтях, ходят по группе и издают душераздирающие крики.
Игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам. Ведь даже у детей сейчас редко появляется возможность делать то, что хочется.
7- «Лови-Лови!»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Материал: палочка длинной 0,5 м с прикреплённым к ней лёгким мячиком на яркой ленте.
Ход игры : Выбирают ведущего, вручают ему палочку, затем становятся в круг, ведущий - в центре круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови - лови!». Задача играющих - поймать мяч, который всё время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколько участников.
8- «На что похоже настроение?»
Цель: Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии, коррекция тревожности, формирование социального доверия.
Ход: Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает — какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое, и т. п.
9.«Заколдованный ребёнок»
Цель: обучение элементам техники выразительных движений.
Ход игры : Ребёнка заколдовали. Он не может говорить и на вопросы отвечает жестами, показывая рукой на различные предметы и указывая направления: шкаф, стол, внизу вверху, там.
10 «Угадай настроение».
Педагог показывает разные состояния человека с помощью выразительных жестов, а дети угадывают и показывают на пиктограмме эмоцию.
Предлагаемые варианты:
злой;
толстый;
грустный;
холодно;
большой;
тяжелый;
радостный.