Макшеева Марина Владимировна
Дидактические игры по развитию речи «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры по развитию речи на тему : «Весна»
Игра "кто больше назовёт действий?"
Цель: упражняться в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы.
-Что можно сказать о снеге? Снег что делает?
(идёт, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит.)
-Что можно сказать о дожде? Дождь что делает?
(идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше.)
-Что делают птицы весной?
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Игры, дидактические пособия
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Дидактические игры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
(прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнёзда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов.)
-Что делают почки весной?
(наливаются, набухают, лопаются, развёртываются в зелёные листья, растут, раскрываются)
-Что можно делать с цветами?
(сажать, поливать, смотреть на них, любоваться ими, дарить, нюхать, срезать их, ставить в вазу.)
Игра "Весенние слова"
Цель: упражняться в подборе определений к существительным.
-Зимой небо, какое?
(ясное, хмурое, низкое, тяжёлое, холодное, мрачное.)
-Весной небо, какое?
(голубое, яркое, чистое, весеннее, высокое, весёлое, ясное.)
-Весной солнце, какое?
(яркое, лучистое, тёплое, ласковое.)
Игра "Угадай"
-Весёлая, звонкая, прозрачная - что это?
(Капель, сосулька)
-Холодный, снежный, светлый, весенний, солнечный - что это?
(день)
Игра "Подбери слово"
Цель: упражняться в подборе существительных и в правильном согласовании слов.
Солнечный, весёлый.
Ясная, холодная.
Серое, хмурое.
Робкая, ранняя.
Всходит, появляется, прорастает.
Прилетают, возвращаются.
Игра "Как можно назвать весну?"
цель: упражняться в подборе прилагательных.
-Как можно назвать весну? Какая она?
(буйная,цветущая,радостная,смелая,звонкая,тёплая,долгожданная,дружная,ранняя. поздняя, красивая)
-Каким цветом нарисуем весну?
(зелёная весна, всё зеленеет,раскрывается, пробуждается)
Игра "Скажи наоборот о весне"
Цель: учить подбирать антонимы к словам.
Весна :
Ранняя - поздняя
Затяжная - дружная
Тёплая - холодная
Весёлая - грустная
Игра «Без чего не может быть весны?»
Цель: упражнять в подборе существительных и в правильном согласовании слов.
Весна не может быть без … (яркого солнца).
Весна не может быть без (луж).
Весна не может быть без… (ручейков).
Весна не может быть без… (грозы).
Весна не может быть без (майских жуков).
Игра «Подбери слово»
Цель: подбор существительных к глаголу.
Греет… (солнце)
Тает… (снег)
Журчит… (ручей)
Набухают (почки)
Капает (капель)
Игра «Подбери как можно больше слов – признаков»
Цель: актуализация словаря. Формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными.
Солнце (какое) – яркое, весеннее, тёплое, лучистое.
Почки (какие) – клейкие, набухшие, ароматные.
Листья (какие) – зелёные, душистые, молодые.
Ручьи (какие) – весёлые, звонкие, быстрые, шумные.
Игра «Один - много»
Цель: согласование имен числительных и имен существительных.
Одна что? (Лужа.) Если несколько, то как о них скажем? (Лужи.) А много чего? (Луж.)
Ручей - ручьи – ручьев.
Дерево - деревья – деревьев.
Туча – тучи – туч.
Проталина – проталины – проталин.
Дидактические игры по лексической теме «Домашние животные»
Дидактическая игра "Что ни шаг, то зверь".
Цель - учить называть домашних животных.
Речевая задача - обогащение словаря по теме "Домашние животные";
-обучению использованию в речи обобщающего понятия "Домашние животные".
Ход игры : В игре участвуют несколько человек. Они становятся вдоль линии. Им предлагается вспомнить как можно больше названий домашних животных. Каждый ребенок, по очереди, идя вперед должен громко произносить при каждом шаге название животного. Останавливаться нельзя. Выигрывает тот, кто дальше пройдет.
Дидактическая игра "Зоологическое лото".
Цель - учить узнавать и называть животных.
Речевая задача - согласование местоимений с существительными;
- обучение и закрепление в классификации, сравнении, обобщении.
Материал - картинки большие и маленькие с изображение животных.
Ход игры : Детям раздаются большие картинки с
изображением домашних и диких животных. У водящего маленькие карточки с изображением животных. Водящий показывает карточку с изображением животного, ребенок, у которого есть это. животное, должен назвать его и сказать какое это животное домашнее или дикое. Например: "Это мой медведь, это дикое животное".
Дидактическая игра "Кто, где живет".
Цель - учить различать домашних животных;
- учить классифицировать домашних животных по месту обитания.
Речевая задача - обогащение словаря детей названиями хозяйственных построек;
- употребление существительных в предложном падеже единственного числа.
Материал - мяч.
Ход игры : Приходит Незнайка. Он не знает, где живут домашние животные. Предлагается детям назвать, где живут домашние животные. Воспитатель бросает мяч. Ребенок, поймавший мяч, должен назвать, где живет домашнее животное. Игрок: "Собака живет в конуре.
Лошадь живет в конюшне.
Корова живет в коровнике.
Свинья живет в свинарнике".
Дидактическая игра "Помоги найти маму".
Цель - расширить знания о животных и их детенышей.
I вариант:
Речевая задача - обучение образованию существительных при помощи суффиксов: -онок, -енок.
Ход игры : "Ребята, что это за звуки? Прислушайтесь, кто-то плачет. Давайте посмотрим, кто же это плачет. Ой, кто это? Да, правильно. Это детеныши домашних животных. Что случилось? Почему вы плачете? Да они, наверное, потерялись. Давайте поможем им найти маму". Дети берут картинки с изображением детенышей и ищут каждому детенышу маму. А теперь давайте назовем их семью, чтобы в следующий раз они знали, кто их родители и могли
их найти сами. Например: "Кот - кошка - котенок,
пес – собака - щенок".
Дидактическая игра "Накормим животных".
Цель - учить детей знать и называть животных и корм для них.
Речевая задача - учить использовать в речи простые распространенные предложения;
- обучение употреблению существительных в творительном падеже единственного и множественного числа.
Материал - картинки с изображением животных и корма для
Ход игры : "Ребята, вчера мне позвонила бабушка и попросила придти сегодня и накормить домашних животных. Сама она их накормить не может, так как будет занята. А я хочу пригласить вас с собой. Вы согласны? Тогда давайте возьмем корм для животных и пойдем их кормить. Давайте сядем в автобус и поедем. Вот мы и приехали. Кто это нас встречает? Как их назвать одним словом? (домашние животные). Давайте их накормим. Чем мы их накормим? ". Дети дают корм животным и рассказывают. Например: "Корову накормим сеном, травой. Лошадь овсом, сеном. Кошку - молоком и рыбой".
Речевая задача - обучение употреблению существительных в родительном падеже единственного числа.
Дидактическая игра "1,2,5".
Цель - закрепить знания о домашних животных и их детенышах.
Речевая задача - обучение согласованию количественных числительных с существительными.
Материал - карточки с изображением домашних животных и их детенышей.
Ход игры : "Кто это? Как их назвать, одним словом? Почему их так называют? Да, это домашние животные, они живут около человека, и он о них заботитесь. А эти животные живут у бабушки в деревне. Давайте посчитаем, сколько животных живут у бабушки". Дети берут карточки и считают. Например: «Два котенка, одна лошадь, два жеребенка".
Дидактическая игра "Назови ласково".
Речевая задача - обучение образованию существительных при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов;
- обогащение словаря однокоренными словами.
Материал - фишки.
Ход игры : "Ребята, вам нравится, когда вас называют ласково? И животным тоже нравится. Давайте назовем их ласково". Дети образуют ласковые слова. За каждое ласковое слово - картинка. Выигрывает тот, кто больше соберет картинок. Игрок: "Собака - собачка, собаченька, собачушка".
Дидактическая игра "Кто больше назовет действий".
Цель - знать, что могут делать животные.
Речевая задача - обогащение глагольного словаря;
- обучение детей правильному употреблению в речи глаголов 3-го лица единственного числа.
Материал – картинки с изображением домашних животных
Ход игры : На игру приходит Незнайка и приносит с собой картинки. Задание детям – подобрать слова, обозначающие действия изображенного животного. Дети делятся на две группы. Выигрывает та группа, которая назовет больше действий.
Игрок: «Что делает собака? – лает, кусает, рычит, сторожит, охраняет, охотится.
Что делает корова? – жует, мычит, бодается, дает молоко».
Дидактическая игра "Поймай, скажи".
Цель - знать, как подают голос разные животные.
Речевая задача - обучение детей правильному употреблению глаголов 3-го лица, единственного числа, настоящего времени;
- расширение глагольного словаря.
Материал - мяч.
Ход игры : Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч детям, называя при этом животное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие того животного. Например: "Корова - мычит. Собака - лает. Кошка - мяукает. Свинья -
хрюкает".
Дидактическая игра "Человек и животные".
Цель - учить вести диалог, инсценировать диалог.
Речевая задача - закрепить умение пользоваться простым распространенным предложением с «прямым дополнением;
- развивать навык диалогической речи.
Материал - маски лошади, коровы, собаки, петуха, курицы.
Ход игры : Воспитатель читает сказку "Человек и животные". После прочтения сказки, воспитатель распределяет роли среди детей и раздает им маски. Инсценируется диалог.
Дидактическая игра "Сравни нас".
Цель - учить сравнивать животных.
Речевая задача - обучение составлению и использованию в речи сложносочиненных предложений с союзом а.
Материал - карточки с изображением домашних животных.
Ход игры : Перед детьми 2 картинки с изображением двух домашних животных (корова и лошадь). Воспитатель предлагает сравнить животных по этим картинкам. Например: "У коровы хвост кисточкой, а у лошади метелкой. У лошади есть грива, а у коровы гривы нет".